Сейчас искусство Кореи проживает этап трансформации, и мы говорим не только о новом взгляде на традиции, интеграцию технологий в творчество, но и про новый взгляд – взгляд женщин. В последние десятилетия Южная Корея, как и многие другие страны, столкнулась с мощным феминистским движением, а значит и большими изменениями в сфере творчества и арт-рынка. Эти социальные подвижки нашли отражение в литературе, визуальном искусстве и кинематографе, об этом рассказываем в статье!
История
Долгое время искусство, как и большинство сфер, оставалось закрытым для женщин. Нормы конфуцианства предписывали выполнять исключительно домашние обязанности, а участие в публичной культурной жизни было ограничено. В классической литературе, особенно живописи, женские образы создавались мужчинами и отражали патриархальные идеалы, не беря в расчёт видение и чувства женщин. В ХХ веке, с модернизацией Кореи и влиянием западных идей, женщины начали активнее участвовать в искусстве. Появился термин "ёсон мунхак" (여성문학) – "женская литература", обозначающий произведения, написанные женщинами и посвящённые женскому опыту. А с XXI века возможности расширились ещё больше, так художницы и писательницы смогли избежать традиционной цензуры и транслировать идеи напрямую обществу через новые объединения и, в последствии, Интернет.
Самые важные темы
Гендерная роль
Художницы исследуют роль женщины в семье и давление социальных ожиданий. В корейском искусстве эта тема особенно актуальна не только из-за влияния традиций, где женщина исторически воспринималась как хранительница домашнего очага, но и из-за современного отношения к социальным ролям. В корейском языке женщину после замужества и рождения ребёнка часто называют не по имени, а через призму её новой роли: "Минджу омма" (마민주 엄마) – "мама Минджу" и "Ким-сси" (김씨) – «госпожа Ким», по фамилии мужа. В традиционных семьях даже муж обращается к жене как "омма" (엄마) – "мама", а не по имени.
Тело
"Наше тело – последняя граница, которую мы отвоевываем у патриархата" – Квон Боджа.
Помимо того, что исторически женское тело никогда не принадлежало самим женщинам, современные стандарты до сих пор диктуют чёткие рамки. С одной стороны, в стране сохраняются традиционные представления о женской красоте и поведении, а с другой Корея – мировая столица пластической хирургии, диктующая определённые стандарты внешности. Например, операции по "европеизации глаз" весьма популярны, хотя декольте во многом негласно осуждаются, женский пупок требует цензуры в эфире, а следы от бюстгальтера – запретная тема. Противоречиво, не так ли?
Травма и память
История страны создаёт сложную палитру коллективной женской травмы, начиная с трагедии "женщин утешения", заканчивая многими современными проблемами, также отчасти продиктованными давними социальными установками. Так в эпоху Чосон вдовы не могли вступать в повторный брак и часто содержались в отдельных помещениях дома, существовала практика "чхильгоги" – ритуального голодания вдов после смерти мужа. Стоит упомянуть и современные цифровые случаи. Например трагедия певицы Солли, как результат травли, офисное насилие и культурные травмы.
На кого обратить внимание?
Конечно, уделить внимание всем прекрасным художницам, певицам и авторам в рамках одной статьи невозможно – корейская культура богата талантливыми женщинами. Однако ниже мы собрали небольшой список, в который также входит известная Хан Ган, о которой подробнее можно прочитать здесь!
Пак Вансо
Фокусируется на темах повседневности корейских женщин, а также конфликта между традиционными ролями и личными амбициями. Советуем прочитать роман «Кухня» (1980).
Хан Ган
Та самая автор книги «Вегетарианка» (2007), получившая Нобелевскую премию. Исследует ответ тела на социальное давление, используя сюрреалистичные образы и нелинейное повествование.
Ким Суджон
Многие зрители выходят из залов или отворачиваются от ее шокирующих инсталляций. Так проект «Станция 283» (2015) – реконструкция борделя для "женщин утешения" из медицинских инструментов, заставила некоторых зрительниц заплакать.
Тема женского опыта в Корее – необъятная, но мы постарались раскрыть ее как можно больше в рамках статьи. А какая работа или тема впечатлила вас больше всего? Поделитесь своими эмоциями в комментариях.
Источники:
- Корнеева Е. Р., Корнеева И.В. // «Женские образы в традиционной корейской литературе и современном обществе». Евразийский Союз Ученых - no. 7-2 – 2016 – pp. 62-63.
- Eunah Kim.Communicating Female Voicelessness. Online-ресурс
Автор статьи – Дина Чмыхова, искусствовед, арт-директор галереи ArtAsia
Редактор – Козулина Алина, резидент резидент АНО "МДКМ"