Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории. ГЛАВА 4. ПУШКИНЪ (часть 3)

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

Предыдущие публикации цикла "Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории" (ПУШКИНЪ, Лермонтов, Аракчеев, Вяземский), а также много ещё чего - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

Закончив во второй части нашу антологию кинопушкинианы 1952-м годом, я собирался было обозреть как минимум с десяток фильмов более позднего периода, в которых нетленный образ Александра Сергеевича воссиял бы южным солнцем, озаряя лучами своего гения благодарных зрителей, да... не тут-то было! Выяснилась парадоксальная ситуация: оказывается, советские (и, пожалуй, даже уже просто российские!) кинематографисты аж несколько последующих десятилетий как-то с опаской относились к попыткам экранного воплощения образа Пушкина: то ли госзаказа на это дело почему-то не поступало (нужны были другие герои?.. Вспоминаются блоковские "богатыри не те, и витязи иные"...), то ли сценария достойного не было, а вернее всего – сыграл не последнюю роль здравый смысл. Уж больно сложна фигура поэта! С одной стороны, легко можно впасть в дидактизм и в надежде на ухищрения современных технологий и благосклонность стремительно глупеющей молодёжной аудитории снять этакие... живые иллюстрации - вроде «Пушкин пьёт шампанское с няней», «Пушкин с Вяземским на балу посмеивается над Лизой "Голенькой" Хитрово», «Пушкин читает стихи Жуковскому», с другой – вообще оказаться посмешищем, перегнув палку в бесплодных попытках продемонстрировать всё разнообразие этой сложнейшей натуры. Естественная реакция на известные события вокруг Натали «арапской» природы поэта – это одно, а актёрская визуализация её – дело совсем иное! В итоге Пушкина на экране «по-серьёзному» (помимо различных иронических и откровенно несерьёзных его воплощений, о которых мы, скорее всего, поговорим отдельно) можно было увидеть только... один раз, а второй – НЕ увидеть вообще, но это «развидение» было едва ли не лучшим из всей отечественной визуализации Пушкина. Итак?..

ДА БЫЛ ЛИ ПУШКИН?..

Говоря о «невидимом Пушкине», я, конечно же, имел в виду замечательный фильм 1986 года «Последняя дорога», поставленный на «Ленфильме» Леонидом Менакером по сценарию самого Менакера и прекрасного ленинградца - литератора и знатока эпохи Якова Гордина. Посвященный последним дням жизни поэта, фильм выстроен как реконструкция событий «до» и «после» дуэли без самого Александра Сергеевича. Вернее, он мельком появляется в кадре всего на пару секунд, переносимый на руках верного дядьки Козлова, всё остальное – либо пушкинское окружение, либо представители противоположного лагеря.

Слева направо - Нессельроде, Дубельт, Уваров. Сообщники вместе
Слева направо - Нессельроде, Дубельт, Уваров. Сообщники вместе

Цепляющая буквально с первого просмотра (а, замечу сразу, пересматривать «Последнюю дорогу» хочется), картина запоминается целым рядом несомненных достоинств, одно из которых – сильнейший актёрский состав, воплотивший реальные или выдуманные образы пушкинских современников столь осязаемо, что представить себе иных Жуковского (Александр Калягин), Уварова (Альберт Филозов), Вяземского (Вадим Медведев), Данзаса (Сергей Сазонтьев), Геккерна (Иннокентий Смоктуновский) или Дубельта (Андрей Мягков) практически невозможно и сейчас.

Самая лучшая Натали из всех честно отсмотренных автором Натали
Самая лучшая Натали из всех честно отсмотренных автором Натали

Удались и женские образы. – Александрина (Анна Каменкова), графиня Нессельроде (Римма Маркова) и... да, сама Натали. Сыгравшей её Елене Караджовой – актрисе, действительно, без «допусков" красивой – веришь: и когда она просто проезжает по зимнему Петербургу, и в сложнейшей сцене ухода поэта. Помрачение её рассудка - эпизод, разыгранный, даже - пережитый по всем правилам психиатрической науки.

А в момент выхода Жуковского к народу, когда он, собираясь с силами, произносит простую и страшную фразу «Пушкин... умер», масштаб трагедии ощущается каждою клеточкой... Самое удивительное впечатление от «Последней дороги» - Пушкина в фильме нет, но он... есть! Готов к дискуссиям (если понадобится), но это – лучший Пушкин на нашем экране! И – да, лучшее экранное доказательство аксиомы «короля делает свита».

Всем заблуждающимся по поводу роли и самой фигуры Сергия Семеновича.Уварова в отечественной Истории крайне рекомендую посмотреть фильм. В трактовке Альберта Филозова Уваров предельно... объяснён.
Всем заблуждающимся по поводу роли и самой фигуры Сергия Семеновича.Уварова в отечественной Истории крайне рекомендую посмотреть фильм. В трактовке Альберта Филозова Уваров предельно... объяснён.

НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ О ТОМ, КАК ДЕЛАТЬ "ПРО ПУШКИНА" НЕ НУЖНО

Фильм Натальи Бондарчук (продюсера Натальи Бондарчук по сценарию Натальи Бондарчук) «Пушкин. Последняя дуэль» вышел в 2006 году под слоганом (ни много, ни мало, чего уж там) «Пришло время узнать правду». Сколь безапелляционно, столь же и вызывающе самонадеянно. 170 лет не знали, и вот только сейчас нам откроют на неё глаза... Прямо вот так? Правду?!!! Что – всю?! Удивительно, что создателей этого претенциозного псевдоэпика не смутило общепринятое в приличном обществе расхожее мнение, что, если уж осмелился сказать столь громогласное «А!», то и «Б» должно быть как минимум на той же ноте, а вовсе не по нисходящей вполголоса... такое «бээээээээ...» Вот именно «бээээээ» и вышло.

Оптическая иллюзия? Исаакий уже выстроен. Наверное, нам лгали
Оптическая иллюзия? Исаакий уже выстроен. Наверное, нам лгали

«Вся правда» оказалась антирусским заговором агентов «западного влияния» (ах, как актуально, не так ли?.. Уж этот нам Запад!), направленным на физическое устранение «государственника» и верного царю до последнего вздоха Пушкина. Фу, как жидковато... Впрочем, об этом писалось в своё время достаточно. Что же до фигуры самого Александра Сергеевича в исполнении столь густо облепленного растительностью Сергея Безрукова, что временами он напоминает недостающее звено в эволюционной цепочке между князем Петром Ивановичем Багратионом и Росомахой Хью Джекмана, то она вышла в аккурат с тем градусом «чрезмерности» и аффектированности, каковой и я упоминал со всевозможными опасениями в первом абзаце сегодняшней статьи.

Полагающих, что корпулентный дядечка на фото - какой-нибудь безымянный генерал, хочу разочаровать. Это - "самый красивый мужчина в Европе" Николай I. Правда - похож? А усищи-то, усищи!..
Полагающих, что корпулентный дядечка на фото - какой-нибудь безымянный генерал, хочу разочаровать. Это - "самый красивый мужчина в Европе" Николай I. Правда - похож? А усищи-то, усищи!..

Повторюсь, хоть, наверное, это не совсем скромно и вовсе даже не комильфо: «оказаться посмешищем, перегнув палку в попытке продемонстрировать всё разнообразие пушкинской натуры. Естественная реакция на известные события вокруг Натали «арапской» природы поэта – это одно, а актёрская визуализация её – дело совсем иное!» Кто хочет «рвания страстей» на тряпки и натуралистичной (крайне натуралистической!) визуализации пушкинских моральных и физических страданий – айда к нам! У нас тут как в бульварных романах: мировые заговоры, расследования («отразить всё, что скрыто»), интриги, дуэли, крики, слёзы, любовь и кровь. Занятно, да, но, пожалуй, - только для школяров для заданного сочинения на тему «Пушкин – наше всё». Безруков, похоже, честно - как мог - отрабатывал свой актёрский хлеб, но изначально аффектированная трактовка впридачу с бросающейся в глаза дешевизной новодельной (в стиле "адъютанты любви") постановки убили всё.

А вот на этом снимке - хорош. Особенно - выражение лица. Но лучше всего одним снимком и ограничиться... Например, сделать небольшой диафильм?
А вот на этом снимке - хорош. Особенно - выражение лица. Но лучше всего одним снимком и ограничиться... Например, сделать небольшой диафильм?

Помилуйте, одно название "Последняя дуэль" отдаёт таким провинциальным драматизмом, что поневоле вспоминаешь купринского поручика Ромашова, втайне сочиняющего повесть под названием "Последний роковой дебют". Остаётся лишь снять картуз и преклонить колени перед провидческой деликатностью Леонида Менакера, сделавшего фильм «про Пушкина» без Пушкина, и тем самым выигравшего сто очков разом у всех, кто так или иначе пытался «по серьёзке» оживить образ поэта на экране.

Даже не пытайтесь угадать - кто сей красавчик слева. Князь Пётр Андреевич Вяземский. Думаю, оригиналу было бы лестно
Даже не пытайтесь угадать - кто сей красавчик слева. Князь Пётр Андреевич Вяземский. Думаю, оригиналу было бы лестно

А нам осталось пройтись ещё по нескольким Пушкиным и, уверяю, скучно не будет...

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

ЗДЕСЬ - "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу