ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (01). Конструкция
ПРИМЕЧАНИЕ: когда я работал над разбором модификаций самолета В-24, мне поневоле постоянно вспоминался герой фильма «Москва слезам не верит», который представлялся как: «Георгий, он же Гоша, он же Гога, он же Юрий, он же Жора, он же Гора…». Вот и В-24 оказался очень похожим на того «Гошу-Жору» своей длинной «гирляндой» разных обозначений в одной и той же модификации… И начался этот «хоровод маркировок» еще с прототипов будущего бомбардировщика!
Прототипы В-24
Желание фирмы «Консолидейтед» вместо лицензионного изготовления В-17 создать собственный дальний бомбардировщик основывалось на разработке этим предприятием летающей лодки «Модель 31», имевшей большую дальность полета.
У этой лодки конструкторы фирмы позаимствовали идеи двухкилевого оперения и фюзеляжа очень большой строительной высоты, позволившего вместить в самолет 3.600 кг бомб. А главной «изюминкой» проекта стало отработанное на той же лодке «Модели 31» 33,5-метровое «крыло Дэвиса» с закрылками Фаулера. Оно позволяло новому бомбардировщику, получившему фирменное обозначение «Модель 32», нести такую же бомбовую нагрузку, как и его конкуренту - Боингу В-17 «Летающая крепость»; но с большей скоростью и на большую дальность. А грузоподъемность нового самолета обеспечили четыре звездообразных мотора воздушного охлаждения Пратт-Уитни R-1830-33 «Твин Уосп» мощностью по 1.200 л.с.
Контракт на постройку одного прототипа, обозначенного армейцами как ХВ-24, был подписан в 1939 г.; а через несколько месяцев вспыхнула Вторая мировая война, и в США решили поспешно расширить свой Авиационный корпус на 6.000 самолетов, что привело к заказу сразу 7 предсерийных YB-24, а затем – 38 серийных В-24А.
Прототип ХВ-24 вышел на испытания в декабре 1939-го. Кроме необычного «крыла Дэвиса» самолет отличался необычным для бомбера трехстоечным шасси с передним колесом, которое облегчало маневрирование по полю, обеспечивало хороший обзор на взлете, и уменьшение взлетной дистанции по сравнению с В-17. Еще одной новинкой были створки бомболюка, сдвигавшиеся внутрь-вверх по роликовым направляющим - это избавляло от тряски, характерной для обычных бомбостворок того времени, открывавшихся вниз, попадая при этом в набегающий поток воздуха. Необычным было и так называемое «мокрое крыло» - внутреннюю поверхность крыла ХВ-24 покрыли слоем герметика, и заливали топливо прямо в крыло, обходясь без топливных баков, увеличивавших вес.
Испытания показали, что с полной бомбовой нагрузкой ХВ-24 пролетает на 320 км дальше, чем В-17, а с дополнительным топливным баком вместо половины бомб - до 965 км дальше, чем В-17 только с баками, без бомб! Узнав об этом, уже вступившие во Вторую мировую войну Франция и Англия заказали у США постройку таких бомбардировщиков для себя (120 для Франции, и 164 для RAF). Американцы обозначили эти экспортные самолеты как LB-30 (LB - Land Bomber, 30 - экспортный номер «Консолидейтед»); англичане же, верные традиции называть все «по своему», дали этой машине название «Liberator» («Освободитель»). Это название понравилось американцам, и те его приняли как официальное и для В-24 в ВВС США.
Правда, французы не успели получить ни одного LB-30 до того, как Франция капитулировала перед немцами; но английское правительство, отчаянно нуждавшееся в современных самолетах, приняло на себя обязательства по французским контрактам о закупках.
По результатам испытаний прототипа ХВ-24 американские военные потребовали внести в машину ряд существенных изменений, обозначив модернизированный самолет как ХВ-24В. Они отказались от «мокрого крыла», потребовав установить в крыло обычные топливные баки. По их же требованию был увеличен на 0,60 м размах стабилизатора. А после заводских испытаний ХВ-24В эти же изменения внесли и в первый предсерийный YB-24, предназначавшийся для войсковых испытаний в США. Остальные шесть испытательных YB-24 без переделок, вместе с 20 серийными В-24А были спешно отправлены англичанам (под экспортными обозначениями LB-30A и LB-30B соответственно). Там эти обозначения англичане вновь сменили, на «свои» - «Liberator» C.Mk.I и «Liberator» B.Mk.I.
«Liberator» C.Mk.I (они же YB-24, они же LB-30A) в Великобритании после ознакомления признали непригодными для боевых действий (видимо, из-за их «мокрого крыла»). Поэтому все шесть самолетов разоружили и переоборудовали в транспортные (что и было обозначено аббревиатурой «С»). Эти транспортники англичане использовали только в дальних перелетах между Англией и Канадой – перебрасывая экипажи для самолетов, присылаемых по ленд-лизу.
А 20 «Liberator» B.Mk.I (маркировка «В» обозначала «bomber»), которые в США были изготовлены уже как избавленные от «мокрого крыла» серийные В-24А (они же – «экспортники» LB-30B), британцы посчитали «ограниченно пригодными». Англичанам не понравилась скорость только до 420 км/ч, негерметизированные бензобаки и слабое оборонительное вооружение: 6х7,62-мм пулеметов (по одному в носовой, бортовых, нижней, и двух - в хвостовой стрелковых установках). Эти машины они не стали применять как бомбардировщики в RAF, а решили использовать их над морем, где редко встречаются истребители противника. Все «Liberator» B.Mk.I переоборудовали в противолодочные самолеты, вновь переименовав после этого в «Liberator» GR.Mk.I.
На «противолодочниках» установили радары ASV для обнаружения надводных целей, перед бомбоотсеком с глубинными бомбами разместили подфюзеляжный контейнер с 4х20-мм пушками «Hispano», а под правым крылом закрепили поисковый прожектор. Кроме того, вооружение нескольких самолетов еще более усилили, подвесив под крыльями 8х60-фунтовых ракет RP-3. Все 20 «Liberator» GR.Mk.I. передали 120-й эскадрилье Берегового командования для борьбы с немецкими субмаринами, действующими в Атлантике – для этой задачи «Либерейтор» с его большой дальностью, высокой скоростью и значительной бомбовой нагрузкой подходил как нельзя лучше.
А 18 оставшихся в США В-24А, за которыми американцы сохранили «экспортную» маркировку LB-30, Армейский авиакорпус использовал так же, как англичане свои LB-30A - для перевозки экипажей перегонщиков из Англии и обратно. При этом до вступления США в войну В-24А несли на фюзеляжах огромные изображения американского флага – знак нейтралитета, во избежание атак германских истребителей…
«Liberator» В.Mk.II, он же В-24В, он же LB-30
ТТХ «Liberator» В.Mk.II: Двигатели: 4 Pratt& Whitneу R-1830-33 (по 1.200 л.с.). Скорость - 423 км/ч на высоте 4.572 м. Потолок - 7.315 м; дальность - 6.436 км без бомб; 3.540 км с бомбами. Вес пустого - 13.608 кг, вес взлетный – 20.979 кг. Вооружение: 14х7,7-мм пулеметов. Бомбы: до 3.600 кг. Экипаж 8-9 человек.
Мнение уже получивших определенный боевой опыт англичан об ограниченной пригодности к войне первых В-24 заставило американцев начать выпуск новой, переработанной модификации. Она, как и предшественники, тоже претендовала сразу на несколько наименований: для ВВС США В-24В, для экспорта LB-30, и для британцев «Liberator» В.Mk.II. Изначально самолет строился как чисто экспортный – для Великобритании. На нем установили запротектированные бензобаки, и удлинили на 0,91 м нос – чтобы размещать оказавшееся необходимым для боевых действий оборудование. «Либерейтор» Mk.II стал первым самолетом из семейства В-24, оснащенным турелью с электроприводом: англичане устанавливали на него две турели «Болтон-Пол», каждая с 4х7,7-мм пулеметами «Кольт-Браунинг». Одна размещалась в хвосте самолета, а другая - сверху, примерно посередине фюзеляжа. Кроме того, пропеллеры «Гамильтон Стандарт» с короткой втулкой заменили винтами «Кертисс Электрик» с длинной втулкой.
Поставки «Либерейторов» Mk.II в Великобританию начались в августе 1941 г.; всего построили 139 этих самолетов (по другим сведениям 165). Один из доставленных в Англию «Liberator» Mk.II получил аббревиатуру не «В», а «С» - его переоборудовали в личный транспорт премьер-министра Уинстона Черчилля. Однако далеко не все «Освободители-2» достались британцам. После нападения японцев на Перл-Харбор Армейский авиакорпус США, срочно возжелавший иметь как можно больше самолетов, реквизировал 75 не успевших улететь в Англию «Либерейторов» Mk.II, и ввел их в состав американской авиации.
На этих машинах британское вооружение было заменено на американское: вместо верхней турели «Болтон-Пол» с 4х7,7-мм пулеметами поставили турель «Мартин» А-3, вооруженную 2х12,7-мм пулеметами; по одному 12,7-мм пулемету разместили в носовой и бортовых стрелковых точках, и в нижней туннельной установке. Еще 2х12,7-мм пулемета на ручной турели защищали хвост самолета. Машины сохранили английский камуфляж (Dark Earth and Dark Green over Black) и английские серийные номера, а американские опознавательные знаки нанесли прямо поверх британских кокард. В принципе для американцев эта машина стала новой модификацией, которую можно назвать В-24В; однако в списках ВВС Армии США эти самолеты фигурировали под обозначением LB-30…
Американские LB-30 (или В-24В) использовались ВВС США как бомбардировщики против японцев на Яве и на Аляске, а одна эскадрилья обеспечивала охрану Панамского канала в Латинской Америке. Несколько самолетов переоборудовали в транспортники, и активно эксплуатировали их на Атлантическом и Тихоокеанском маршрутах.
В-24С
ТТХ В-24С: Двигатели: 4 Pratt& Whitneу R-1830-41 (по 1.200 л.с.). Скорость - 450 км/ч на высоте ??? м. Потолок - 8.230 м; дальность - 3.379 км (с бомбами). Вес пустого - 14.651 кг, вес взлетный – 18.598 кг, максимальный взлетный - 24.358 кг. Вооружение: 8х12,7-мм пулеметов. Бомбы: до 3.600 кг. Экипаж 7-8 человек.
В декабре 1941 года «Консолидейтед» начала поставку Армейскому авиакорпусу США серии из девяти В-24С (последний самолет передан в феврале 1942-го). Это - переходная модель к началу массового производства бомбардировщика, в котором уже был учтен опыт боевых действий англичан на Европейском ТВД. На В-24С стояли протектированные топливные баки и новые моторы Пратт-Уитни R-1830-41 той же мощности 1.200 л.с., но оснащенные турбонагнетателями, которые обеспечили хорошие характеристики моторов на больших высотах. В связи с установкой моторов с турбокомпрессорами, для В-24С был разработан новый капот мотора - овального сечения, по бокам которого находились два воздухозаборника (через них воздух поступал к турбонагнетателю и его радиатору). Стрелковое вооружение – 8х12,7-мм пулеметов. Сверху, почти сразу за кабиной, установлена двухпулеметная турель «Мартин» А-3С, хвост защищала закрытая двухпулеметная турель А-6, разработанная «Консолидейтед». По одному пулемету - в носовой, бортовых и нижней туннельной стрелковых установках. Из-за того, что моторы R-1830-41 оказались ненадежными и часто ломались, ни один из В-24С не участвовал в боевых действиях. Все эти самолеты использовались для обучения экипажей и испытательных полетов.
«Производственный пул» и «вакханалия обозначений»
Еще до вступления США в войну, чтобы удовлетворить планируемые потребности в «Либерейторах» Армейского авиакорпуса, американское правительство развернуло программу «Производственного пула», контроль над которым осуществляли военные. В этот «Производственный пул» были включены четыре авиастроительные фирмы, которым принадлежали пять заводов: «Консолидейтед» (заводы в Сан-Диего и Форт-Уэрте), «Дуглас» (завод в Талсе), «Форд» (завод в Уиллов-Ран) и «Норт Америкэн» (завод в Далласе). Часть предприятий поначалу занималась лишь изготовлением узлов для сборки, но впоследствии перешла к полному производству. При этом контролировавший темпы производства самолетов Армейский авиакорпус присваивал выпускаемым бомбардировщикам в зависимости от фирмы-изготовителя или сборщика отдельное обозначение. Такой подход породил чрезвычайно сложную и причудливую систему обозначений, в которой одна и та же модификация бомбардировщика, изготовлявшаяся или собиравшаяся на заводах разных фирм, получала разные аббревиатуры, создающие у непосвященных иллюзию существования множества модификаций В-24.
В частности, множество разных обозначений получила первая массовая модификация B-24D, серийное производство которой началось в январе 1942 г. на заводе «Консолидейтед» в Сан-Диего. Его самолеты B-24D после номера серии обозначались аббревиатурой «СО». С мая 1942 года к сборке этого бомбардировщика из узлов, изготавливавшихся в Сан-Диего, подключился завод «Консолидейтед» в Форт-Уэрте (обозначавший собранные им B-24D литерами «CF»). С августа 1942 этим же занялся завод «Дуглас» в Талсе; его B-24D отмечались маркировкой «DT». В сентябре 1942 года к ним присоединилось предприятие «Форд»; но его продукция обозначалась уже как В-24Е (хотя в действительности это были все те же B-24D) – и с обязательной дополнительной маркировкой «FО». А приступившая к производству B-24D еще с апреля 1942 года фирма «Норт Америкэн» маркировала изготовленные ею B-24D как В-24G, а затем В-24G-1, добавляя при этом еще и аббревиатуру «NT»…
Уже только это множественное обозначение одной и той же модели целой «коллекцией» разных аббревиатур способно запутать человека, пытающегося разобраться в модификациях «Либерейторов». Еще больше путаницы вносит то, что в стремлении усовершенствовать B-24D, на его базе в единичных экземплярах создавали опытные машины, каждая из которых получала свою особую, индивидуальную маркировку. И «вишенкой на торте» в этом «мозгодробительном квесте» является то, что англичане присылаемые им с разных заводов «Либерейторы» все той же модификации «D», обозначали их своими многочисленными маркировками, доводя эту «вакханалию обозначений», до полного абсурда!
Весь этот «хоровод» аббревиатур, на деле обозначавший одну и ту же модификацию, «устаканился» только с появлением в августе 1943-го новой модели B-24J – это обозначение во избежание продолжения «вакханалии маркировок» наконец-то сделали обязательным для самолетов выпуска всех предприятий, работавших над производством «Либерейтора». Но это касается только машин, производившихся для ВВС США; британцы же продолжали обозначать получаемые новые модификации «по своему»…
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Модификации бомбардировщика Consolidated В-24 (03). «Гоша-Жора»: он же «D», он же «E», он же «G»…
Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.