Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории. ГЛАВА 4. ПУШКИНЪ (часть 4)

Предыдущие публикации цикла "Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории" (ПУШКИНЪ - три первые части, Аракчеев, Вяземский и Лермонтов), а также много ещё чего - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

Завершая небольшой цикл статей о Пушкине на экране со всеми шансами утомить уже терпеливого читателя, я всё же рискну предложить промчаться с бешеной скоростью галопирующей цирковой кобылы по невсамделишным, даже откровеннее – юмористическим Пушкиным, предъявленным отечественному кинозрителю в соответствии с концепциями своих картин несколькими режиссёрами. Разумеется, никакого кощунства (ах, как можно! Это же Пушкин!!!!!!!!!!!.. и пятьдесят два восклицательных знака) в таком постанове вопроса нет и быть не может, ежели, разумеется, речь не идёт об откровенном издевательстве, до которого, кажется, никто ещё не опускался. Более того, замечательный пример иронии над «бронзовением извне» не только Пушкина, но и всей славной когорты классиков подал в своё время странный умничка Даниил Хармс (или авторство Хармса - тоже мистификация?) в своих литературных анекдотах. Ну, приведём хоть несколько...

У Вяземского была квартира окнами на Тверской бульвар. Пушкин очень любил ходить к нему в гости. Придет - и сразу прыг на подоконник, свесится из окна и смотрит. Чай ему тоже туда, на окно, подавали. Иной раз там и заночует. Ему даже матрац купили специальный, только он его не признавал."К чему, - говорит,- такие роскоши?" И спихнет матрац с подоконника. А потом всю ночь вертится, спать не дает.
Однажды Пушкин написал письмо Рабиндранату Тагору. "Дорогой далекий друг, - писал он, - я Вас не знаю, и Вы меня не знаете. Очень хотелось бы познакомиться. Всего хорошего. Саша". Когда письмо принесли, Тагор предавался самосозерцанию. Так погрузился, хоть режь его. Жена толкала, толкала, письмо подсовывала - не видит. Он, правда, по-русски читать не умел. Так и не познакомились.

В примерно подобном ключе был подан Пушкин у Сергея Соловьева в «Наследнице по прямой» (Сергею Шакурову бакенбарды на удивление к лицу), И хоть поэт появляется в картине совсем ненадолго и исключительно в воображении главной героини, фигура его в обличии чертовски харизматичного Шакурова мало того, что запоминается, так ещё и заставляет сожалеть о преступном неиспользовании возможностей актёра именно в образе Пушкина. Мы хорошо помним, как Шакуров умеет молчать, и как... взрываться, и какая обаятельная у него улыбка. Это мог бы быть шикарнейший Пушкин - хоть для того и пришлось бы облепить фактурного Сергея Каюмовича пресловутыми бакенбардами.

-2

у Владимира Хотиненко в неудачном и престранном, к слову, «Страстном бульваре» в бакенбарды и крылатку обряжается герой покойного Сергея Колтакова... Собственно, его персонаж вовсе и не Пушкин, скорее, визуальное воплощение возрастной рефлексии.

-3

Но в связи с этим хочу привести ещё один снимок Колтакова: пробы к так и не осуществлённому фильму о Пушкине. Колтаков здесь - выпускник ГИТИСа 1981 года. памятуя удивительный талант (и столь же сложный характер) актёра, позволю предположить: это был бы прелюбопытнейший опыт визуализации поэта!

-4

Ничего обидного в двух приведённых выше примерах нет вовсе, Пушкин у них – уже не конкретный великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, а, скорее, некоторая знаковая константа, своего рода – оживший Памятник Пушкину.

А вот об одной любопытной картине, в которой, пожалуй, впервые довольно жёстко и откровенно обыгрывается явление того самого «бронзовения извне», мы поговорим подробнее.

Фильм Юрия Мамина «Бакенбарды» 1990 года – злой и чрезвычайно остроумный гротеск, наглядно демонстрирующий нам всю жутковатую мощь «воинствующего пушкинизма». Да, разумеется, целое общество молодых людей в бакенбардах, крылатках и с тяжеленными тростями, марширующие под стихи поэта – это перебор. И когда военизированные пушкинисты пытаются установить Новый Порядок-моралитэ в целом городе – это уже вовсе too much.

Как пел в одной из ранних песен Константин Кинчев и "Алиса" - "В городе новый порядок"
Как пел в одной из ранних песен Константин Кинчев и "Алиса" - "В городе новый порядок"

Хотяяяя... а перебор ли? «Не сотвори себе кумира» - заповедь Моисея, на Руси периодически забываемая. Sapienti sat. Берётся Образ, из него – как корпия из тряпок – выщипывается всё Хорошее (или Нужное... или Высокоморальное), негатив – в сторону («Образ» не какал, не дёргал девочек за косички, не воровал, не предавал, спортом занимался и т.д.), если надёжно припрятать негатив невозможно, это трактуется как «ачтовыхотеливремябылотакое»... И – вот, бронзовый истукан (или даже персонаж, благополучно живущий) готов к употреблению. В него можно даже играться: в «Бакенбардах» это ежедневная тренировка с тростью, цитирование стихов и борьба с невежеством и хамством – разумеется, так, как это понимают новейшие трактователи. Обоюдоострое, балансирующее на грани фарса и гениальности кино Мамина наглядно продемонстрировало опасность подобных явлений, и исполнителю роли «Виктора» Виктору Сухорукову удалось практически препарировать эту болезнь, показав и её комизм, и – одновременно – страшноватую актуальность.

- И кто здесь Пушкина не любит, мм?
- И кто здесь Пушкина не любит, мм?

Самое интересное, что «воинствующих пушкинистов» на онлайн-просторах хватает и поныне. Только попробуй поскреби ноготком какое-нибудь «пятнышко» - сразу набросятся и съедят вместе с пенснэ и фланелевым жилетом! Сразу – с воздетыми гневно к небесам кулаками: «Да вы почитайте его записные книжки!..» Поэтому – лучше не «скрести». Ведь, в конце-то концов, и сам поэт не очень-то жаловал излишнего нездорового внимания не к своему творчеству, а именно к персоне и к личному. Вспомним его письмо к Вяземскому – о Байроне: «... толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе».

Любопытным по замыслу, но крайне дешёвым в исполнении показался мне сериал "Смерть Вазир-Мухтара" 2009 года. При том фантастическом богатстве выбора действующих лиц романа, какой был в распоряжении его создателей, так скупо с ним распорядиться... Раздражающая "музейность" воплощения, увы, неизбежно сказалась на судьбе экранизации. Несмотря на ряд неплохих актёрских работ, вдохновиться ею возможно лишь самым стойким патриотам и знатокам русской Истории, мечтающим лишний раз посмотреть на Николая Павловича, Булгарина, Грибоедова и... Пушкина, конечно. Приём в жанре исторического киноромана, когда в эпизоде появляется персонаж подобной величины, признаться, чрезвычайно эффектен. И сама сцена на театре, где оба АС встречаются случайно, - тоже хороша. И Грибоедов, издёрганный столичным светом после Туркменчайского мира, не совсем-то учтиво уводится от Пушкина, - это тоже занятно. Кабы не сам Пушкин. Ну... не то просто! Студенчество какое-то. Жаль!

-7

Не стану уж упоминать позднейшие кинофантазии вроде "Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ" или "Спасти Пушкина"... Не к лицу впадать в дичайший трэш ни каналу, ни - самое главное - его читателям. Позволю разве лишний раз упомянуть о двух предстоящих в следующем году таинственных премьерах с Поэтом. Об одной из них (то ли мюзикле, то ли ... чорт его знает) писалось здесь. Ожидает нас и сериал "Александр и Натали", намеревающийся охватить период с 1830 по 1837 год. Что тут скажешь? Дай Бог!..

А совсем уж напоследок рискну предложить абсолютно "свеженького" Пушкина из прошедшего в декабре по сетевому каналу, а совсем вот-вот - и по одному из центральных, сериала "Цербер", в котором г-н Бошняк (помните такого? Доносил на декабристов-"южан", а после по особому поручению сгонял на Псковщину и понюхал тамошний воздух на предмет "не пахнет ли ссыльный Пушкин до сих пор каким-нибудь вольнодумством?" К счастью для всех - не унюхал) ищет серийного убийцу, попутно сам убивая направо и налево. Этакая фантазия в смеси давнего французского "Видока", натурализма Германа-старшего и картинки от "Союза Спасения". Так вот, познакомьтесь... Это - Пушкин. Он некрасиво картавит (не грассирует, именно картавит!) и странно столбенеет, встретившись впервые с молодым Императором. Причём, эта встреча происходит не в Чудовом дворце в Москве, а... буйным летом в какой-то галерее - вроде Камероновой в Царском Селе. Прошу оценить выражение лица. Кажется, АС надо дать водички!

-8

А нам же остаётся полностью согласиться с фразою Александра Сергеевича по поводу Байрона и оставить его уже в покое. Всем же, осилившим эту четырёхчастёвую антологию, нижайший поклон за долготерпение. Искренне надеюсь, что кому-то удалось узнать хоть что-то новенькое, не утомившись при этом от потока авторской окололитературной словесной престидижитации!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

ЗДЕСЬ - "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу