Найти в Дзене
Василисины размышления

Жизнь интереснее фантазий. "Волкодав" и Пржевальский - какая связь?

Когда много читаешь, мозг поневоле оказывается набит всякой всячиной, которая выскакивает из памяти внезапно, по прихоти неожиданных ассоциаций. Повернулась тут на Дзене статья про музей великого путешественника Н.М.Пржевальского. И в эту статью вставлено фото рисунка из экспозиции. Если помните, фото во времена первых Центральноазиатских экспедиций только зарождалось, так что для визуальной фиксации событий в отряды обязательно включали людей, умеющих хорошо рисовать. Хотя в принципе этому навыку обязательно обучали всех будущих офицеров и исследователей. Так вот, такой рисунок. Странная фигура между конвоирами, правда? Оборванный, изможденный, явно не в себе - это понять можно. Но почему он без штанов? Вообще-то увиденное можно трактовать по-разному. Может быть, пленника освободили из дальнего аула, где над ним всячески издевались. Может быть, беглого каторжника поймали. Может, человека сразила странная местная болезнь - да та же "горняшка" памирских высот привела русского равнинного

Когда много читаешь, мозг поневоле оказывается набит всякой всячиной, которая выскакивает из памяти внезапно, по прихоти неожиданных ассоциаций.

Повернулась тут на Дзене статья про музей великого путешественника Н.М.Пржевальского.

И в эту статью вставлено фото рисунка из экспозиции. Если помните, фото во времена первых Центральноазиатских экспедиций только зарождалось, так что для визуальной фиксации событий в отряды обязательно включали людей, умеющих хорошо рисовать. Хотя в принципе этому навыку обязательно обучали всех будущих офицеров и исследователей.

Так вот, такой рисунок.

Изображение взято из блога "Субъективный путеводитель",ссылка на статью выше.
Изображение взято из блога "Субъективный путеводитель",ссылка на статью выше.

Странная фигура между конвоирами, правда? Оборванный, изможденный, явно не в себе - это понять можно. Но почему он без штанов?

Вообще-то увиденное можно трактовать по-разному. Может быть, пленника освободили из дальнего аула, где над ним всячески издевались. Может быть, беглого каторжника поймали. Может, человека сразила странная местная болезнь - да та же "горняшка" памирских высот привела русского равнинного Ивана к отеку мозга и сподвигла на странные действия.

Но у меня в голове немедленно всплыло только одно объяснение - я вижу иллюстрацию к давно и с удовольствием прочитанной книге. Хорошую, подробную иллюстрацию, ни на штрих не расходящуюся ни с одним словом текста.

Герой книги отправился на охоту за диким мохнатым быком в каменистые безлесые предгорья и безнадежно заблудился. На второй день блужданий развалились сапоги...

Жрец со стоном поник наземь и принялся осматривать свои ноги. Сказать, что они были изранены, значит стыдливо приуменьшить. От самых пальцев до пяток кожа просто отсутствовала, стесанная острыми, как ножи, гранями битого щебня.
Хономер прошептал очередное проклятие охотничьему азарту, бросившему его в погоню за диким быком, - мало того что в одной рубашке, так еще и без самого необходимого... Теперь вот оставалось только резать одежду.
Тут выбор был небогат: рубашка либо штаны. Хономер снова посмотрел на свои изувеченные ступни и, как ни противилось тому все его существо, сберегшее, оказывается, какие-то остатки гордости, - выбрал в жертву штаны. Хономер понимал: если под конец дня он опять не доплетется до лагеря - а надежда на это была откровенно невелика, - ему волей-неволей придется устраиваться на ночлег. Если во время ночлега на нем будет рубашка, он, может быть, и доживет до утра. А если, уподобившись героям-мученикам со старинных рисунков, он сделает выбор в пользу стыдливости, нового рассвета ему не видать уже точно.
Штаны пришлось распарывать сверху донизу без остатка, иначе полосы
ткани получились бы слишком короткими. Затем жрец раскроил голенища ставших бесполезными сапог и с бесконечными предосторожностями приложил их к живому сочащемуся мясу подошв.


Короче, нашли бедолагу едва живым через несколько суток.


Наверняка любители славянского фэнтези хорошо знакомы с творчеством писательницы Марии Семеновой. В конце 90-х "Волкодав" был весьма популярен. Процитированный выше отрывок - из "Самоцветных гор", авторского продолжения.

-2

По моему мнению, "Волкодав" выгодно отличался от весьма однотипной массы фэнтези. Как слогом, так и небанальными поворотами сюжета. Последнее объясняется очень просто.

М.В.Семенова - писательница старой школы. Человек не просто начитанный, а энциклопедически образованный, привычный к поиску и проверке информации из разных источников. В свое творчество с самого начала щедро вкрапляла как исторические легенды, так и подтвержденные учеными факты. А также любые подвернувшиеся под руку достоверные жизненные истории. Жизнь ведь, как известно, куда изобретательнее на выкрутасы, чем любой отдельно взятый разум. А подробности таких историй всегда интересны сами по себе, множество деталей места и времени действия захватывают внимание круче любых приключений.

Вот и подвернулась писательнице история про незадачливого участника экспедиции Пржевальского, который так увлекся охотой на яка, что попал в беду.

Изображение взято из блога "Субъективный путеводитель",ссылка на статью выше.
Изображение взято из блога "Субъективный путеводитель",ссылка на статью выше.

Ничего и выдумывать не пришлось! И про каменистые холмы, и про повадки мохнатых диких быков, и про острый щебень под ногами, и про карауливших слабеющую добычу стервятников. И про штаны, которые пошли на обмотки ног.

А вам, дорогие читатели, приходилось внезапно натыкаться на прототипы выдуманных, казалось бы, приключений? Поделитесь в комментариях!

Еще на канале о приключениях и героической литературе: