Найти в Дзене
Хельга

Первый звонок. Глава 2

Весной 1944 года в село приехали в отпуск после госпиталя два солдата. Один местный, Зураб, второй из Ростовской области. Его звали Сергеем - высокий, с коротко стриженными волосами и голубыми, как небо, глазами.

Глава 1

- Мама, знакомься - это Сергей, мой сослуживец - Зураб обнял свою мать и представил своего однополчанина. - Мы с ним вместе с самого начала воюем, вместе в госпиталь попали, нам и отпуск дали на две недели, вот я его и позвал к себе.

- А что же, Сергея никто дома не ждет? - удивилась Лейла.

- Теперь нет. Село, где жили мои мать и сестры сожгли, - произнес Сергей с комом в горле.

Лейла молча прижала ладонь к груди, покачала головой, глядя на парня и, не говоря ни слова, пошла домой. Зураб и Сергей последовали за ней. Пусть сейчас во время войны было голодно и запасы были скудные, но Лейла все равно умудрялась не только сама поесть, но и жильцов своих накормить. Собирала травы, ходила по горам, работала с хозяйством. Вот и теперь на столе были лепешки и травяной чай.

- Ешьте, сынки, а я пока курочку забью.

Чуть позже, когда Зураб пошел проведать свою тетушку, Сергей сидел на скамье у крыльца, плечи его были напряжены, как будто он всё ещё держал на них винтовку. Татьяна, пришедшая из школы с тетрадями в руках, остановилась во дворе и удивленно посмотрела на незнакомца:

- Здравствуйте, а вы кто?

- Здравствуйте, меня Сергеем звать, - солдатик встал и протянул руку Татьяне, которую она тут же пожала. - Я друг Зураба. Нам после ранения отпуск дали на две недели, вот мы и прибыли сюда, к его матушке.

- А я Татьяна Александровна Соколова. Учительница в местной школе, живу в доме Лейлы, матери Зураба.

- Приятно познакомится, - он улыбнулся.

***

За эти две недели Сергей не раз приходил в школу - сначала просто посидеть на скамейке во дворе, потом ему удалось починить крышу, которая протекала после весеннего дождя, а потом даже стал читать детям вслух книги. Он читал "Приключения Капитана Врунгеля", и дети слушали, замирая, его тихий голос. Особенно Галя. Она сидела в первом ряду, подбородок её уперся в ладонь, а глаза были широко раскрыты. Иногда, когда Сергей делал паузу, она шептала:

- А дальше что?

Он улыбался и продолжал дальше читать книгу нетерпеливым детишкам.

Татьяна наблюдала за ним украдкой. Она заметила, как он отвечает на вопросы детей, как он старается не касаться раны на плече, как избегает разговоров о фронте, но при этом старается уделить каждому внимание.

Однажды вечером, когда Сергей и Татьяна сидели во дворе дома Лейлы, он вдруг задал неожиданный для учительницы вопрос:

- Почему вы остались здесь? - спросил он неожиданно. - Вы же могли уехать. В Краснодар, в Ростове, да еще куда-либо. Немца прогнали с Кавказа, что вас держит тут? Срок распределения вроде бы закончился.

Татьяна посмотрела на него со снисходительной улыбкой:

- А какая разница, где учить детей?

- Ну как же... Там, в городах, больше людей, близких по духу. Я же вижу, как вам бывает трудно, особенно с теми мальчишками, которые учиться не хотят.

- Таких мальчишек везде хватает, - тихо рассмеялась она. - Эти дети не просто мои ученики, они мне семьей настоящей стали. Если я вдруг уеду, кто их станет учить? Вот в соседнем поселке тоже был класс начальной школы, но учитель, едва закончился срок его распределения, в тот же день уехал. И теперь дети из того поселка едут сюда, да и то не все. Многие предпочли по горам бегать, да матерям помогать, покуда отцов дома нет. А потом и вовсе работать пойдут и об учебе забудут. Нет, я не брошу этих детей. Тем более нам обещали, что после войны построят новую школу, где будут учиться дети до седьмого класса. У нас же пока только начальная.

- Вы странная, Татьяна Александровна.

- Почему?

- Потому что вы не боитесь находиться среди чужих людей, не боитесь трудностей. И вы не стремитесь уехать в большой город, где, несмотря на войну, жизнь кипит. Вы взяли под защиту девочку-сиротку в столь тяжелое время и не испугались.

- Они не чужие люди. Пусть мы порой говорим на разных языках, но мы все люди одной большой страны, - с укором ответила она. - А что касаемо Галочки... Я сама росла в детском доме и знаю, что это такое.

- Возможно, вы правы, - Сергей пожал плечами.

Отпуск кончился. Сергей и Зураб уезжали утром. И, когда за ними прибыла "полуторка", парень вдруг подошел к ней и спросил:

- Татьяна, можно я вам буду писать? Прошу вас, разрешите.

Она молча кивнула и почувствовала радость. За эти две недели, что Сергей провел здесь, она успела испытать к нему теплые нежные чувства. Только вот тот разговор не шел из головы - вряд ли он вернется когда-либо сюда. Судя по его словам, Сергею не очень нравится такая тихая и спокойная жизнь в поселке среди дагестанских гор.

Татьяна долго стояла, глядя вслед удаляющейся машине. Ветер играл её волосами, а губы шептали лишь одно:

- Берегите себя, берегите.

Позади неё стояла Лейла и плакала, глядя вслед уезжающему сыну. Она, как и Татьяна, хотела лишь одного - скорее бы закончилась война и сын её вернулся домой.

***

Война закончилась в мае 1945 года. Благая весть пришла днем по радио. Люди собрались, слушая. Когда прозвучал голос Левитана, многие упали на колени. Плакали мужчины, плакали женщины и дети. Но теперь это были слезы радости.

Татьяна стояла в толпе рядом с Галей, которая, услышав радостную весть, стала приплясывать вместе с другими девочками. Затем вдруг она остановилась и посмотрела на Татьяну:

- Татьяна Александровна, как вы думаете, он вернется? Сергей... Он приедет сюда?

- Я не знаю, - пожала она плечами. - Он не писал об этом.

В письмах и правда не было ничего, что указывало бы на его приезд. Были слова о победах в сражениях, о получении медали, о том, как они спасали людей. Но вот слов, что он приедет - не было.

А она и не ждала напрасно. В конце концов Сергей знал её всего две недели, а письма с фронта писал лишь потому, что больше не кому.

Вернулся и Зураб, сказав, что Сергей остался по службе в Берлине. Он привез для Татьяны несколько трофейных предметов - две тарелки, бусы, и два фужера из хрусталя, сказав, что это Сережа передал для неё.

***

Но осенью, когда прозвенел первый звонок, который стал символом не только начала учебного года, но и первого года без войны, в поселок вошел человек в гимнастерке.

Он остановился возле школы, и вдруг Фатима, сидевшая у окна, подпрыгнула на стуле и захлопала в ладоши:

- Татьяна Александровна, - закричала она. - Там! Там он!

Татьяна выглянула в окно и замерла. Это и правда был он. Сергей смотрел на окно и взгляды их встретились. Ни слова не говоря, молодая учительница вышла из класса и бросилась к крыльцу, но уже на улице она сбавила темп и медленно сошла по ступенькам.
Сердце стучало так громко, что, казалось, было слышно даже в горах.

- Ты приехал...

- Приехал. Таня, я долго не знал, правильно ли поступлю, но я представил себе жизнь после войны без тебя. Какой бы она была? Вернулся бы я в село под Ростовом, но куда? Его уже нет, все, что осталось - это пепелище. А здесь ты с Галочкой, здесь мой лучший бруг Зураб и... Вкусные лепешки тёти Лейлы, - он рассмеялся.

ЭПИЛОГ

Они поженились через две недели. Аминат Гаджиевна подарила им ковёр, вытканный ещё до революции. Лейла же подарила молодым глиняный набор посуды. Свадьбу хотели играть скромную, ведь по-прежнему в поселке было голодно и люди еще не отошли от войны, но нужно было знать народ местный, у которого было в то время и так мало поводов для радости, потому всем поселком помогли сыграть свадьбу молодой, но уважаемой учительницы Татьяны Александровны и её жениха Сергея, фронтовика и лучшего друга местного горца Зураба Касумова, что пользовался уважением.

А через три года Сергей и Татьяна давали первый звонок в новой школе, которую выстроили в поселке. Таня по-прежнему оставалась учителем младших классов, а Сергей преподавал физкультуру, труды и следил за хозяйственной частью в школе.

А еще через два года Галина, Сергей, Татьяна и их маленький сын Павел перебирались из дома Лейлы в свой собственный, который тоже строили с помощью местных жителей.

Прошли годы. Война стала воспоминанием, а не болью. Дети выросли, разъехались, но каждый год приезжали в село к "дому учителя", как они называли дом Татьяны и Сергея. Там всегда были чай, лепёшки и рассказы о том, как всё начиналось. Таня часто воспоминала свой первый урок, первый звонок в школе, когда она приехала в поселок. Как при знакомстве пела песню про березу, не зная, с чего начать.

Галя стала врачом. Отучившись, она вернулась в поселок, где по примеру своей приемной матери помогала людям, которые не имели возможности ездить в города за лечением или образованием.

Спасибо за прочтение. Другие истории можно найти по ссылкам ниже:

Из-за изменений на платформе поддержка автора приветствуется.)