Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Троя: война, которой не было, и аферист, который её нашел

В 1873 году мир, затаив дыхание, следил за новостями из северо-западной Турции. Некто Генрих Шлиман, сомнительный делец, решивший на старости лет поиграть в археолога, объявил, что нашёл легендарную Трою. Перед толпой репортёров он торжественно водрузил на постамент золотую погребальную маску, которую без тени сомнения окрестил «Маской Агамемнона». Чуть позже его жена София дефилировала перед камерами, увешанная древними побрякушками, которые её предприимчивый муж столь же уверенно назвал «Драгоценностями Елены». Завершил картину так называемый «Клад Приама». Публика была в восторге. Всё оказалось правдой: Елена Троянская, Парис, царь Приам, Троянская война — всё это было на самом деле. С этого момента — и вплоть до нелепого голливудского блокбастера «Троя» 2004 года, где смазливые актёры соревновались в надувании губ, — интерес к так называемой Троянской войне не утихает, как и всеобщая вера в то, что у этой сказки есть реальная основа. Проблема в том, что вся эта вера держится на фун
Оглавление

Аферист с лопатой и сокровища из чемодана

В 1873 году мир, затаив дыхание, следил за новостями из северо-западной Турции. Некто Генрих Шлиман, сомнительный делец, решивший на старости лет поиграть в археолога, объявил, что нашёл легендарную Трою. Перед толпой репортёров он торжественно водрузил на постамент золотую погребальную маску, которую без тени сомнения окрестил «Маской Агамемнона». Чуть позже его жена София дефилировала перед камерами, увешанная древними побрякушками, которые её предприимчивый муж столь же уверенно назвал «Драгоценностями Елены». Завершил картину так называемый «Клад Приама». Публика была в восторге. Всё оказалось правдой: Елена Троянская, Парис, царь Приам, Троянская война — всё это было на самом деле. С этого момента — и вплоть до нелепого голливудского блокбастера «Троя» 2004 года, где смазливые актёры соревновались в надувании губ, — интерес к так называемой Троянской войне не утихает, как и всеобщая вера в то, что у этой сказки есть реальная основа.

Проблема в том, что вся эта вера держится на фундаменте, заложенном одним из самых грандиозных мистификаторов в истории археологии. Генрих Шлиман не был учёным. Он был предприимчивым коммивояжёром и биржевым спекулянтом, сколотившим состояние на всём, что попадалось под руку: от селитры и индиго до поставок военного снаряжения сомнительного качества во время Крымской войны. Выйдя на пенсию мультимиллионером, он решил вложить свои деньги в мечту детства — найти город, описанный в «Илиаде». Методы у него были соответствующие его коммерческой хватке. Наняв сотни рабочих, он принялся безжалостно вгрызаться в холм Гиссарлык, где, по его расчётам, находилась Троя. Его не интересовали культурные слои и кропотливая работа. Он использовал кирку, лопату и даже динамит, прорубая себе путь к нижним, самым древним, по его мнению, слоям. В процессе он безвозвратно разрушил именно тот культурный слой (известный как Троя VIIa), который современные археологи считают наиболее вероятным кандидатом на гомеровскую Трою.

Те, кому довелось работать со Шлиманом, позже рассказывали, что большинство его громких «находок» были либо на скорую руку изготовлены местными умельцами, либо найдены на совершенно других раскопках и тайно привезены на место, чтобы их можно было эффектно «обнаружить» перед прессой. Знаменитая «Маска Агамемнона» вообще была найдена не в Трое, а в Микенах, и современные методы датировки показывают, что она была создана примерно за 300-400 лет до предполагаемого времени Троянской войны. Она принадлежала какому-то безымянному микенскому вождю, но имя великого царя звучало куда солиднее для газетных заголовков. «Клад Приама» был, по сути, сборной солянкой из предметов, найденных в разных слоях, которые Шлиман для пущего эффекта объединил в одно «сокровище». Он контрабандой вывез его из Османской империи, спрятав в корзинах с овощами. Вся его деятельность была одной большой рекламной кампанией, где он сам был и продюсером, и главной звездой, а древняя история — лишь декорацией для его тщеславия.

Гомер: слепой сказочник или коллективный псевдоним?

Вся информация о Троянской войне исходит, по сути, из одного источника — двух эпических поэм, «Илиады» и «Одиссеи», авторство которых приписывается некоему Гомеру. Проблема в том, что мы не знаем, существовал ли этот человек на самом деле. Никаких достоверных биографических сведений о нём нет. Античные авторы сами путались в показаниях, называя семь разных городов его родиной и описывая его то зрячим, то слепым. Современная наука склоняется к так называемому «гомеровскому вопросу», который заключается в том, был ли Гомер реальным человеком или это собирательный образ, псевдоним для целой плеяды сказителей-аэдов, веками передававших героические сказания из уст в уста.

Даже если предположить, что Гомер — реальная историческая фигура, возникает другая, куда более серьёзная проблема. По общепринятой датировке, он жил и творил где-то в VIII веке до н.э. А события, которые он с такой невероятной детализацией описывает, — Троянская война — предположительно происходили в XII веке до н.э. Между поэтом и описываемыми им событиями лежит пропасть в четыреста лет. Это примерно как если бы современный писатель взялся в деталях описывать быт и сражения времён Ивана Грозного, не имея никаких письменных источников, а опираясь лишь на устные предания. За четыре столетия устной передачи любая реальная история неизбежно обрастает таким количеством вымысла, мифологических деталей и откровенных сказок, что отделить зёрна от плевел становится невозможно. Изначальное событие, если оно и было, могло быть мелкой пограничной стычкой или пиратским набегом, который со временем разросся в народной памяти до эпической десятилетней осады с участием богов и героев.

«Илиада» — это не историческая хроника, а художественное произведение. Гомер, или те, кто скрывался под этим именем, был не историком, а поэтом. Его задачей было не зафиксировать факты, а создать увлекательную историю, прославить доблесть предков и развлечь слушателей. Он смело вплетает в повествование олимпийских богов, которые интригуют, ссорятся и даже сражаются наравне со смертными. Ахиллес обладает неуязвимостью, кони разговаривают, герои швыряют друг в друга валуны, которые «двое мужей современных сдвинуть не смогли бы». Пытаться реконструировать по этому тексту реальные события — всё равно что изучать историю Франции по романам Александра Дюма. Красиво, захватывающе, но к реальности имеет весьма опосредованное отношение. Поэтому, когда мы говорим о Троянской войне, мы говорим не об историческом факте, а о литературном сюжете, созданном человеком, которого, возможно, никогда и не было.

Сто тысяч греков в козьих шкурах из-за одной девочки

Даже если на минуту отбросить все сомнения в историчности Гомера и Шлимана и попытаться проанализировать саму историю, изложенную в «Илиаде», она рассыпается от столкновения с элементарной логикой и здравым смыслом. Поэма повествует о том, как объединённая греческая армия численностью более ста тысяч воинов на тысяче с лишним кораблей отправляется в Малую Азию, чтобы отомстить за похищение Елены, жены спартанского царя Менелая. Похититель — троянский царевич Парис. Осада города, по словам Гомера, длится десять лет.

Начнём с повода. Похищение женщины. По большинству античных источников, на момент похищения Елене было около двенадцати-тринадцати лет. В Древней Греции женщины, мягко говоря, не обладали высоким социальным статусом. Их ценность была немногим выше, чем у породистого скота. Представить, что все враждующие между собой греческие полисы — Афины, Спарта, Микены, Фивы — вдруг объединятся, соберут всех своих воинов и отправятся в десятилетний заморский поход из-за одной девочки, абсолютно невозможно. Это был бы политический и экономический суицид. Далее, численность армии. Сто тысяч человек — это колоссальная цифра даже для армий классической эпохи, не говоря уже о полудиком XII веке до н.э. Собрать, вооружить, переправить через море и, самое главное, снабжать продовольствием такую ораву на протяжении десяти лет было бы неразрешимой логистической задачей. Если бы каждый боеспособный мужчина Греции действительно уплыл в Турцию на десять лет, то по возвращении они не нашли бы никакой Греции. Их земли были бы давно захвачены соседними племенами, а их семьи умерли бы с голоду.

И, наконец, внешний вид воинов. Благодаря Голливуду мы представляем себе Ахиллеса и Гектора в сверкающих бронзовых доспехах и шлемах с пышными гребнями. В реальности же воины той эпохи выглядели куда скромнее. Бронза была невероятно дорогим и редким металлом. Полный бронзовый доспех, вроде знаменитой «паноплии из Дендры», был достоянием лишь царей и величайших вождей. Подавляющее большинство воинов шло в бой в лучшем случае в стёганых льняных туниках, с плетёными щитами и, возможно, в набедренной повязке из козьей шкуры. Это была не битва сияющих полубогов, а, скорее всего, суровое и неприглядное столкновение между племенными ополчениями. Таким образом, вся история, рассказанная Гомером, от повода и масштаба до внешнего вида участников, является грандиозным преувеличением, не выдерживающим никакой критики.

Деревянный конь: абсурд в масштабе 100:1

Венцом всей этой фантастической истории является, конечно же, Троянский конь — хитроумное изобретение, которое вошло в поговорки и дало название компьютерным вирусам. Согласно легенде, греки, отчаявшись взять город силой, построили огромного деревянного коня, внутри которого спрятали отряд из сорока лучших воинов. Оставив это «подношение богам» у стен Трои, они сделали вид, что уплывают. Троянцы, проявив чудеса недальновидности, втащили коня в город. Ночью греки выбрались наружу, убрали стражу и открыли ворота основному войску, которое под покровом темноты вернулось.

Эта история — абсолютный логистический и физический нонсенс. Давайте применим простую математику. Чтобы внутри деревянной лошади мог спрятаться хотя бы один человек, она должна быть примерно в два раза больше настоящей. Следовательно, чтобы вместить сорок воинов со всем снаряжением, конь должен был быть примерно в сто раз больше обычной лошади. Это сооружение размером с многоэтажный дом. Как греки, используя примитивные инструменты бронзового века, смогли построить такую махину? Из чего? Сколько леса им пришлось бы извести? И, что самое главное, как троянцы смогли втащить эту конструкцию в город? Какие ворота должны были быть у Трои, чтобы пропустить через себя такое чудовище? Даже самые ярые защитники историчности Гомера понимают абсурдность этой затеи. Они пытаются найти рациональное объяснение, предполагая, что «конь», возможно, был неверным переводом или поэтической метафорой для обозначения какой-то осадной машины, тарана или гигантской катапульты. Другая теория гласит, что «конём» могли называть землетрясение (Посейдон был богом не только морей, но и лошадей, и землетрясений), которое разрушило стены и позволило грекам ворваться в город. Но все эти спекуляции излишни. Троянский конь — это не историческая загадка, а красивая сказка, яркий литературный образ, который идеально вписывается в общую канву мифа, но не имеет никакого отношения к реальности. Это просто самый известный элемент войны, которой никогда не было.

Что на самом деле откопали в Трое: слоёный пирог разочарований

Итак, что же на самом деле представляет собой место, которое Шлиман объявил Троей? Археологический участок на холме Гиссарлык — это, по сути, слоёный пирог из руин как минимум девяти разных городов, построенных один на другом на протяжении более чем трёх тысячелетий. Самое древнее поселение (Троя I) возникло около 3000 года до н.э., а самое позднее (Троя IX) было процветающим римским городом Илионом, который прекратил своё существование уже в византийскую эпоху.

Шлиман, одержимый идеей найти гомеровскую Трою с её «широкими улицами» и «высокими башнями», прокопал свой знаменитый шурф прямо через центр холма, смешав и уничтожив бесценные археологические слои. «Клад Приама» он нашёл в слое, известном как Троя II, который, как мы теперь знаем, существовал примерно за 1000 лет до предполагаемой Троянской войны. Город, который откопал Шлиман, был современником египетских пирамид, а не Агамемнона и Ахиллеса.

Современные археологи, работающие на этом месте гораздо более аккуратными методами, считают, что если гомеровская Троя и существовала, то её следует искать в слое Троя VIIa. Этот город был разрушен в результате пожара и военных действий как раз в нужное время — около 1180 года до н.э. Но и здесь нас ждёт разочарование. Троя VIIa была не величественной столицей могущественной империи, а довольно тесным и бедным поселением, скорее всего, цитаделью, за стенами которой в случае опасности укрывались жители окрестных деревень. Никаких «широких улиц» там не было, дома лепились друг к другу, а общая площадь была весьма скромной. Хеттские архивы того периода упоминают государство Вилуса (Wilusa) на западе Малой Азии, которое некоторые учёные отождествляют с греческим Илионом (другое название Трои). В текстах есть упоминания о политической нестабильности и конфликтах в этом регионе. Вполне возможно, что какое-то локальное столкновение между ахейцами (греками) и жителями Вилусы действительно имело место. Возможно, это был пиратский набег, борьба за контроль над торговыми путями или мелкая межплеменная война. Но это мелкое, рядовое событие бронзового века было подхвачено устной традицией, приукрашено, раздуто до невероятных масштабов и через четыреста лет превратилось в великую эпопею о десятилетней войне, похищенной царице и деревянном коне. Таким образом, мы имеем дело с войной, которой не было, описанной человеком, которого не существовало, и найденной аферистом, который в погоне за славой уничтожил то немногое, что могло бы рассказать нам правду.

Понравилось - поставь лайк! Это поможет продвижению статьи!

Подписывайся на премиум и читай статьи без цензуры Дзена!

Тематические подборки статей - ищи интересные тебе темы!

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера