Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории. ГЛАВА 4. ПУШКИНЪ (часть 4)

Предыдущие публикации цикла "Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории" (ПУШКИНЪ - три первые части, Аракчеев, Вяземский и Лермонтов), а также много ещё чего - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно! Завершая небольшой цикл статей о Пушкине на экране со всеми шансами утомить уже терпеливого читателя, я всё же рискну предложить промчаться с бешеной скоростью галопирующей цирковой кобылы по невсамделишным, даже откровеннее – юмористическим Пушкиным, предъявленным отечественному кинозрителю в соответствии с концепциями своих картин несколькими режиссёрами. Разумеется, никакого кощунства (ах, как можно! Это же Пушкин!!!!!!!!!!!.. и пятьдесят два восклицательных знака) в таком постанове вопроса нет и быть не может, ежели, разумеется, речь не идёт об откровенном издевательстве, до которого, кажется, никто ещё не опускался. Более того, замечательный пример

Предыдущие публикации цикла "Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории" (ПУШКИНЪ - три первые части, Аракчеев, Вяземский и Лермонтов), а также много ещё чего - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute, или как вам угодно!

Завершая небольшой цикл статей о Пушкине на экране со всеми шансами утомить уже терпеливого читателя, я всё же рискну предложить промчаться с бешеной скоростью галопирующей цирковой кобылы по невсамделишным, даже откровеннее – юмористическим Пушкиным, предъявленным отечественному кинозрителю в соответствии с концепциями своих картин несколькими режиссёрами. Разумеется, никакого кощунства (ах, как можно! Это же Пушкин!!!!!!!!!!!.. и пятьдесят два восклицательных знака) в таком постанове вопроса нет и быть не может, ежели, разумеется, речь не идёт об откровенном издевательстве, до которого, кажется, никто ещё не опускался. Более того, замечательный пример иронии над «бронзовением извне» не только Пушкина, но и всей славной когорты классиков подал в своё время странный умничка Даниил Хармс (или авторство Хармса - тоже мистификация?) в своих литературных анекдотах. Ну, приведём хоть несколько...

У Вяземского была квартира окнами на Тверской бульвар. Пушкин очень любил ходить к нему в гости. Придет - и сразу прыг на подоконник, свесится из окна и смотрит. Чай ему тоже туда, на окно, подавали. Иной раз там и заночует. Ему даже матрац купили специальный, только он его не признавал."К чему, - говорит,- такие роскоши?" И спихнет матрац с подоконника. А потом всю ночь вертится, спать не дает.
Однажды Пушкин написал письмо Рабиндранату Тагору. "Дорогой далекий друг, - писал он, - я Вас не знаю, и Вы меня не знаете. Очень хотелось бы познакомиться. Всего хорошего. Саша". Когда письмо принесли, Тагор предавался самосозерцанию. Так погрузился, хоть режь его. Жена толкала, толкала, письмо подсовывала - не видит. Он, правда, по-русски читать не умел. Так и не познакомились.

В примерно подобном ключе был подан Пушкин у Сергея Соловьева в «Наследнице по прямой» (Сергею Шакурову бакенбарды на удивление к лицу), И хоть поэт появляется в картине совсем ненадолго и исключительно в воображении главной героини, фигура его в обличии чертовски харизматичного Шакурова мало того, что запоминается, так ещё и заставляет сожалеть о преступном неиспользовании возможностей актёра именно в образе Пушкина. Мы хорошо помним, как Шакуров умеет молчать, и как... взрываться, и какая обаятельная у него улыбка. Это мог бы быть шикарнейший Пушкин - хоть для того и пришлось бы облепить фактурного Сергея Каюмовича пресловутыми бакенбардами.

-2

у Владимира Хотиненко в неудачном и престранном, к слову, «Страстном бульваре» в бакенбарды и крылатку обряжается герой покойного Сергея Колтакова... Собственно, его персонаж вовсе и не Пушкин, скорее, визуальное воплощение возрастной рефлексии.

-3

Но в связи с этим хочу привести ещё один снимок Колтакова: пробы к так и не осуществлённому фильму о Пушкине. Колтаков здесь - выпускник ГИТИСа 1981 года. памятуя удивительный талант (и столь же сложный характер) актёра, позволю предположить: это был бы прелюбопытнейший опыт визуализации поэта!

-4

Ничего обидного в двух приведённых выше примерах нет вовсе, Пушкин у них – уже не конкретный великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, а, скорее, некоторая знаковая константа, своего рода – оживший Памятник Пушкину.

А вот об одной любопытной картине, в которой, пожалуй, впервые довольно жёстко и откровенно обыгрывается явление того самого «бронзовения извне», мы поговорим подробнее.

Фильм Юрия Мамина «Бакенбарды» 1990 года – злой и чрезвычайно остроумный гротеск, наглядно демонстрирующий нам всю жутковатую мощь «воинствующего пушкинизма». Да, разумеется, целое общество молодых людей в бакенбардах, крылатках и с тяжеленными тростями, марширующие под стихи поэта – это перебор. И когда военизированные пушкинисты пытаются установить Новый Порядок-моралитэ в целом городе – это уже вовсе too much.

Как пел в одной из ранних песен Константин Кинчев и "Алиса" - "В городе новый порядок"
Как пел в одной из ранних песен Константин Кинчев и "Алиса" - "В городе новый порядок"

Хотяяяя... а перебор ли? «Не сотвори себе кумира» - заповедь Моисея, на Руси периодически забываемая. Sapienti sat. Берётся Образ, из него – как корпия из тряпок – выщипывается всё Хорошее (или Нужное... или Высокоморальное), негатив – в сторону («Образ» не какал, не дёргал девочек за косички, не воровал, не предавал, спортом занимался и т.д.), если надёжно припрятать негатив невозможно, это трактуется как «ачтовыхотеливремябылотакое»... И – вот, бронзовый истукан (или даже персонаж, благополучно живущий) готов к употреблению. В него можно даже играться: в «Бакенбардах» это ежедневная тренировка с тростью, цитирование стихов и борьба с невежеством и хамством – разумеется, так, как это понимают новейшие трактователи. Обоюдоострое, балансирующее на грани фарса и гениальности кино Мамина наглядно продемонстрировало опасность подобных явлений, и исполнителю роли «Виктора» Виктору Сухорукову удалось практически препарировать эту болезнь, показав и её комизм, и – одновременно – страшноватую актуальность.

- И кто здесь Пушкина не любит, мм?
- И кто здесь Пушкина не любит, мм?

Самое интересное, что «воинствующих пушкинистов» на онлайн-просторах хватает и поныне. Только попробуй поскреби ноготком какое-нибудь «пятнышко» - сразу набросятся и съедят вместе с пенснэ и фланелевым жилетом! Сразу – с воздетыми гневно к небесам кулаками: «Да вы почитайте его записные книжки!..» Поэтому – лучше не «скрести». Ведь, в конце-то концов, и сам поэт не очень-то жаловал излишнего нездорового внимания не к своему творчеству, а именно к персоне и к личному. Вспомним его письмо к Вяземскому – о Байроне: «... толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе».

Любопытным по замыслу, но крайне дешёвым в исполнении показался мне сериал "Смерть Вазир-Мухтара" 2009 года. При том фантастическом богатстве выбора действующих лиц романа, какой был в распоряжении его создателей, так скупо с ним распорядиться... Раздражающая "музейность" воплощения, увы, неизбежно сказалась на судьбе экранизации. Несмотря на ряд неплохих актёрских работ, вдохновиться ею возможно лишь самым стойким патриотам и знатокам русской Истории, мечтающим лишний раз посмотреть на Николая Павловича, Булгарина, Грибоедова и... Пушкина, конечно. Приём в жанре исторического киноромана, когда в эпизоде появляется персонаж подобной величины, признаться, чрезвычайно эффектен. И сама сцена на театре, где оба АС встречаются случайно, - тоже хороша. И Грибоедов, издёрганный столичным светом после Туркменчайского мира, не совсем-то учтиво уводится от Пушкина, - это тоже занятно. Кабы не сам Пушкин. Ну... не то просто! Студенчество какое-то. Жаль!

-7

Не стану уж упоминать позднейшие кинофантазии вроде "Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ" или "Спасти Пушкина"... Не к лицу впадать в дичайший трэш ни каналу, ни - самое главное - его читателям. Позволю разве лишний раз упомянуть о двух предстоящих в следующем году таинственных премьерах с Поэтом. Об одной из них (то ли мюзикле, то ли ... чорт его знает) писалось здесь. Ожидает нас и сериал "Александр и Натали", намеревающийся охватить период с 1830 по 1837 год. Что тут скажешь? Дай Бог!..

А совсем уж напоследок рискну предложить абсолютно "свеженького" Пушкина из прошедшего в декабре по сетевому каналу, а совсем вот-вот - и по одному из центральных, сериала "Цербер", в котором г-н Бошняк (помните такого? Доносил на декабристов-"южан", а после по особому поручению сгонял на Псковщину и понюхал тамошний воздух на предмет "не пахнет ли ссыльный Пушкин до сих пор каким-нибудь вольнодумством?" К счастью для всех - не унюхал) ищет серийного убийцу, попутно сам убивая направо и налево. Этакая фантазия в смеси давнего французского "Видока", натурализма Германа-старшего и картинки от "Союза Спасения". Так вот, познакомьтесь... Это - Пушкин. Он некрасиво картавит (не грассирует, именно картавит!) и странно столбенеет, встретившись впервые с молодым Императором. Причём, эта встреча происходит не в Чудовом дворце в Москве, а... буйным летом в какой-то галерее - вроде Камероновой в Царском Селе. Прошу оценить выражение лица. Кажется, АС надо дать водички!

-8

А нам же остаётся полностью согласиться с фразою Александра Сергеевича по поводу Байрона и оставить его уже в покое. Всем же, осилившим эту четырёхчастёвую антологию, нижайший поклон за долготерпение. Искренне надеюсь, что кому-то удалось узнать хоть что-то новенькое, не утомившись при этом от потока авторской окололитературной словесной престидижитации!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

ЗДЕСЬ - "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу