Найти в Дзене
Морская коллекция

Легкие крейсера. От свастики к серпу и молоту. «Адмирал Макаров»

К концу войны в руки союзников попало значительное количество кораблей, судов и катеров Кригсмарине. Согласно предварительной договоренности, их предстояло разделить между великими державами-участницами поровну. Для этого при Союзном контрольном совете в Берлине была создана Тройственная военно-морская комиссия, начавшая работу с 15 августа 1945 года. Советскую сторону в Тройственной военно-морской комиссии представляли адмирал Г. И. Левченко и инженер-контр-адмирал Н.В. Алексеев, еще 14 сотрудников занимались техническими врпросами. Непосредственно оценкой кораблей занимался Технический подкомитет экспертов. Общий список имущества к концу сентября составил 1877 единиц, разделенных на три группы- А - корабли, не требующие ремонта, В - недостроенные и поврежденные корабли, приведение в готовность которых займет не более шести месяцев, и С - корабли, приведение которых в готовность займет больший срок и потому подлежащие уничтожению. Принципиальным требованием англичан и американцев был
Оглавление

худ. А.Ю.Заикин
худ. А.Ю.Заикин

К концу войны в руки союзников попало значительное количество кораблей, судов и катеров Кригсмарине. Согласно предварительной договоренности, их предстояло разделить между великими державами-участницами поровну. Для этого при Союзном контрольном совете в Берлине была создана Тройственная военно-морская комиссия, начавшая работу с 15 августа 1945 года. Советскую сторону в Тройственной военно-морской комиссии представляли адмирал Г. И. Левченко и инженер-контр-адмирал Н.В. Алексеев, еще 14 сотрудников занимались техническими врпросами.

Непосредственно оценкой кораблей занимался Технический подкомитет экспертов. Общий список имущества к концу сентября составил 1877 единиц, разделенных на три группы- А - корабли, не требующие ремонта, В - недостроенные и поврежденные корабли, приведение в готовность которых займет не более шести месяцев, и С - корабли, приведение которых в готовность займет больший срок и потому подлежащие уничтожению.

Принципиальным требованием англичан и американцев было уничтожение большей части нацистских подводных лодок вне раздела. Их решено было ликвидировать к 1 февраля 1946 года. Это были единственные корабли, представлявшие угрозу господству англо-саксов на море. Также по предварительному согласованию пошел под нож готовый на 50% германский авианосец "Граф Цеппелин".

С начала октября началась жеребьевка активов. Сначала мелочевка-тральщики, торпедные катера и десантные баржи. Затем- два крейсера ( тяжелый "Принц Ойген" ( 1940) и легкий «Ню́рнберг» (1935), 13 эсминцев и 17 миноносцев.

Процесс организовали по-простому: фуражку одного из членов комиссии загружали бумажками, а затем участники делегаций вытаскивали свою долю.

Советский Союз получил по жребию -крейсер «Ню́рнберг», 4 эсминца и 6 миноносцев (Z14 Friedrich Inn, Z15 Erich Steinbrinck, Z20 Karl Galster, Z33, T12, T17, T33, T107, T158, T196), 10 подводных лодок (постройки 1944-1945 годов - U3515, U2529, U3035, U3041, U1057, U1058, U1064, U1305, U1231, U2353 ). Всего 155 боевых кораблей и 499 вспомогательных судов, в том числе 44 тральщика, 31 торпедный катер, 135 десантных барж, 38 морских буксиров, 45 траулеров, 5 плавбаз и другие корабли и суда. С советской стороны приемкой, переводом кораблей руководил командующий Кронштадтским морским оборонительным районом вице-адмирал Ю.Ф. Ралль.

Великобритания получила 545, США 590 кораблей и судов.

6 декабря 1945 года был подписан итоговый доклад Тройственной военно-морской комиссии. Но он не стал окончательным. В различных портах за год после капитуляции было обнаружено еще около сотни германских кораблей и судов, а в списках уже разделенных кораблей были найдены сотни ошибок (двойной счет, несоответствие по категории и прочее).

23 марта 1946 года было принято Дополнение №1 к Итоговому докладу комиссии, Советский Союз в нем потерял 2 корабля, Англия 41, США 55.

31 мая 1946 года комиссия приняла Дополнение №2, 28 июня 1947 года было принято Дополнение №3...

В итоге Советскому Союзу было передано 769 кораблей и судов, Великобритании- 621, США- 665. Отдельно поделили плавдоки и понтоны, нам досталось 39 плавдоков и 9 понтонов, Англии 34 дока и 14 понтонов, США 40 доков и 15 понтонов.

Подготовленные для передаче СССР корабли собирали в Киле, затем переводились в Транемюнде для подготовки и затем конвоями отправлялись в Варнемюнде или в Свинемюнде. Сюда корабли приходили с немецкими экипажами под контролем наших офицеров. Здесь наши экипажи принимали корабли, а немцев возвращали в английскую зону. Из Варнемюнде и Свинемюнде группами корабли переходили в Лиепаю. Основная часть прошла с 20 декабря 1945 года до 6 февраля 1946 года.

Наибольшую боевую ценность представлял «Ню́рнберг», последний легкий крейсер Кригсмарине, дальнейшее развитие проекта «Лейпциг». Корабль получил имя германского крейсера, погибшего в бою у Фолклендских островов в декабре 1914 года.

Проект крейсера разработал конструктор Блечшмидт.

Несмотря на то, что ряд справочников лёгкие крейсера «Лейпциг» и «Нюрнберг» относит к единому классу (тип «Лейпциг»), но по целому комплексу характеристик эти два корабля отличаются друг от друга.

Заказан «Ню́рнберг» был 16 июня 1933 года заводу Deutsche Werke в Киле как Kreuzer F или Ersatz Nymphe. Заложили его 4 ноября 1933, спустили на воду и окрестили 8 декабря 1934. Легкий крейсер предполагалось использовать, главным образом, как рейдер с практически неограниченными возможностями. В его конструкции, технических решениях и оснащении использовались самые новейшие достижения науки, техники и технологии судостроения.

Спуск корабля на воду
Спуск корабля на воду

2 ноября 1935 года крейсер вошёл в состав германского флота с поднятием флага уже почившей в бозе Веймарской республики. Ситуацию исправили через пять дней, 7 ноября над «Ню́рнбергом» был поднят флаг со свастикой.

перед войной
перед войной
-4

После завершения испытаний в начале 1936 года «Нюрнберг» стал флагманским кораблём Разведывательных сил флота. В конце 30-х крейсер участвовал в блокаде Испанской республики без особых происшествий. В марте 1939 года он был в составе эскадры, отобравшей для рейха у Литвы Мемель (Клайпеду). В сентябре 1939 устанавливал минные заграждения у побережья Германии. Затем сопровождал эсминцы на постановки в Северном море, но 13 декабря, немцев, возвращавшихся с минной постановки у берегов Великобритании, атаковала подводная лодка Королевского флота HMS  Salmon.

Она выпустила несколько торпед по немецкой флотилии, две предназначались «Нюрнбергу», корабль резко отвернул влево, но одна из торпед поразила носовую часть крейсера. Когда «Нюрнберг» притормозил до 12 узлов, чтобы оценить повреждения, к нему направились еще три торпеды. После резкого ускорения они взорвались в кильватерной струе крейсера. Повреждения были минимальны, переборки выдержали. Потери экипажа составили всего 16 человек ранеными. Попытка обстрелять замеченный «Сальмон» главным калибром успеха не имела и крейсер на 18 узлах направился в порт.

На следующий день, на обратном пути в Германию 14 декабря «Нюрнберг» и «Лейпциг» (тоже был торпедирован), подверглись атакам Королевских военно-воздушных сил (RAF). Около 20 бомбардировщиков Vickers Wellington из 99-й эскадрильи были перехвачены истребителями из II. Gruppe Jagdgeschwader 77 оберстлейтенанта Карла-Альфреда Шумахера в районе Шпикерога и Вангероге. JG 77 заявили о семи сбитых и одном вероятном бомбардировщике. Записи RAF указывают на потерю шести бомбардировщиков. Подводная лодка HMS  Ursula также пыталась атаковать повреждённый крейсер на входе в Кильский канал в Брунсбюттеле, но безуспешно. В Киле «Нюрнберг» отправился в сухой док Deutsche Werke для ремонта, который продолжался до апреля 1940 года.

Повреждения носовой оконечности крейсера Nürnberg после попадания торпеды
Повреждения носовой оконечности крейсера Nürnberg после попадания торпеды

8 августа 1940 года Kapitän zur See ( KzS ) Лео Крейш сменил Kapitän zur See (KzS) Отто Клюбера на посту командира корабля.

На этом его активная служба почти завершилась, крейсер перевели на Балтику и использовали как учебный корабль. 15 февраля 1941 года он был переклассифицирован в учебный крейсер и приписан к учебной эскадре флота вместе с другими уцелевшими лёгкими крейсерами. Этим кораблям было поручено готовить экипажи для подводных лодок. С января по август 1942 года крейсер прошел капитальный ремонт, была произведена замена турбин и усилено зенитное вооружение. Авиационное оборудование было демонтировано.

В феврале - сентябре 1941 года корабль выполнял обязанности учебного корабля, в сентябре входил в состав северной группы германского «Балтийского флота», созданного для пресечения гипотетической попытки прорыва советского Балтийского Флота из Кронштадта в Швецию в случае падения Ленинграда.

Единственный раз крейсер вырвался в Атлантику с ноября 1942 по апрель 1943 года, когда был отправлен в Норвегию на замену уходящего в Германию на капитальный ремонт «Адмирала Шеера». Крейсер не принимал участие в боевых действиях, после «Новогоднего боя» Гитлер запретил активные действия крупных надводных кораблей. Корабль использовался против союзных северных конвоев, но без особого успеха.

В январе 1945 года крейсеру поручили минную постановку в проливе Скагеррак, но из-за нехватки топлива он успел сделать только один боевой выход, поставил мины на фарватере к порту Осло (операция «Титус»).

27 января крейсер прибыл в Копенгаген, после чего в боевых действиях фактически участия не принимал. У него оставалось всего 270 длинных тонн синтетического топлива.

Нюрнберг в мае 1945 года в сопровождениипатрульных бомбардировщиков «Либерейтор» Королевских ВВС Берегового командования.
Нюрнберг в мае 1945 года в сопровождениипатрульных бомбардировщиков «Либерейтор» Королевских ВВС Берегового командования.

5 мая 1945 года огнём зенитных автоматов была отражено нападение членов датского движения сопротивления с использованием взрывающегося катера. Потери экипажа составили 4 человека

5 мая 1945 года командир крейсера принял приказ главного командования флота о полной капитуляции Германии. Но только 22 мая британские крейсеры HMS  Devonshire и HMS  Dido прибыли, чтобы принять крейсер. Крейсер сдался англичанам, но его команда по-прежнему несла службу на борту.

-7

-8
-9
силуэт на 1959
силуэт на 1959
-11
-12

Адмирал Макаров 1946
Адмирал Макаров 1946
Продольный разрез крейсера Nürnberg и вид сверху на 1939 го
Продольный разрез крейсера Nürnberg и вид сверху на 1939 го
Изменения внешнего вида крейсера Nürnberg,  в периоды модернизации
Изменения внешнего вида крейсера Nürnberg, в периоды модернизации

«Адмирал Макаров». (до 1945- «Ню́рнберг»). Deutsche Werke. Завод. номер 234. Строительство начато 4 декабря 1933 года. Спущен на воду 8 декабря 1934 года. Введён в эксплуатацию 2 ноября 1935 года. Выведен из состава флота. Передан СССР в 1945 году. Введен в строй 5 ноября 1945 года. Приобретен 19 декабря 1945 года. Учебный крейсер с 1954. Выведен из состава флота февраль 1959 год. Разобран в 1960 году

Водоизмещение стандартное 7037 (7 091) тонн, полное 8897 (9 115) тонн или 9040 метрических тонн (8900 длинных тонн ; 9960 коротких тонн ). Длина 170 м/181,3 м(595 футов). Ширина 16,4 м(53 фута). Осадка 4,9-5,74 м(18,8 фута), максимальная 6,4 м
Двигатели CODAS: 2 ТЗА Krupp-Germania, 4 семицилиндровых двухтактных дизеля MAN, 6 +2 ( 8) котлов, мощность турбин  60 000 л. с., дизели  12 600 л. с. Движитель 3 винта. Скорость хода 32 узла. Запас топлива 1 125 тонн или масло 1100, дизельное топливо 348 тонн. Дальность плавания 3280 морских миль на скорости 15 узлов, 3 900 миль на 10 узлах. Экипаж 888-896 человек ( 50 офицеры, 180 мичманы, 658 матросов) или 25 офицеров и 648 рядовых
Бронирование -главный пояс  18…50…35 мм, палуба  20…25 мм, траверзы 70 или 20 / 20 мм, башни  80 / 20 / 35 мм, рубка 30- 100 мм, барбеты 60 мм
Вооружение- 9 (3×3) 150-мм/60 орудий SKC/25.
Зенитная артиллерия-4 × 2 — 88-мм/76 SK C/32, 4 × 2 — 37-мм/83 SK C/30, 4 × 1 — 20-мм/65, или 4 x 2 - 88мм/76 SK C/32, 2 x 1 - 40мм/60 FlaK 28, 6 x 2 - 37мм/83 SK C/30, 2 x 4 - 20мм/65 C/38, 10 x 2 - 20мм/65 C/38. После модернизации 10 (4х2, 2x1) 40-мм орудий FlaK 28, 9 (2x4, 1×1) 20-мм орудий SKC/38, 20 (10х2) 20-мм орудий SKC/38. Минно-торпедное вооружение- 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, затем 2×3 533-мм ТА, 120 морских мин. Авиационная группа 1 катапульта, 2 гидросамолёта Арадо 196
Радары FuMO 21, FuMO 25, FuMO 63
Общее расположение турбинных котлов машинного отсека.
Общее расположение турбинных котлов машинного отсека.

Корпус крейсера имел 16 отсеков, двойное дно на 83% от длины корабля и несколько более усиленную по сравнению с "Лейпцигом" конструкцию. Водоизмещение тоже увеличилилось до примерно 8000 тонн. За счет этого повысилась прочность корпуса, было усилено бронирование башен и погребов боезапаса, усилена зенитная артиллерия и выросла скорость хода. «Нюрнберг» был чуть длиннее и шире "Лейпцига".

Корпус был изготовлен на 90% с помощью сварки. «Нюрнберг» получил новую надстройку, по сравнению с "Лейпцигом" она была массивнее в верхней части и имела больший объем у основания. Другие отличия по силуэту- платформа с прожектором на трубе и расположение катапульты за трубой.

«Нюрнберг» имел общую длину 181,3 метра (595 футов), ширину 16,3 метра (53 фута) и максимальную осадку носом 5,74 метра (18,8 фута). Водоизмещение при полной загрузке составляло 9040 тонн (8900 длинных тонн ; 9960 коротких тонн). Экипаж «Нюрнберга» состоял из 25 офицеров и 648 матросов.

Крейсер имел 50 мм броневой пояс по ватерлинии от 19 до 149 шпангоута, который замыкался 70 мм переборками спереди и сзади от крайних башен. Затем к корме пояс уменьшался до 35 мм, а к носу до 18 мм. Пояс был соединен с 15-мм продольной противоторпедной переборкой с уклоном 10 мм. Бронированная палуба имела толщину 20 мм (по другим данным 30 мм) и скос внизу 25 мм. Носовые и кормовые палубы платформы защищались 10-мм броневыми листами и обеспечивали дополнительную защиту ниже ватерлинии. Боевая рубка была защищена 100-мм вертикальной броней, 50-мм крышей, с центральным постом ее соединяла 60-мм броневая труба.

Бронирование башен главного калибра отличалось 35 мм тыльной стенкой и 20-35 мм бронеполом, все остальное бронирование соответствовало проекту "Лейпцига".

Крейсер имел трёхвальную силовую установку с двумя турбозубчатыми агрегатами (ТЗА) Germania мощностью 60 000 л.с., на которых работали шесть водотрубных паровых котлов морского типа в трех котельных отделениях. Кроме того, на случай аварии на верхней палубе за дымовой трубой стояло два вспомогательных котла.

На крейсере также имелось 4 семицилиндровых двухтактных дизельных двигателя двойного действия фирмы MAN М 7Z 30/44 мощностью 12400 л.с., работавших на центральный вал. Максимальная скорость составляла 32 узла, дальность плавания 3 900 морских миль на 10 узлах(на дизелях). Запас топлива равнялся 1200 тонн нефти и 310 тонн мазута.

Электросеть корабля обеспечивали два турбогенератора по 250 кВт, и четыре дизель-генератора по 90 кВт, всего 860 кВт.

Численность экипажа к концу войны достигала 850 чел. После 31 июля 1945 года на крейсере оставался сокращенный экипаж всего из 85 человек.

Экипаж корабля в ВМФ СССР насчитывал 931 человека, из них 53 офицера, 191 старшины, 687 матросов.

Передняя артиллерийская башня Нюрнберга , сентябрь 1940 г
Передняя артиллерийская башня Нюрнберга , сентябрь 1940 г
-18

Артиллерия главного калибра крейсера состояла из девяти орудий 150-мм/60 SK C/25 в трёх трёхствольных башнях. Одна носовая башня и две кормовых по . по продольной оси симметрии корабля. Заряжание осуществлялось вручную (башня Drh Tr C/28 использовала систему автоматического отстрела гильзы), привод башен - электрогидравлический. Боекомплект главного калибра-от 1080 до 1500 снарядов (120-166 на ствол).

Зенитное орудие 20-мм Flak 30
Зенитное орудие 20-мм Flak 30

При вступлении в строй крейсер располагал восемью 8,8-см (3,5 дюйма) зенитными орудиями SK C/32 в четырех двухорудийных стабилизированных установках, восемью 3,7-см (1,5 дюйма) зенитными орудиями SK C/30 и несколькими 2-см (0,79 дюйма) зенитными орудиями. В ходе войны зенитное вооружение крейсера неоднократно менялось в сторону усиления, но на 1945 год оно состояло лишь из четырех (2×2) орудий 37-мм/83 SK C/30 (на двух позициях ближе к носу) и восьми одноствольных орудий 20-мм/65 Flak 30 (по два на носу, корме, платформе на мостике и кормовой надстройке).

На крейсере в средней части корабля были побортно установлены четыре трехтрубных торпедных аппарата с боекомплектом 24 торпеды. Система управления торпедной стрельбой состояла из визирных постов на крыльях мостика и центрального поста управления торпедной стрельбой. Для установки минных заграждений по бортам и на юте устанавливались съемные минные рельсы под 150 мин максимум.

При постройке крейсер был оснащён катапультой и краном для управления двумя гидросамолётами Heinkel He 60 , которые позже были заменены на Arado Ar 196.

-20
-21

В марте 1941 года кормовая пара трёхтрубных торпедных аппаратов была снята и установлена ​​на линкоре «Шарнхорст» . В 1942 году с корабля было снято оборудование для управления самолётами.

Главный калибр имел СУО в составе главного командно-дальномерного поста на топе фок-мачты ( из двух визиров и стереодальномера с базой 6 метров). Еще два 6-метровых дальномера стояло на крыше штурманской рубки и на кормовой надстройке за башней "С", рядом с визирным постом.

В носовой части под броневой палубой находился центральный артиллерийский пост (ЦАП), дублировавшийся аналогичным постом в корме.

Универсальной артиллерий управляла СУО в составе: командно-дальномерный пост SL-2, в котором находился 3-метровый комбинированный дальномер-высотомер, а также переносные дальномеры. Полученные данные поступали в центральный пост управления огнем.

После начала войны корабль был оснащён размагничивающей катушкой для защиты от магнитных мин.

Радиолокационное оснащение крейсера в ходе войны регулярно модернизировалось:в марте 1941 года он был оснащён радаром FuMO 21, а в начале 1942 года был установлен радар FuMO 25 ( поисковый радар для надводных целей и низколетящих самолётов на малой дальности). Набор FuMO 21 был заменён радаром ближнего действия FuMO 63 Hohentwiel с длиной волны 50 сантиметров. Электронное вооружение на 1945 год было представлено станциями обнаружения подводных лодок: FuMO-25, FuMO-63 Hohenwiel-K и станциями радиоэлектронной разведки FuMB-4 Sumatra и FuMB-6 Palau. Крейсер также получил четырьмя приёмника предупреждения о радаре Metox.

В конце 1942 года была установлена ​​пара счетверенных установок 2 см Flakvierling армейского варианта , одна на ходовом мостике, а другая на кормовой башне сверхбыстрой стрельбы. В мае 1944 года флот предложил установить несколько 40-мм пушек Bofors , но большая часть этого оружия была перенаправлена ​​на другие цели, и были установлены только две пушки. Одна была установлена ​​на мостике, а другая там, где располагалась катапульта. Были добавлены две Flakvierling s военно-морского образца; одна заменила армейскую модель на кормовой башне сверхбыстрой стрельбы, а другая была размещена перед руководителем зенитного огня. Flakvierling s армейского образца были перемещены на главную палубу.

Предложенный в декабре 1944 года план обновления ПВО восемью новыми 3,7-см орудиями FlaK 43, двумя Flakvierling и десятью спаренными 2-см установками, реализован не был из-за крушения рейха.

В СССР немецкую электронику усилили советской РЛС управления огнём «Редан-2». В 1949-1951 годах германские зенитки почти полностью демонтировали, оставили только два счетверённых автомата 20-мм SKC/38, а взамен поставили 10 спаренных автоматов 37-мм/67 В-11.

Nürnberg, 1945 г.
Nürnberg, 1945 г.
Nürnberg1946
Nürnberg1946
Лёгкий крейсер «Нюрнберг» под советским флагом во время перехода в Лиепаю, 2 января 1946 года
Лёгкий крейсер «Нюрнберг» под советским флагом во время перехода в Лиепаю, 2 января 1946 года
Nürnberg&Hessen1946Wilhelmshaven
Nürnberg&Hessen1946Wilhelmshaven
На пути в Лиепаю
На пути в Лиепаю
-27
Нюрнберг в Киле в 1946 году, после передачи Советскому Союзу
Нюрнберг в Киле в 1946 году, после передачи Советскому Союзу

После 9 мая 1945 года командир «Нюрнберга» капитулировал перед британцами, крейсер при этом оставался в Дании с немецким экипажем на борту. По итогам работы Союзной контрольной комиссии по разделу бывшего германского военно-морского флота, крейсер по репарациям был передан СССР.

5 (по другим данным 19) ноября 1945 года крейсер был зачислен в списки ВМФ СССР с назначением в состав Балтийского флота. В декабре 1945 года он прибыл в Кронштадт. Полученный трофей был на Морском заводе в Кронштадте обследован специальной комиссией, выяснилось, что крейсеру требуется средний ремонт, а его вооружению-капитальный. Затем корабль совершил переход в бывшую германскую военно-морскую базу Вильгельмсхафен, где принял на борт вооружение, боеприпасы и штатное оборудование, демонтированные и свезённые на берег после капитуляции.

В декабре 1945 года советские моряки прибыли в Вильгельмсхафен и приступили к приёмке крейсера. Официальная церемония передачи была проведена 2 января 1946 года. Первым советским командиром корабля стал гвардии капитан 2-го ранга С.С. Ворков (бывший командир эсминца «Сообразительный»).

2 января 1946 года в порту Вильгельмсхафен немецкий экипаж под командованием капитана цур зее Гельмута Гесслера передал крейсер советской стороне. В тот же день шесть бывших немецких кораблей вышли в море и 5 января прибыли в Лиепаю. 9 января 1946 года подписан протокол о передаче корабля от немецкого экипажа советскому. Затем немецкий командир и остававшиеся на борту немецкие моряки были высажены на берег, вскоре их отправили на родину. С советской стороны в феврале 1946 года подписал протокол об окончательной передаче корабля от немецкой команде к советской
гвардии капитан 2-го ранга С.С. Ворков. За участие в операции по переводу трофейных кораблей он был награждён орденом Отечественной войны II степени.

С.С. Ворков
С.С. Ворков

Приказом наркома ВМФ СССР от 13 февраля 1946 года крейсер переименован в «Адмирал Макаров».

Освоение крейсера советским экипажем сопровождалось множеством проблем, он кардинально отличался от крейсеров итальянского типа, к которым относились наши корабли проекта 26. Однако немецкий крейсер смог заменить подорвавшийся на мине «Киров», единственный крейсер 8-го флота.

С 15 февраля 1946 по 2 декабря 1955 года он входил в состав 32-й дивизии крейсеров 8-го (Северо-Балтийского) флота с базированием в Таллине.

За это время он был модернизирован по проекту ЦКБ-17(1949) в ходе текущих ремонтов 1951 и 1952 годов на заводе № 890 (г. Таллин). В результате крейсер смог ходить по 5-6 тысяч морских миль в год во время боевой подготовки.

У крейсера появились свои традиции. Так, ежегодно, к 7 ноября, «Адмирал Макаров» заходил в Неву и, стоя на якоре напротив Исаакиевского собора, салютовал в честь Великого Октября.

Крейсер неоднократно занимал призовые места в артиллерийских стрельбах, его посещали иностранные делегации высокого ранга. В советском Балтийском флоте крейсер считался одним из лучших кораблей, участвовал во всех крупных военно-морских учениях на Балтийском море, его экипаж регулярно завоёвывал призы за успехи в боевой подготовке. Во время манёвров 1953 года на борту крейсера находился походный штаб Главкома ВМФ адмирала флота Н. Г. Кузнецова.

13 октября 1954 года (по другим данным, 24 декабря 1955 года) «Адмирал Макаров» был переклассифицирован в учебный крейсер и переведен в состав 28-й дивизии учебных кораблей Кронштадтской военно-морской крепости. Летом 1957 года он провел большой поход с курсантами по Балтике и Северному морю. Всего с курсантами на борту в дальних походах крейсер намотал на счетчике еще почти 12 тысяч миль.

Ресурс главных механизмов корабля был полностью исчерпан, а вкладываться в его восстановление не имело смысла, советский флот уже пополнился сотнями новых кораблей.

27 марта 1956 года принято решение о переводе корабля в Северный флот, где его планировали использовать как мишень при испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. 28 августа 1958 г. это решение отменили.

20 февраля 1959 года «Адмирал Макаров» разоружили, исключили из списков флота, и передали Отделу Фондового Имущества для разборки на металл. 6 июля 1959 года пришло распоряжение Генерального штаба ВМФ СССР об отправке учебного судна «Адмирал Макаров» на слом.

Дальнейшая судьба бывшего немецкого крейсера точно неизвестна. По одной из версий, корабль был разобран на Кировском заводе с августа 1960 до февраля 1961 года, по другой - использовался в качестве плавучей казармы в Кронштадте до 1967-1968 годов, а лишь затем был утилизирован.

Командовали крейсером в советском флоте с 1945 года: капитаны 2 ранга Сергей Степанович Ворков, В. Васильев, А. Лоховин, Г. Борисов, капитан 1 ранга Н. Шарашкин.

Офицеры-"макаровцы" по традиции в день корабельного праздника встречались в Питере.

В 2000 году удалось выяснить, что в Германии действует также "Общество "Нюрнберг" из числа его бывших моряков. 22-24 сентября в Лабое на берегу Кильской бухты в военно-морском музее Германии состоялась очередная встреча немцев. На ней присутствовал в этот раз и представитель "макаровцев" А. Симкин. Он передал немцам закладную доску крейсера "Нюрнберг" завода "Дойч Верке", которая сейчас выставлена в военно-морском музее Германии.

«Адмирал Макаров» в игре «Мир кораблей»
«Адмирал Макаров» в игре «Мир кораблей»

Корабль представлен в игре «Мир кораблей» в виде премиумного крейсера СССР VI уровня «Адмирал Макаров».

-31
кадр фильма
кадр фильма

В сентябре 1951 года крейсер принимал участие в съёмках фильма «Незабываемый 1919».

-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
«Адмирал Макаров», Ленинград, 1955
«Адмирал Макаров», Ленинград, 1955
«Адмирал Макаров» на Неве. Ноябрь 1947
«Адмирал Макаров» на Неве. Ноябрь 1947
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59

Крейсер стал вторым в нашем флоте, получившим имя в честь русского адмирала, исследователя и изобретателя Степана Осиповича Макарова. Первым стал броненосный крейсер Балтфлота в Первую мировую войну. Третьим был БПК проекта 1134А типа «Кронштадт»(1968-1992). Сейчас флагманом Черноморского флота служит Гвардейский ракетный фрегат «Адмирал Макаров», четвертый этого имени.

Немецкий крейсер оказался весьма кстати после огромных потерь Балтфлота, с 1945 по 1959 год, 14 лет он служил Советскому Союзу и подготовил множество советских моряков.

Немецкий период корабля также представляет некоторый интерес. Если смотреть всю историю, то корабль служил под тремя флагами- Веймарской республики, 3-го рейха и СССР. И он единственный из нацистских легких крейсеров пережил 3-й рейх.

Большая просьба не забывать ставить лайки, алгоритмы платформы их учитывают при продвижении канала.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник

Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник

Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам