Все, кто хоть немного знаком с творчеством THE BEATLES, хорошо знают, что ливерпульский квартет навсегда изменил рок-н-ролл, но как однажды заметил Джон Леннон: «Если бы вы захотели дать рок-н-роллу другое имя, вы бы, скорее всего, назвали его Чак Берри»
Чак, один из главных предвестников рок-н-ролльной революции 1950-х, и его полуакустический Gibson сыграли ключевую роль в превращении «навязчивого» звучания ритм-энд-блюза в зарождающийся рок-бунт.
Johnny B Goode, Roll Over Beethoven, другие культовые гимны, его знаменитый утиный шаг - гитарист громко заявил о себе на международной сцене, а наследие Чака Берри намного пережило его расцвет.
За короткий срок он сформировал внушительную дискографию шедевров, исполняя их под гитару, зачастую повторяясь от песни к песне в переосмыслении своих же риффов и мелодий, но его истинная сила первопроходца заключалась в том, что он передал последующим поколениям гитаристов.
Однако первая эра рока была не слишком долгой, и к началу 1960-х годов Берри уже был на грани того, чтобы стать артефактом прошлого, масла в огонь подлил 1961 год, когда он получил спорный трёхлетний тюремный срок.
В начале 1960-х его влияние автоматически угасло, однако его музыкальное наследие проложило дорогу следующему поколению рок-н-ролльных музыкантов, основательно черпавших для себя вдохновение в новаторском звучании Johnny B Goode. THE BEATLES, бывшие в авангарде этого нового поколения, не стали исключением, преклоняясь перед Чаком Берри и Литтл Ричардом и проявляя своё отношение к американским рок-н-роллерам на практике записью кавер-версий на их песни.
В свои ранние годы они ещё только искали себя в качестве авторов песен и регулярно включали кавер-версии песен Чака Берри в свои концерты, публика воспринимала это с большим энтузиазмом, и в 1963-м THE BEATLES записали на студии версию Roll Over Beethoven для альбома With The Beatles, наполовину состоявшего из различных каверов.
Любовь Леннона к музыке Берри не угасла и после распада THE BEATLES в 1970 году. Они познакомились в 1972-м во время совместного выступления на шоу Майка Дугласа.
Пионер рок-н-ролла явно не был впечатлён типично авангардным вокалом Йоко Оно, но это никак не обидело Леннона, и он записал два кавера на песни американского гитариста для своего альбома 1975 года Rock ‘n’ Roll.
Неравнодушие Джона Леннона к новаторскому рок-н-ролльному стилю Берри безусловно сыграло свою роль в его затее записать на студии каверы на Sweet Little Sixteen
и You Can’t Catch Me,
но история началась гораздо раньше, в 1969 году, и связана с одной из песен, которую Джон Леннон написал для альбома THE BEATLES Abbey Road. В открывающей LP песне Come Together Джон начинает первый куплет со слов: «Here come old flattop», – строчки, которая изначально появилась в песне You Can’t Catch Me, хите Чака Берри 1956 года. Музыкальный издатель Моррис Леви подал на Джона в суд за нарушение авторских прав.
Прошло несколько лет, и дело было урегулировано во внесудебном порядке, Леви забрал иск, а Джон должен был «записать три песни для своего следующего альбома на Big Seven».
Big Seven - компания, принадлежавшая Моррису Леви. Джон решил не мелочиться и записать целый альбом.
Он приступил к сессиям в Лос-Анджелесе во время своего затянувшегося «потерянного уикенда», который начался ещё после записи Mind Games 1973 года.
Сессии прошли очень насыщенно, чему в немалой степени поспособствовал продюсер Фил Спектор, который также помог выбрать некоторые песни для каверов.
Они начались ещё в октябре 1973 года в лос-анджелесской студии A&M и были далеко не однозначными. Истории о выходках Спектора в студии стали легендами, фантазии этого человека были неистощимыми, и самая невинная из них заключалась в том, что на одну из сессий он пришел в полном костюме хирурга.
Как вспоминал Джон в 1980 году, его договор со Спектором был очень простым: «Я сказал ему, что хочу быть просто певцом, относись ко мне как обычному певцу. Мы выбираем материал вместе, но дальше я хочу просто петь и не иметь ничего общего с продюсированием, написанием, аранжировками и прочим, я хочу просто петь».
Вот так он и пел, в том числе некоторые из самых знаменитых песен эпохи классического рок-н-ролла.
В Лос-Анджелесе к Джону присоединились не малоизвестные музыканты, среди которых были саксофонисты Бобби Кис, Джим Хорн и Плас Джонсон, гитаристы Стив Кроппер, Хосе Фелисиано, и Ларри Карлтон; клавишники Доктор Джон и Леон Рассел, барабанщики Джим Гордон, Хэл Блей и Джим Келтнер. Получились самые необычные и непредсказуемые сессии записи во всей карьере Джона Леннона. Но с течением времени энтропия только нарастала, наступал полный хаос, а кульминацией стало исчезновение Спектора вместе с записями в марте 1974-го.
Выяснилось, что продюсер попал в автомобильную аварию, был доставлен в больницу в состоянии комы, и шансы на восстановление мастер-тейпов, как тогда казалось, стремились к нулю.
Неунывающий Джон подождал до лета, после чего вернулся в Нью-Йорк с пустыми руками, и не желая начинать всё заново, приступил к записи нового альбома Walls and Bridges.
Договор с Леви был нарушен, но Леннон вместе со своим сыном Джулианом всё-таки записал одну песню, принадлежавшую компании Леви, она называлась Ya Ya.
Отношения испортились, Леви вновь угрожал судом, но, по-видимому, Венера, отвечающая за искусство, вошла в нужное созвездие, в Нью-Йорк были доставлены «утерянные» бобины с записями, и в октябре 1974-го, через год после начала работы над Rock ‘N’ Roll, Джон Леннон отправился в нью-йоркскую Record Plant, но на сей раз - с музыкантами, работавшими вместе с ним над Walls and Bridges. Уровень организации был на несколько порядков выше, никто не приходил в студию в одежде хирурга, и запись оставшихся треков заняла всего лишь пять дней.
Джон был счастлив, вновь почувствовав связь с той музыкой, которую он так любил.
На протяжении всего Rock ‘N’ Roll как бы разворачивается история событий.
Джон и Пол впервые встретились 6 июля 1957 года в Ливерпуле, на празднике в саду приходской церкви Вултон. THE QUARRYMEN, группа Джона, играла скиффл и новый для того времени рок-н-ролл.
И именно на этой неделе в британские чарты попала Lucille, песня Литтл Ричарда, первым хитом которого стал в декабре 1956-го сингл Rip it Up, его би-сайдом была песня Ready Teddy.
И та, и другая вошли в Rock ‘n’ Roll Леннона.
а помимо них и ещё один классический хит Ричарда Slipin’ and Slidin'.
Также Джон записал для своего альбома песню Ain’t That A Shame британский хит 1957 года новоорлеанского пианиста Фэтса Домино,
трижды попадавшую за лето 1956 года в британские чарты Be-Bop-A-Lula Джина Винсента.
В упомянутой выше Ya Ya одним из соавторов был Моррис Леви, она вошла также и в альбом Walls and Bridges.
Оригинал Stand By Me Бена Э. Кинга был выпущен в начале 1961 года, как раз когда THE BEATLES вышли на пик популярности в Гамбурге.
Бадди Холли, Ларри Уильямс, Ллойд Прайс и Бобби Фримен были авторами остальных песен Rock ‘n’ Roll.
Be-Bop’A’Lula с первых же тактов демонстрирует, с каким уважением Леннон относится к своим любимым песням, сохраняя ключевые позиции оригинала, но в каждой песне есть что-то от самого Джона. Великолепна его аранжировка Stand By Me, не менее интересны и интерпретации двух песен Чака Берри, он играл все эти песни и очень любил их всю свою жизнь.
Лос-Анджелесские сессии внесли свой вклад в альбом Rock ‘n’ Roll в виде четырех треков, Bony Moronie, Just Because и двух песен Чака. Остальные были записаны и сведены в Нью-Йорке, и в окончательном варианте Джон стал единственным продюсером.
Обложка альбома, сделанная Юргеном Фолльмером, возвращает нас в эпоху пребывания THE BEATLES в Гамбурге, идеально дополняя ностальгическую атмосферу альбома.
Rock ‘n’ Roll вышел в феврале 1975 года, добрался до 6-го места в британских и американских чартах, его основной сингл Stand by Me вышел на 20-е место в США и 30-е в Британии.
К этому моменту Джон помирился с Йоко и вернулся к семейной жизни. В октябре 1975 года родился Шон Леннон, а Джон только через пять лет вернулся в студию звукозаписи.