Найти в Дзене

От ши-цза до Нахимовского и «Авроры». Короткая, но примечательная Петровская набережная в Петербурге

Изучив Домик Петра I, вытряхиваемся на улицу. Иронично, но Пётр Великий прорубал окно в Европу, а по соседству с его домиком в начале XX века установили совсем не европейские скульптуры. Когда в то время расширяли и реконструировали Петровскую набережную, губернатор маньчжурского города Гирина (он же Цзилинь) подарил бывшему приамурскому генерал-губернатору две гранитные скульптуры львов-стражей. Тот, в свою очередь, передал их в столицу, а здесь решили, что обновлённую набережную следует ими украсить. Читайте предыдущий эпизод дневника (Прогулки по Питеру: От «Горьковской» до «Авроры». Июнь 2024 года. Эпизод 4/5): Читаем на постаменте: Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году.
Дар генерала от инфантерии Николая Ивановича Гродекова. Гродеков – тот самый приамурский губер. «Ши-цза» – немного кривая транслитерация слова «лев» с китайского: «狮子» читается примерно как «шицзы» (shī zi). Скульптурные львы-стражи традиционно устанавливались перед воротами

Изучив Домик Петра I, вытряхиваемся на улицу. Иронично, но Пётр Великий прорубал окно в Европу, а по соседству с его домиком в начале XX века установили совсем не европейские скульптуры. Когда в то время расширяли и реконструировали Петровскую набережную, губернатор маньчжурского города Гирина (он же Цзилинь) подарил бывшему приамурскому генерал-губернатору две гранитные скульптуры львов-стражей. Тот, в свою очередь, передал их в столицу, а здесь решили, что обновлённую набережную следует ими украсить.

Читайте предыдущий эпизод дневника (Прогулки по Питеру: От «Горьковской» до «Авроры». Июнь 2024 года. Эпизод 4/5):

-2

Читаем на постаменте:

Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году.

Дар генерала от инфантерии Николая Ивановича Гродекова.

Гродеков – тот самый приамурский губер.

«Ши-цза» – немного кривая транслитерация слова «лев» с китайского: «狮子» читается примерно как «шицзы» (shī zi). Скульптурные львы-стражи традиционно устанавливались перед воротами административных зданий, дворцов и культовых сооружений. Как правило, пара олицетворяет самца и самку. В кадр попал самец, поскольку лев под лапкой держит шар – символ буддийского знания, несущий свет во тьму. Львица с другой стороны причала удерживает лапой маленького львёнка.

-3

Красивое здание рядом с причалом и Домиком Петра – последний построенный в Петербурге великокняжеский дворец. Он принадлежал великому князю Николаю Николаевичу, он же Николай Николаевич Младший. «Старшим» был его отец, тоже Николай Николаевич, сын императора Николая I. Других имён в семье не знали, что поделать. Младший наиболее известен в роли главнокомандующего в первый год Первой мировой войны.

Его дворец – образец стиля неоклассицизма от архитектора Александра Хренова, постройка 1910–1913 годов. Как раз перед войной успели бюджет освоить. Понятное дело, что бóльшая часть жизни здания связана с иными функциями, но с перестройки здесь тоже был дворец – дворец бракосочетания. В 2000-е козырное место забрала Администрация президента, поэтому тут теперь резиденция полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе. В связи с особым положением дворца его интерьеры можно посмотреть разве что в редких журналистских материалах.

-4

Петровская набережная не выглядит внушительной и важной, хотя к ней, как и к Домику Петра с Троицкой площадью, приклеилось определение «старейшая». Ну правда, старейшая набережная города, раз на ней стоит старейший дворец и старейшая площадь. Сегодня столь важное для истории города место занимает отрезок чуть больше 750 метров от Троицкого моста до угла Петроградского острова, где от основного течения Невы откалывается Большая Невка.

На таком небольшом расстоянии целых 200 метров занимает Дом военморов, он же Жилой дом сотрудников Народного комиссариата Военно-Морского Флота СССР. Большое здание изначально строили в начале 1930-х годов как конструктивистскую по стилю гостиницу «Интурист». Но вскоре архитектурные веяния кардинально изменились, поэтому перед нами сталинский неоклассицизм конца 30-х. По старому проекту успели сделать железобетонный каркас, посему объёмы здания уже были заданы, а вот оформление совершенно иное. Сравните с конструктивистским проектом:

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Не узнать!

-6

Изначально построенный для моряков, дом впоследствии был заселён людьми разных профессий. Такой престижный советский ЖК в значительной степени привлекал внимание зажиточных лиц, а не простых заводских пролетариев, поэтому на фасаде то тут, то там висят мемориальные доски, посвящённые известным общественным деятелям. Тут жили контр-адмирал и инженер-кораблестроитель Пётр Папкович, актёр Кирилл Лавров, писатель-«деревенщик» Фёдор Абрамов, лауреат Нобелевки Жорес Алфёров.

Вроде бы в этом же доме должен был обитать советский художник Андрей Мыльников, раз ему в 2016 году поставили памятник в сквере рядом. Только интернет подсказывает, что мемориальная доска «здесь жил и работал» располагается совсем по другому адресу по Каменноостровскому проспекту. Переезжал, наверное.

Говорят, что Мыльников был знаком и дружил с Товстоноговым, памятник которому стоит недалеко, по другую сторону от Домика Петра I. Получается, что они соседи. Наверняка друг к другу в гости ходили с горячительными гостинцами. Интеллигенция!

-7

За Домом военморов – короткая Пенько́вая улица. Когда-то здесь располагалось хранилище пеньки, отсюда название.

Сейчас на улице господствуют здания Нахимовского военно-морского училища. Постройка в кадре – новый корпус 2018 года. На фасаде можно найти подтверждающие данный факт римские цифры «MMXVIII». Не знаю, что там внутри, вроде бы и учебные помещения, и жилые, и спортивные, но внешне выглядит приемлемо, с таким закосом под традиции классицизма. Возражений не имею.

-8

Вход в корпус охраняют не ши-цза, а более надёжные русские адмиралы. В кадр попал Фёдор Ушаков, с другой стороны от входа – Павел Нахимов. Надписи свидетельствуют, что оба памятника – подарок мецената Михаила Сердюкова, автора проекта «Аллея Российской Славы». С этим проектом мы недавно сталкивались в Петрозаводске: там Сердюков подарил местному Союзу десантников Карелии памятник-барельеф павшим воинам за Отечество.

-9

Симпатичное краснокирпичное здание, как можно догадаться, ранее служило каким-то техническим целям. Это фильтроозонная станция, построенная в 1909–1910 годах инженером Лео Серком и архитектором Василием Старостиным. Знакомая фамилия: Старостин проектировал Женский педагогический институт на Малой Посадской улице, мы сегодня проходили мимо. Таким образом, перед нами образец модерна.

И вы всё верно читаете: в Петербурге в начале XX века была станция для фильтрации и озонирования воды. Она считалась весьма передовой для того времени, одной из лучших в мире. Насколько мне известно, тогда на город было три водопроводных станции, эта работала на нужды Петроградской и Выборгской сторон. На момент строительства в мире озонные станции, по сведениям из газет, работали только в восьми европейских городах, и даже Париж подтянулся к этому процессу уже после Петербурга.

Сейчас здание занимает спорткомплекс Нахимовского училища. Надо отметить, что в комплекс фильтроозонной станции входит несколько построек, но эта – самая крупная и заметная. На фасаде на табличке памятника архитектуры пояснение, что перед нами «здание фильтров и отстойников». Главное, не шутить над посетителями спорткомплекса, как называется здание, куда они ходят.

-10

Главным зданием Нахимовского училища является Училищный дом имени Петра Великого – памятник архитектуры стиля ретроспективизма. Нечасто приходится слышать этот термин. Обычно под ретроспективизмом подразумевают два совершенно непохожих друг на друга направления начала XX века: неорусский стиль и неоклассицизм. Их объединяла одна идея – «ретроспективно» взглянуть на корни русской архитектуры и воплотить их на современных основаниях. В этом отношении ретроспективизм аналогичен различным «национальным» стилям в других европейских странах – и национальному романтизму в Финляндии, что мы наблюдали в Выборге на примере железнодорожного вокзала, и даже турецкому неоклассическому стилю.

В связи с тем, что Училищный дом своим длинным фасадом смотрит на Петроградскую набережную, я не могу поймать его в объектив целиком. Но и на этом кадре виден симпатичный шпиль, отсылающий к петровскому барокко. Да и в целом барочные элементы здесь заметны.

Если вы вдруг потерялись, то уточню, что Петровская набережная вдоль основного русла Невы, где Троицкая площадь, Домик Петра и Дом военморов, уже закончилась. Но мы ушли недалеко, потому что Петроградская набережная продолжает Петровскую от угла Петроградского острова вдоль Большой Невки, проходит мимо нас к Сампсониевскому мосту, где мы уже были, и идёт ещё километр на север. Угол Петроградской и Петровской набережной занимает Нахимовский сквер у этого здания.

-11

Над одним из входов читаем, что это Городской училищный дом имени императора Петра Великого, и даты сооружения – 1909–1910. Изначально училище по заказу Городской думы планировали построить к двухсотлетию Петербурга, то есть к 1903 году, но долго не могли определиться с точным местом, потом долго утрясали бюджет, потом поняли, что строительство мешает прокладке дороги и пришлось вновь переносить и начинать сначала. Тем не менее, долгострой успешно завершился.

-12

В 1944 году в Ленинграде создано Нахимовское военно-морское училище. Его домом стало это здание, посему шпиль теперь невольно напоминает о флоте, а нежный голубой цвет стен – о море. Как будто так и задумывалось. Да и Пётр на фасаде с подписью на картуше «Отцу Отечества» тоже скорее ассоциируется не с какой-то там школой общего профиля, а с военно-морским флотом.

-13

Раз училище Нахимовское, должен быть Нахимов. Один остался где-то там у нового корпуса в паре с Ушаковым, но этот сам по себе. По неясным причинам памятник долгие годы никто не додумался поставить, лишь в 2004 году установили бюст, а в 2017-м поменяли на эту полноценную скульптуру, которая является уменьшенной копией севастопольского памятника.

Опять же, по неясным причинам деньги на столь важное дело дало не государство и не министерство обороны, а частный меценат Константин Лоскутников, считающий себя невероятно важным дворянином. Поэтому на постаменте написано, что это дар президента Клуба русских православных меценатов... не смейтесь... Константина Лоскутникова барона фон Босснера. Такую фамилию носила его прабабушка, но как звучит-то – барон! Хорошо, что не цыганский.

-14

Главная точка притяжения в этом месте – не здание Нахимовского училища, а «Аврора». Не буду рассказывать о ней подробно, этому легендарному кораблю стоит посвятить отдельный рассказ. Внутрь сегодня мы уже не попадём: время за пять часов вечера, а музей на крейсере работает лишь до шести, билеты уже не продают. А если вы захотите посетить, то помните, что это одна из самых популярных точек у туристов, поэтому лучше приобрести билеты заранее онлайн, чтобы не стоять в очереди.

-15

Я на «Авроре» был довольно давно, ещё до её последнего ремонта в 2014–2016 годах. Тогда корабль отбуксировали в Кронштадт, после чего он вновь открылся уже с обновлённой экспозицией, где стало, как пишут, в два раза больше экспонатов, чем ранее. Кроме палубы, которая интересна сама по себе, внутри организовано девять музейных залов. Вдобавок в 2018-м здесь восстановили дореволюционный корабельный храм.

Надо посетить в будущем!

-16

Стела свидетельствует, что «Аврору» поставили сюда на вечную – если не считать отлучки на ремонт – стоянку в 1948 году. Вместе с Нахимовским училищем и в целом с многочисленными петровскими местами недалеко отсюда у нас вышла вполне себе «флотская» прогулка.

-17

Однако бросать якоря тут можно только фигурально. Впрочем, если кто-то без спросу приплывёт, то «Аврора» недалеко – придётся вновь зарядить её орудия. Есть подозрение, что некоторым власть имущим такой символический залп не понравится, но это уже совсем другая история.

Кажется, неплохо погуляли, верно? Спасибо, что составили компанию.

Это был завершающий эпизод 5/5 из дневника «Прогулки по Питеру: От „Горьковской“ до „Авроры“. Июнь 2024 года».

Все эпизоды цикла:

Прогулки по Питеру | Дневник (не)путешественника | Дзен