Большинство россиян считают, что профессию можно освоить без вуза и колледжа, но при этом они не готовы отказаться от борьбы за диплом. Парадокс? Вообще нисколько. Люди наконец-то поняли что-то очень важное. И это определенно хорошие новости.
Очередной опрос о роли образования в нашей жизни провел холдинг Skillbox совместно с сетью книжных магазинов «Читай-город». И выяснилось, что только 18% опрошенных ответили, что диплом хоть университета, хоть колледжа сегодня совсем не нужен. 37% считают, что образование полезно, хоть и не дает достаточно знаний и навыков для работы по профессии, 45% признали, что им все же пригодились базовые знания, полученные во время учебы, но их пришлось совершенствовать на практике.
И вот еще что.
Подавляющее большинство (97%) допускают смену профессии в течение жизни, и 81% полагают, что овладеть новой специальностью можно без длительной учебы в вузе или в системе СПО.
И они-таки правы. Я вот согласна. Больше того, я убеждена, что не только при смене карьерного пути в середине жизни можно обойтись без сидения за партой. Можно, в принципе, сразу после школы не заморачиваться. Да что там, нынче и без школы можно обойтись. А порой — и без мозгов. Двоечники не врут: вариантов всяких-разных полно.
Хотя без мозгов, конечно, уже тяжело. И не только физически. Морально тоже. Помню, ученики заказали пиццу на классное чаепитие, а курьер заблудился. Навигатор у него в приложении поломался. Подростки ему звонят, объясняют в деталях маршрут, описывают, как школа выглядит, — все без толку. Совсем беспомощным оказался работник. Сервис, наверное, оштрафовал бедолагу.
Зато если умом природа не обидела, устроиться получается и получше. Даже в IT, говорят, можно что-то очень простое изучить самостоятельно и пойти в условные тестировщики. Да, вероятно, будешь всего лишь на подхвате и не огромные тысячи заколачивать. Но какому-нибудь бюджетнику, школьному учителю или терапевту районной поликлиники, уже язык можно показать: и зачем, дескать, штаны протирали столько лет.
А зачем действительно? Для чего сегодня образование? Такой вопрос ставит время. Действительность, в которой только каждый третий трудится по специальности, полученной в молодости.
А я отвечу.
Образование — это вообще-то не только профессия. Больше того, чем выше его уровень, тем оно менее конкретно и более универсально.
Все определенно только в условном ПТУ. Идешь, допустим, в лицей, выбираешь программу — через пару лет ты крановщик мостового крана. На башенный тебе уже не забраться: переучиваться надо — проще в операторы ПВЗ или таксисты податься. Очень узкий коридор возможностей. Поэтому, кстати, среди выпускников колледжей и процент не работающих по специальности выше — более 50%.
Не так с высшим образованием. Выучился на филолога — можешь пойти хоть в критики, хоть в журналисты, хоть в учителя, хоть в библиотекари. Или в науку. А ничего не нравится — сменить ориентацию тоже не проблема. Мои товарищи по несчастью, тьфу, по филфаку где только себя не нашли: в маркетинге, туризме, индустрии развлечений. И никто не считает, что зря книжки читал.
Образование нужно не только для получения профессиональных умений, но и для расширения представлений о мире и определения своего места в нем.
Полностью колонка по ссылке