На консультацию или терапию ко мне обращаются и подростки и их родители. Их запросы, как правило, о душевном, психологическом состоянии ребёнка, о его жизнедеятельности и об их семейных отношениях.
И именно в работе с данными клиентами я чаще всего встречаю дилеммы выбора, саботаж участников и, так скажем, "трудности перевода".
1. «Перетягивание каната»: с кем должен работать психолог? Как правило, родитель и подросток видят проблему друг в друге, а не в самом себе. Родитель, даже если и задаёт явный или безмолвный вопрос: "Что я делаю не так?", не всегда готов работать с получаемыми ответами. И приводит он не себя в кабинет психолога, а именно своего ребёнка. Ведь с ним самим-то всё в порядке.
Но мы, психологи, знаем, что проблемы ребёнка чаще являются не причина, а следствием сбоев семейной системы. Кто же наш клиент? Как сохранить нейтралитет, кому помочь: системе или одной из сторон?
2. Интересы ребёнка или интересы семьи? Анализируя, исследуя проблемы подростка, мы так или иначе выходим на его отношения с родителями и на атмосферу в семье в целом. И здесь перед психологом встаёт очень сложная задача, требующая, действительно филигранности: как помочь своему юному клиенту выстроить границы, проявить и укрепить свою самость, но не разрушить и без того тонкий мир его семейных опор?
3. Помочь подростку взрастить упущенное родителями, но не обесценить и не оттолкнуть при этом родителей. Я порой сталкивалась с тем, что психолог от всего сердца включается в ту проблематику ребёнка, которой должна бы заняться его мать, будь она более сохранна, более психологически взрослой. В этом должна быть помощь подростку. Но порой это может отнять у него пусть хрупкую, но всё-таки имеющуюся родительскую опору.
4. Границы и доверие: и ярче всего этот аспект проявляется в теме, как договориться в эпоху гаджетов. Что важнее - конкретные техники для родителей по установлению границ, которые не будут восприниматься как тотальный контроль, или стратегии для выстраивания доверия с подростком? А может, исследование сценариев и причин сбоев такого доверия?
5. От реакции к взаимодействию: когда кабинет или онлайн-пространство терапевтической сессии заполняется драмой детско-родительских отношений, психолог может поддаться желанию, сразу начинать тушить пожар. В этом ли его задача? Или нужно помочь клиентам самим найти способы тушения и стать "профессиональными пожарными"?
В ходе работы с родителями и подростками я часто опираюсь не только на свой опыт работы в консультировании и терапии, но и на прошлый опыт педагогом-психологом в колледже. Я столько там видела подростков и родителей, столько историй, и не просто видела, а порой проживала их вместе со своими "подопечными", что теперь на сессиях я понимаю их боли и вижу структуру эффективной работы.
И этим опытом мне теперь интересно поделиться и с коллегами.
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru