В ходе нашей прогулки у метро «Горьковская» мы остановились у так называемого Домика Петра I. Это одно из старейших зданий в Санкт-Петербурге и, быть может, даже старше заложенной в мае 1703 года Петропавловской крепости. Внешне не очень заметно, потому что постройка скрывается внутри каменного «футляра» XIX века, созданного для лучшей сохранности мемориального деревянного здания.
После Петра по адресу его первой петербургской прописки устроили часовню с мемориальной комнатой. В 1929–1930 годах часовню ликвидировали и превратили в музей. В 1970-е домик прошёл через серьёзную научную реставрацию, поскольку при устройстве часовни происходили какие-то переделки внутреннего убранства, и в музейных целях зданию захотели вернуть изначальный «петровский» вид.
По какой-то неведомой причине домик причислен к Русскому музею. Для посетителя разницы никакой, является ли музей чьим-то филиалом или нет, но решение отнести мемориальный дом Петра Великого к крупной художественной галерее мне непонятно. Логичнее смотрелось бы, если бы дом стал филиалом Музея истории Санкт-Петербурга, который контролирует много объектов в недалеко расположенной Петропавловской крепости. Ну да ладно.
Читайте предыдущий эпизод дневника (Прогулки по Питеру: От «Горьковской» до «Авроры». Июнь 2024 года. Эпизод 3/5):
Несколько слов об окружающей территории. Она тоже сложилась в XIX веке, в основном в 1870-е годы, когда между Домиком Петра и Петровской набережной благоустроили сквер, поставили ограды и установили бюст первого императора от скульптора Пармена Забелло по модели Николя-Франсуа Жилле. Позади нас набережная, и там ещё была беседка для причала императорских лодок, но она не сохранилась.
Тот факт, что во времена Российской империи в домике был не музей, а часовня, не говорит о том, что к памяти о Петре относились легко и непринуждённо. Скорее наоборот, это подчёркивало статус места. Скажем, деревья в этом сквере изначально посадили члены дома Романовых и специально приглашённые родственники из монарших домов Европы. А богослужения в часовне по распоряжению императора Николая I велись по чину, установленному для императорских дворцов.
Находясь внутри каменной надстройки 1844 года, невозможно сфотографировать Домик Петра целиком. Либо назад не отойти, либо мешают столбы или другие каменные стены. Но даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что перед нами в целом скромная деревянная избушка. Именно что «домик», а не «Первоначальный дворец» или «Красные хоромы», как его называли. Длина – 12 метров, ширина – 5,5, высота внутренних помещений от пола до потолка – 2,5, а внутри всего лишь три комнаты. Дворец! Хоромы!!
Издавна считается, что домик построили за три дня в мае 1703 года. Авторы экспозиции во вводном тексте написали даты 24–26 мая. Россия в то время жила по старому календарю, поэтому точные даты важны, ведь закладка Петропавловской крепости состоялась 16 (27) мая на территории, отжатой у шведов, к западу от крепости Ниеншанц и сопутствующего ему заброшенного города Ниена. Именно эта дата считается днём рождения Санкт-Петербурга. 24–26 мая – это по старому стилю или по новому?
В некоторых источниках пишут, что по новому, и тогда получается, что Домик Петра I старше Питера. Даты 13–15 (24–26) мая даже торжественно записали в статью о домике в Википедии. Но вот беда: сведения о дате сооружения дома взяты из старинной рукописи «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга». Скорее всего, как утверждают историки, её написал современник Петра I, чиновник и собиратель материалов по русской истории Пётр Крёкшин. И там прямо говорится, что 16 мая заложен город и крепость, и лишь 24 мая «Царское Величество повелел рубить лес и изволил обложить дворец». Так что в переводе на современный календарь получается уже 4–6 июня.
Внутрь не пускают, поэтому смотреть можно только через окна. Оно и понятно: внутри тесно, и толпы нерасторопных туристов снесли бы весь интерьер.
Вводный текст в музее не останавливается на дискуссионном вопросе, можно ли доверять тому самому сочинению Крёкшина. По его тексту выходит, что домик соорудили подчинённые царя – должно быть, простые русские солдаты. В то же время современные исследователи отмечают, что характер рубки и обработки брёвен домика, особенности его планировки и тип окон говорят о том, что строители работали в шведской традиции зодчества. Например, рубка брёвен шестигранником – типичная для Швеции (шестиугольники хорошо видно на предыдущем кадре). Да и Крёкшин в своих работах любил местами что-то приукрасить, а где-то записать красивую легенду..
Если найти компромисс между традиционной версией и выводами о скандинавской деревянной архитектуре, то предположим, что дом строили пленные шведы. Но много ли таких было в 1703 году? Неясно. На строительстве Первоначального дворца задействовали кого-то из гарнизона крепости Ниеншанц или жителей города Ниена? Так их отправили в Выборг. В общем, версия о строителях-шведах очевидна, но подтвердить её нечем.
Поэтому есть и другое мнение, что Пётр заселился в уже построенный дом. Такого мнения придерживались некоторые посетители домика в XVIII веке – например, южноамериканский революционер Франсиско Миранда, бывший в России в 1780-е годы, или немецкий учёный-географ Якоб Штелин, служивший в нашей Академии наук с 1730-х. Миранда и Штелин независимо друг от друга от кого-то слышали и записали, что Домик Петра раньше был рыбацкой хижиной. В таком случае он точно старше Петропавловки и города.
А если же дом разобрали в другом месте (в Ниене?) и пересобрали тут, то этим объясняется, как русские солдаты всего лишь за три дня возвели домик из брёвен шведского образца. Короче, не так всё просто с историей этого легендарного места.
Рядом находится зал с небольшой экспозицией об истории дома.
На рисунке внизу можно увидеть, как выглядела первая надстройка над домиком в виде галереи. Её построил ещё при жизни Петра в 1723 году архитектор Доменико Трезини, первый зодчий и проектировщик Санкт-Петербурга. К этому времени Пётр уже давно переехал в другой дворец, но о своём первом жилище не забывал. Создание галереи как бы подчёркивало охранный статус домика, его значение историко-архитектурной достопримечательности, что тоже было в новинку в России.
Выше, понятное дело, сам домик. И вы сразу же скажете, что он не похож. Ну, поставленные для красоты как военные символы мортира и две горящие бомбы на крыше со временем были утеряны, а как объяснить кирпичную кладку? Дом-то деревянный. Дело в том, что кирпичи не были настоящими: Пётр приказал обить дом досками и расписать под кирпич, чтоб было как в его любимом Амстердаме. Со временем доски отвалились и потерялись. Такое же правило имитации голландской кирпичной кладки распространялось на другие деревянные строения нового города. Чтобы всё, как в Амстердаме!
Самое любопытное, что можно поразглядывать в экспозиции, – это макетик Троицкой площади петровской эпохи на момент 1706 года. Обожаю макетики. И раз мы до захода в музей уделили внимание современному состоянию площади, самое то посмотреть, как она выглядела три столетия назад.
К макету у меня есть ряд вопросов. С Домиком Петра всё очевидно – он стоит на берегу Невы, по его фальшивой кирпичной кладке и украшениям на крыше его легко распознать. Близкое расположение к берегу тоже не удивляет – в конце XIX века набережную выровняют и отодвинут, отчего сейчас между домиком и водой примерно 80 метров и кажется, что здание стоит уже не на берегу, а в глубине сквера.
Но вот что за собор посреди площади? Ну вроде как должен быть тот самый Троицкий, только он не похож на известные нам изображения и реконструкции (сравните с памятником, что мы видели на улице). Из десятка старинных изображений, что мне попадались, только на одном ему налепили такой здоровенный, как у Петропавловского собора, шпиль. Да и не существовал он в 1706 году, его начали строить чуть позже.
А самое крупное здание позади? Вроде бы по виду напоминает Гостиный двор петровского времени. Часто его описывают так: мазанковое двухэтажное здание с галереей и черепичной крышей. Но есть проблема: его построили только в 1713 году. Непонятно.
Посмотрим внутренности домика, насколько это возможно из-за решёток окон.
Столовая с дубовым столом от русских мастеров, медной и оловянной посудой, подсвечником и стеклянными бокалами начала XVIII века. Большой кувшин на французском ореховом шкафу XVI века называется кумган, а я как раз недавно вспоминал, что такое кумган, когда был на выставке скопинской керамики, поэтому без труда подскажу вам, что кумган наполняли водой для умывания, а не питьевой водой.
Естественно, всё представленное богатство изначально было не в Домике Петра, это лишь реконструкция. Кто бы стал хранить в часовне предметы для столовой в течение двух веков?
Самая большая комната на 23,5 квадратных метра – рабочий кабинет Петра.
Портрет на стене немного отсвечивает, но как получилось сфоткать. Копия портрета Петра с картины голландского художника Карела де Моора интересна тем, что живописец запечатлел русского царя, когда тот был в Гааге. «Правитель России в Гааге» – сегодня такая фраза ассоциируется не с визитом в мастерскую художника, хе-хе. Вообще Моор написал не один портрет Петра: мне попадалось ещё два совершенно иных портрета, также датируемых 1717 годом – кажется, Пётр, чтобы три раза в Голландию не ездить, заказал художнику целую фотосессию. Или, скажем точнее, «картиносессию»?
Кресло за столом – мемориальное, по преданию, его смастерил сам Пётр. Но даже если предание ошибается, оно точно использовалось Петром. Скорее всего, часто он на нём сидел не так, как хочется сесть нам. Это так называемое библиотечное кресло, к спинке которого был прикреплён подъёмный пюпитр, ныне утраченный; соответственно, пюпитр устанавливался в удобное положение, чтобы на него можно было положить книгу, и человек садился животом к спинке, как бы наоборот. Такая конструкция кресел была популярна в Англии в то время.
Курительную трубку на столе сложно рассмотреть издалека, а у неё весьма забавная рожица. Вот такая:
Немецкая трубка на столе из пенки тоже повидала Петра, считается, что он из неё точно курил. Изначально её купил в курляндском городе Якобштадте в 1714 году Александр Меншиков – так утверждали письменные сведения XVIII века. Ныне Якобштадт – это латвийский город Екабпилс. В начале XX века трубка хранилась в частной коллекции знаменитого псковского коллекционера Фёдора Плюшкина. (Да, коллекционер по фамилии Плюшкин – это смешно.)
Третья комната – крохотная спальня на 6,72 квадратных метра. Предполагают, что здесь могла стоять складная походная кровать, но теперь таковой здесь нет. Самый крупный предмет мебели – немецкий ореховый шкафчик-умывальник слева в кадре.
По центру можно рассмотреть оттиск руки Петра, изготовленный из чугуна в Липецке в 1707 году. Именно там на чугунолитейном заводе Пётр оставил своеобразный «автограф» на песке. Как говорят, это произошло случайно: царь оступился и опёрся на руку, вот и вышел отпечаток. Таких оттисков изготовили немало – совсем недавно аналогичную отливку, покрашенную в другой цвет, мы нашли в Выборгском замке.
Трость в углу – мемориальная петровская, изготовлена на Дальнем Востоке в конце XVII века или в первой четверти XVIII-го. Одним словом, при его жизни.
Домик не раз страдал от наводнений. Последнее крупное наводнение в городе произошло не так уж давно, в 1975 году, о чём свидетельствует отметка на углу домика. По уровню подъёма воды оно считается пятым в истории Санкт-Петербурга.
Не знаю, что там с библиотечным креслом, но вот эту лодку точно сделал Пётр. Лодка-верейка – тип лодки, отличающийся длинной формой, её придумали в Англии, где она называлась «wherry». То есть русское название – это просто калька с английского. Верейки активно использовались в Петербурге в петровскую эпоху, ибо мостов долгое время просто не было.
Пожалуй, это главный экспонат музея. Данную лодку длиной 7 метров 70 сантиметров Пётр отдал на какое-то время уже упомянутому сегодня Доменико Трезини для рабочих поездок по Питеру. Не до конца разобрался, где швартовалась лодка с тех пор, но в 1889 году «футляр» над домиком расширили специально для постоянного хранения петровской верейки.
Возвращаемся на улицу, вдоль Петровской набережной ещё есть, что посмотреть.
Это был эпизод 4/5 из дневника «Прогулки по Питеру: От „Горьковской“ до „Авроры“. Июнь 2024 года». Продолжение здесь:
Все эпизоды цикла: