Найти в Дзене

Чем дышат, что едят и что пьют на дизельной подводной лодке.

Иногда читатели спрашивают меня: Вот у вас на подводной лодке 75 человек. Замкнутый герметичный объём. А чем люди там дышат? Ведь кислород в воздухе имеет свойство заканчиваться. Ну да, конечно, хороший вопрос. Мы потребляем этот самый кислород из воздуха, а назад выдыхаем углекислый газ. Ну вот давайте представим, что подводная лодка перед погружением хорошо провентилирована. Значит, в этот момент воздух внутри такой же, как наверху. Мы погружаемся и дышим этим воздухом, который сразу после погружения вполне еще нормальный. В этом случае мы совсем ничего не делаем с внутренней воздушной средой. Но это только при одном условии, что мы погрузились не надолго. А в автономке в океане всё не так. Обычно мы погружаемся утром после окончания зарядки батарей. Наверху только начинает светать. Надо скорее уходить под воду, и лодка быстро исчезает с поверхности океана. А под водой сразу подается команда: "Снарядить установки РДУ". И вот тут начинается священнодействие - снаряжение РДУ, то есть

Иногда читатели спрашивают меня: Вот у вас на подводной лодке 75 человек. Замкнутый герметичный объём. А чем люди там дышат? Ведь кислород в воздухе имеет свойство заканчиваться. Ну да, конечно, хороший вопрос. Мы потребляем этот самый кислород из воздуха, а назад выдыхаем углекислый газ. Ну вот давайте представим, что подводная лодка перед погружением хорошо провентилирована. Значит, в этот момент воздух внутри такой же, как наверху.

Мы погружаемся и дышим этим воздухом, который сразу после погружения вполне еще нормальный. В этом случае мы совсем ничего не делаем с внутренней воздушной средой. Но это только при одном условии, что мы погрузились не надолго.

А в автономке в океане всё не так. Обычно мы погружаемся утром после окончания зарядки батарей. Наверху только начинает светать. Надо скорее уходить под воду, и лодка быстро исчезает с поверхности океана. А под водой сразу подается команда: "Снарядить установки РДУ". И вот тут начинается священнодействие - снаряжение РДУ, то есть регенеративных двухъярусных установок. Это такие штуковины, в которых идут химические реакции поглощения углекислого газа и выделения кислорода. Вот она, смотрите:

Регенеративная двухъярусная установка.  Фото:  bezablog.ru
Регенеративная двухъярусная установка. Фото: bezablog.ru

Процесс снаряжения РДУ требует особого внимания и самодисциплины. Все моряки это знают и не пытаются что-то там нарушить. Расстилается отдельный специальный резиновый коврик. Одеваются отдельные резиновые перчатки. Вскрывается герметичная банка В-64 с химическими пластинами регенерации воздуха. Эти пластины очень осторожно достаются из банки и вставляются в РДУ. Действие очень ответственное, моряки сознают страшную огнеопасность этих пластин. Они работают с ними предельно осторожно.

И вот, установка РДУ заряжена. От химических реакций взаимодействия с влагой воздуха начинают разогреваться химические пластины. Воздух начинает двигаться через нее снизу вверх. Установка становится ощутимо теплее. Теперь несколько слов о запасах самого химического материала для регенерации. Он находится в банках под названием В-64. Банка надежно запаяна, содержит 25 штук пероксидных пластин и весит примерно 7 - 8 кг. Вот так выглядит эта полувскрытая банка:

Банка с пероксидными пластинами В-64.  Фото:  yaplakal.com
Банка с пероксидными пластинами В-64. Фото: yaplakal.com

Эти штуки очень опасны, при пожаре их не потушить ничем. Поливать водой бессмысленно, это еще больше расжигает страшный непогасимый огонь. Если вдруг пластины загорятся, тогда только полностью топить их в воде, но внутри прочного корпуса это проблематично. Самовоспламеняется это вещество очень легко. Попадет масло в любом его виде на эти чертовы пластины - они загорятся с вероятностью 100%! Был один случай, молодой матрос хотел пронести в казарму пластину на голом животе под робой. Наверное, чтобы туалет почистить, это работает лучше любого чистящего средства. Так вот, пластина самовоспламенилась от соприкосновения с телом несчастного. Печальные последствия приводить здесь не буду.

Другой случай. Сильно продвинутые матросы решили провести эксперимент. Открыли банку В-64 и поставили под ствол камчатской березы. А наверх присобачили емкость с отработкой, протянули веревку к ней. Очень смелые экспериментаторы! Улеглись поодаль и потянули за веревку. Масло полилось на пластины, и мгновенный взрыв переломил ствол березы. Страшная и опасная штука, и это все на лодке знают. Поэтому умные и адекватные моряки при работе с пероксидными пластинами и соблюдают такие строжайшие правила. Жить-то хочется!

Таких банок В-64 в лодку загружают несколько сотен штук, они занимают в отсеках все возможные и невозможные пространства, куда только их не засовывают! Моряки не очень любят их присутствие в отсеках, сознавая потенциальную опасность. Но понимают их важность и вынуждены с этим мириться. Даже некоторые мастерят на них койки и спят там, и ничего. Человек ко всему привыкает, вон торпедисты в 1м отсеке тоже спят на торпедах.

Средняя подводная лодка проект 613.  Фото в свободном доступе.
Средняя подводная лодка проект 613. Фото в свободном доступе.

В снаряженной установке пероксидные пластины работают какое-то время, после чего они снижают свою активность. Процесс затухает. В лодке тоже начинает ощущаться повышение уровня углекислоты от дыхания. Это тяжесть в голове, сонливость и другие признаки. По отсекам идет химик-санинструктор и замеряет процентное содержание СО2. Есть два критерия уровня СО2, это 0,8% и 1,3%, и по ним определяются дальнейшие действия с РДУ, это "доснарядить" или "переснарядить".

Так что хорошо дышать на подводной лодке вполне можно, но обеспечивать нормальный воздушный состав не так просто. Здесь требуются ответственность и предельная внимательность, потому что за ошибками следует неминуемая расплата, иногда жизнями. Вроде всё понятно с этой углекислотой, но ведь не только она враг нашего дыхания. Внутри лодки точно не пахнет розами и фиалками. Там смесь других ароматов. Это в первую очередь запах солярки из дизельного отсека. Было бы, наверное, очень странно иметь на борту несколько сот тонн дизтоплива, и при этом не вонять в отсеках соляркой!

Всякие протечки горячего масла с дизелей стекают в трюма, и тоже дополняют общий букет ароматов. Приборка и протирка - тоже соляркой, это в порядке вещей. Иногда бывает, что прорываются дымовые газы в отсек, я писал в одном из рассказов, почему это случается - это еще один источник вредных запахов.

Аккумуляторная батарея тоже добавляет свой неповторимый аромат, особенно когда жарко. Как правило, мы его уже не замечаем, настолько привыкли. Но эта самая батарея способна проявить себя весьма драматично. Если вдруг морская вода проникнет в аккумуляторные ямы, то при взаимодействии с электролитом начнет активно выделяться смертельный газ хлор (один из тех газов, которым в Первую Мировую войну людей травили). Но слава Богу, до этого ужаса не доходило у нас.

Большая подводная лодка проект 641.  Фото:  forums.airbase.ru
Большая подводная лодка проект 641. Фото: forums.airbase.ru

Еще один распространенный загрязнитель воздуха на лодках - краска на этинолевом растворителе. Красить на лодке моряки любят, это одно из их любимых занятий. Говорят же, что самое страшное явление на флоте - это матрос с кисточкой. Красит и мажет, аккуратно с вдохновением или без, то есть абы как. От этой вони иногда болит голова и хочется забежать хоть на край света. Но куда ты денешься с подводной лодки?

Следующий источник запахов - когда на камбузе готовят еду на весь экипаж, а это практически целый день. Обильные испарения оттуда тоже вносят свой негативный вклад в формирование общего лодочного духана.

Теперь возьмем и приплюсуем сюда запахи от грязной рабочей одежды и десятков пар обуви. Бывает также, ночью где-то кто-то поставил сушить носки, но хорошо, что не вся команда сразу это делает! Носков на лодке ровно в два раза больше, чем людей - вот представьте, какой ужасный удар можно нанести по внутренней атмосфере! Не у каждого на лодке есть возможность менять свои носки с той частотой, как, например, это делают с трусами "Неделька".

Также портят атмосферу продукты жизнедеятельности наших верных спутников подводной жизни - крыс. Сколько их на лодке, десятки или сотни? Никто этого не знает. А если какая-то крыса возьмет и сдохнет в труднодоступном месте, откуда ее никогда не извлечь - будет вонять до тех пор, пока не превратится в сухую мумию. Это еще то испытание, не для брезгливых! И вот эти все вредные и вонючие запахи формируют тот неповторимый аромат, именуемый "запахом подводной лодки".

Выхлопные газы на подводной лодке. Красиво, правда? Но пахнет не очень приятно, а то и угореть можно при случае.  Фото автора.
Выхлопные газы на подводной лодке. Красиво, правда? Но пахнет не очень приятно, а то и угореть можно при случае. Фото автора.

При встрече в городе можно безошибочно определить по запаху, что этот вот офицер или матрос именно с дизельной подводной лодки, но никак не с корабля или бербазы. Да если бы только одежда так пахла. Пропитывается все тело без остатка. По собственному опыту, можно в отпуске попариться в бане и одеть чистую одежду - и все равно от тебя будет пахнуть "лодкой". И только где-то через пару недель после регулярных банных процедур запах начнет потихоньку покидать твое тело. Как-то так...

Мы вроде разобрались с атмосферой внутри лодки и местными ароматами. А чем же питаются наши товарищи подводники, что они едят? Я тут не буду перечислять нормы питания, это можно найти и в интернете. Я буду делиться своим опытом - что я кушал и как мне это нравилось. Питание в море 4х-разовое. На лодках нет разделений на касты, и это, я считаю, большой плюс. Один камбуз, на котором готовят еду на всю команду. Абсолютно одинаковые нормы для всех, от командира до матроса. Касается всего, вплоть до ежедневной шоколадки с таранкой и стаканом вина.

Все мы любим, когда есть какое-то нестандартное дополнительное питание. Это, как правило, свежая рыба, выловленная самими моряками с борта лодки или добытая, скажем так, "по бартеру", об этом я писал ЗДЕСЬ. Жареная рыба на столе - это как бы даже небольшой праздник, потому что свежанина. Рыбные консервы имеют свойство надоедать. Бывало, моряки поедят первое-второе, а банки с консервами просто не открывают. Все это летит за борт. Ладно бы щука или сом в томате. Даже севрюга в томате за 2р. 90к. и та приедалась, туда же летела.

Консервированный хлеб.  Фото:  pikabu.ru
Консервированный хлеб. Фото: pikabu.ru

Отдельно хочу сказать о хлебе. На лодке или выпекается свежий хлеб ежедневно, или едим запасы проспиртованного хлеба длительного хранения. Спирт там для того, чтобы не плесневел и сохранял относительную мягкость. Не сравнить его с обычным нормальным хлебом, как из магазина, но кушать его можно.

Как поставлена выпечка свежего хлеба на лодке - зависит от командира и от квалификации кока. Вот, например, на 641 проекте при наличии отдельного закрытого камбуза я не помню, чтобы мы если свежий хлеб. Но вот на одной из магаданских лодок 613 проекта была постоянно налажена выпечка белого хлеба. Причем камбуз в корме 4го отсека там неизолированный. Я помню, когда наш кок готовил к выпечке тесто, оно "поднималось" в формах. При открытии переборки в 5й отсек работающие дизеля начинали просасывать воздух, и тесто в формах тут же "опадало". Наш кок тогда крыл отборным матом того, кто открывал переборку без особой надобности.

Отдельной столовой на наших 641 и 613 проектах нет. Офицеры и мичманы едят в своих миниатюрных кают-компаниях во 2м и 4м. Матросы и старшины кушают на "баках", это раскладные столы в отсеках 1, 6, 7. Продукты в основном консервированные, иначе их было бы непросто сохранить в море. На 641 лодках есть холодильная камера в провизионке, и это плюс. Но и на этих лодках случается всякое, даже непредвиденные кратковременные голодовки. Об одной из них я писал ТАМ.

Койки матросов и старшин в 7м отсеке лодки 641 проекта.  Фото:  komovsky.ru
Койки матросов и старшин в 7м отсеке лодки 641 проекта. Фото: komovsky.ru

На 613 в холодных морях обходились без холодильных камер, их там просто нет. Запасов свежего мяса впрок не брали, обходились мясными консервами. А свежанину съедали, пока шли к точке погружения. Она обычно валялась в ограждении боевой рубки. Бывало, поднимешься ночью наверх, включишь фонарик - и несколько крыс бросаются врассыпную с мясных кусков. Ну как же без этих милых животных на лодке!

Офицеров и мичманов в кают-компаниях обслуживает матрос-вестовой. У нас во 2м отсеке это был матрос-гидроакустик. У него "чистая" основная специальность, и его боевой пост рядом тут же. Трудно на этом месте представить, ну например, дизелиста с его замазученными руками. Да и основной работы у них больше, чем у великого Папы Карло. Кстати, вспомнился по ходу один забавный случай в кают-компании на 613 лодке. Наш вестовой получил обед на камбузе и принес в кают-компанию. На первое борщ, и в кастрюле есть один мосёл на любителя, обычно их раздают поровну, на каждый бак по мослу.

Камбуз на подводной лодке 613 проекта.  Фото:  shpatak.livejournal.com
Камбуз на подводной лодке 613 проекта. Фото: shpatak.livejournal.com

Молодой и веселый минер первым заскочил, вот ему мосёл и достался. Тут и старый, строгий, красномордый штурман заглянул, срисовал обстакановку, но заходить не стал. Минер пошел на вахту, а затем и механик подвалил.

- Где там мой мосёл? - вопрошает механик так властно-требовательно.

Вестовой ему первое подает, и желанный мосел в тарелке красуется. Рад механик, принимается мосёл грызть. Из-за переборки вновь штурман показался, не торопится за стол, хотя мест хватает. Покрутил носом и опять к себе в центральный пошел. Ждет чего-то, что ли?

И вот кают-компания опустела, и штурман наконец за стол садится, кряхтит, свою значительность вестовому демонстрирует. Авторитетный дядька. И вестовой парень не промах, выслужиться хочет, лояльность штурману показать.

- Есть мосёл лично для вас, я его специально приберёг, - подобострастно так наш вестовой доносит радостную весть старому штурману. И в тарелку штурману плюхается вкусная и сочная костомаха, и на первый взгляд, с мозгами.

Но у прошаренного вестового прогнуться не получилось. Не так просто было накидать лапши на уши старому мореману. Бывалый мэн, он ловко выхватил из своей тарелки злополучный мосёл и обрушил его на голову вестового:

- Ты совсем оборзел! Этот мосёл у минера в тарелке побывал! Потом его механик грыз! И теперь ты мне суёшь эту дважды обглоданную кость! Сейчас я тебе его в одно место...

Мы все в центральном столпились у люка во второй, что там за дикие крики? Чего штурман с ума сходит? Когда летит оттуда перепуганный вестовой, глаза вылупил и быстро к трапу, скорей наверх. Бегством спасается от справедливого возмездия, испугался, не хочет мосла в одно место себе. Штурман есть не стал, пришел в ЦП, стоит, разоряется. Страшные кары придумывает. Механик пришел, улыбка до ушей, он понял, в чем тут дело.

Боевой пост погружения-всплытия лодки 613 проекта.  Фото:  shpatak.livejournal.com
Боевой пост погружения-всплытия лодки 613 проекта. Фото: shpatak.livejournal.com

- Проверять надо такие вещи перед употреблением, - подкалывает он штурмана.

- Тебе этот мосёл тоже после минера достался, - тут же парирует штурман. - Его уже до тебя один раз прожевали!

Вот такая веселая история приключилась у нас на лодке. Как ни старался наш мудрый вестовой избегать проницательного штурмана, но уже на ужине их встреча состоялась. Штурман уже не злобствовал, так как практичный вестовой хорошо получил по своей башке тем самым злополучным мослом. И этого оказалось вполне достаточно для полноты воспитательного процесса. На том конфликт был исчерпан.

Ну вот и подошли к последнему пункту: а что же пьют на подводной лодке? Абсолютно всё, что наливают. Чай, кофе, соки, вино (если на боевой службе). И бывает, что иногда и кое-что покрепче - это та крепкая жидкость, чем обычно протирают контакты.

Матросы за обеденным столом в 6м отсеке подводной лодки. Похоже, какое-то торжество. На столе вино.  Фото:  yaplakal.com
Матросы за обеденным столом в 6м отсеке подводной лодки. Похоже, какое-то торжество. На столе вино. Фото: yaplakal.com

На лодке много талантов, вот и придумали такую штуку, что контакты лучше протирать "тонким слоем". Это значит, что надо энергично дыхнуть на контакт и потом тереть его до посинения чистой тряпочкой. Секрет прост - чтобы при дыхании появился "тонкий слой", для этого нужно предварительно кое-что употребить внутрь. Именно так это и работает, типа "два в одном". И электрооборудование протирается, и душевное здоровье поправляется.

Но мне кажется, что при таком рациональном подходе запасы легендарной технической жидкости расходуются интенсивнее и заканчиваются намного БЫСТРЕЕ, я уже писал раньше об этом.

Дорогих читателей прошу отреагировать, поставьте лайк или дизлайк, на Ваш вкус. Задавайте вопросы и просто делитесь своими впечатлениями. Я знаю, мои рассказы читают много первоклассных спецов-подводников!

И пожалуйста, если было интересно - подпишитесь :)