Найти в Дзене
Sunny Blues

«В точку», - гитарное соло, которым больше всего гордится Джон Фогерти

Оглавление

Хриплый, высокий, узнаваемый голос, умение писать хиты, почти не уступающие THE BEATLES, и неповторимое фирменное звучание гитары - Джон Фогерти мало что не умеет в музыке

CREEDENCE
CREEDENCE

И самым его выдающимся достижением было умение делать всё это одновременно.

Благодаря этому Фогерти как музыкант сформировал довольно-таки уникальный взгляд на мир. Он воспринимал песни целостно, пытаясь передать в них определённое настроение и энергетику. Так что самые популярные из тех, что он написал, находятся где-то посередине между его собственным восприятием и атмосферой тех самых революционных времён, в которые он творил.

И когда ему наиболее точно удаётся соединить все компоненты вместе, дело оказывается не только в текстах и вокале, но и в уникальности звучания его гитары. В лучших гитарных партиях Фогерти всегда присутствует как нечто острое, так и спокойное расслабляющее.

Джон Фогерти
Джон Фогерти

По его собственному глубокому убеждению, он идеально передал это в Suzie Q.

В недавнем интервью он рассказал: «Suzie Q довольно точно подошла мне по уровню. Я записывал её с тем оборудованием, которое было под рукой, то есть с обычным усилителем и гитарой».

Несмотря на столь простое оборудование, только ещё начинающий пробиваться музыкант из рабочего класса продемонстрировал изысканную игру.

«Мой стиль не «технически сложный»., - объясняет он. «Даже после того, как я пережил эпохи Эдди Ван Халена, одного из моих кумиров, и классического прогрессивного рока».

Но его стиль был его фирменным стилем, и он отлично подходил для Suzie Q. Вещь стала классикой, и огромное количество самых различных музыкантов осознали силу трека и сделали на него каверы, что было только на руку версии Фогерти.

«Что касается соотношения эмоциональности и тех тембров звучания, которые тогда могло воспроизводить моё оборудование, всё сложилось для меня в то время наилучшим образом», - продолжил музыкант. «Многие гитаристы не поют, или, по крайней мере, не поют профессионально, и поэтому максимально вкладывают всю свою душу в игру на гитаре. Я отлично понимаю это, потому что считаю себя прежде всего гитаристом, а потом уже вокалистом и автором песен».

Возможно, именно это триединство - одна из веских причин, по которой даже те, кто не является его большим поклонником, признают Джона Фогерти как человека, по праву занимающего место среди элиты современной музыки, его песни всегда демонстрируют музыкальную уверенность, и он почти всегда выкладывается на все сто.

Однако больше всего он ценит свою игру на гитаре, подытоживая: «Гитарное соло? Вы переноситесь в другое место, вот и всё, что я могу вам сказать. Иногда песня заканчивается, и мне кажется, что я долго шел и наконец проснулся, теперь я начинаю гитарное соло, хорошее соло должно захватить внимание и увлечь в путешествие. Оно не утомляет и не наскучивает. А когда заканчивается, вы сами чувствуете очень себя воодушевлёнными».

Suzie Q вышла на дебютном альбоме CCR, выпущенном в 1968 году, и не только стала их первым крупным хитом, но и привлекла огромное внимание к позабытому треку, особенно к его инструментальной составляющей и гитарному риффу оригинальной версии.

-3

Первый всплеск популярности рок-н-ролла в 1950-х и 1960-х годах предложил целый ряд произведений, в дальнейшем ставших культовыми. Одной из таких песен была Susie Q, которая не сразу, но стала настоящей визитной карточкой рок-музыки.

Песню написал Дейл Хокинс, снабдив её всеми характерными для рок-н-ролла той эпохи составляющими: мощный ритм, драйвовый бит, яркий гитарный рифф и запоминающаяся мелодия.

Текст песни был предельно простым для восприятия, гораздо больше внимания уделялось эффектному звучанию слов, нежели какому-то глубинному смыслу.

О, Сюзи Кью,
О, Сюзи Кью,
О, Сюзи Кью, я люблю тебя, крошка,
Сюзи Кью.

Песня звучит абсолютно вне времени. Джеймс Бёртон, позже занявший ведущее место в группе, сопровождавшей Элвиса Пресли в эпоху его возвращения, утверждал, что это он написал композицию, изначально как инструментальную. Такая версия хорошо объясняет её характерное гитарное звучание, которое затягивает и цепляет от начала до конца песни, очень убедительно подчёркивая суть и энергию, лежащие в основе рок-н-ролла.

Была ли на самом деле Сюзи Кью?

Инструментальная составляющая этой рокабилли-композиции несомненно стала классикой, однако большой популярности песни посодействовал и текст, написанный Хокинсом и его коллегой по группе Робертом Чейссоном. Молодые рок-н-роллеры вдохновились дочерью владельца их лейбла Стэна Льюиса, Сьюзан. Имя девушки подтолкнуло их к написанию простого креативного текста, жизнерадостного, энергичного и свободного от какого-либо большого смысла.

Ведь в конце концов, большая часть текста сосредоточена вокруг этой повторяющейся фразы «Oh Susie Q, I love you, my Susie Q». По-детски? Да, но вероятно, это было сделано намеренно, чтобы подчеркнуть непринуждённую простоту композиции, в которой текст является скорее игривым дополнением, нежели центральным звеном.

Версия CCR без сомнения продвинула песню дальше, в соответствии с культурным духом своего времени, отодвинув Хокинса на второй план, поскольку у большинства Suzie Q теперь ассоциируется именно с калифорнийской рок-группой, а это соответственно умаляет как общий вес автора песни на рок-сцене, так и его гонорары.

-4

«Эту песню просто невозможно было остановить», - сказал он в интервью 2000 года. «Но я так и не получил от неё никаких денег».

Джон Фогерти, со своей стороны, видит ситуацию следующим образом: «Поскольку ребята из CREEDENCE явно не были музыкантами мирового класса, я аранжировал песню так, чтобы она просто сохранила правильный посыл и движение», - объяснил он.

Это ощущение отчётливо выражено в песне CCR. При совершенно гигантской, по их меркам, продолжительности в 8 минут и 37 секунд, трек предлагает слушателю медленный блюзовый грув.

Сердцем композиции, без сомнения, является ритм-секция, именно она даёт ей размеренное спокойное движение, оставляя достаточно места для соло-гитары, которая оживляет действо через мастерство Джона Фогерти.

Читать также: