Романтический детектив от А.Грина, в котором частности интереснее сюжета

3,8K прочитали

Вы много можете вспомнить произведений А.С.Грина кроме "Алых парусов"? Честно признаюсь, я сама не великая поклонница его творчества. Ранние вещи так вообще откровенно неприятны.

Но даже то, что вошло в золотой фонд литературы, любимым для меня не стало. Хотя все основное в юности прочла, но теперь даже внятных сюжетов в памяти не сохранилось. "Золотая цепь", "Блистающий мир", "Бегущая по волнам"... пересказать, не перечитывая, не смогу.

Собственно этот "неоромантизм" стоит довольно близко к жанру фэнтези: условное место действия (позже исследователи творчества назовут эту страну Гринландией), условные имена героев, условное время действия (вроде современное автору, а вроде и не совсем), условное законодательство. Даже мотивы действий героев во многом условные. Ну и куча сложносочиненной мистики в придачу.

Однако не слишком увлекаясь сюжетами, я даже в молодости цеплялась за отдельные очень удачные фразы. Одни притягивали красотой слога, другие - глубиной мысли и тонкостью ее отделки. С годами отыскивать их стало еще интереснее.

Недавно перечитала небольшую повесть "Сто верст по реке" (она есть в большинстве сборников). В советское время в сопроводительных статьях нередко писали, что это едва ли автобиографический материал о том, как юный революционер спасался от преследования злобного царизма.

Наверное, сцены погони в железнодорожном депо на самом деле продиктованы личным опытом писателя. Но в остальном повесть больше смахивает на попытку написать детектив в романтическом ключе: Он, Она и Тайна.

Условная Гринландия. Из-за аварии речной пароход не может продолжать путь в Зурбаган. Один из пассажиров, Нок, не в силах ждать; он втихаря пытается сторговать у рыбака лодку, но его денег не хватает. Тут на них натыкается другая пассажирка, Гелли, юная девушка, спешащая к больному отцу. Она готова внести недостающую сумму, но требует взять ее с собой.

Нок остро ненавидит всех женщин, т.к. ради ветреной красавицы совершил растрату и попал на каторгу. Но в качестве беглого каторжника ему безопаснее перемещаться с подругой - сойдут за парочку, да и вопрос денег важен. В общем, далее они на лодке проходят 100 верст по реке до Зурбагана. Путь их украшен буйством стихии, разоблачениями, стрельбой, погонями и прочими красивостями. Разумеется, в финале Гелли спасает Нока, а заканчивается все свадьбой.

Сюжет с трудом тянет на невзыскательное "мягкое" издание, на обложке следует изобразить полуобморочную девицу в просвечивающей мокрой одежде.

Нестыковок в нем масса. Откуда у беглого каторжника хорошая одежда, багаж, деньги, револьвер? Почему он открыто едет на пароходе - и его никто не узнает, а на следующую ночь его разоблачает по словесному портрету (!), изложенному в газетном объявлении (!), старый пьянчуга-охотник, живущий в лесной лачуге? Откуда у него вновь взялись деньги, после того, как все было отдано за лодку? Ну и так далее, придираться можно буквально к каждому повороту сюжета.

Тем удивительнее временами натыкаться на строки, поражающие тонким психологизмом. Какие-то движения души, мотивы, стереотипы описаны с удивительной точностью и тонкостью.

Она знала также, что оставаться наедине с мужчиной, и еще при таких исключительных обстоятельствах, как пустыня и ночь, считается опасным в известном смысле, теоретически ей ясном, но в душе она глубоко не верила этому. Случаи подобного рода она считала возможными лишь где-то очень далеко, за невидимым ей кругом текущей жизни.

Вот это теоретическое знание опасности, которая при этом никогда не случиться именно с тобой - это же не только про наивных девушек. А сколько людей ввязываются в сомнительные финансовые операции, впускают в дом незнакомцев, нарушают другие правила безопасности потому, что случаи подобного рода считают возможными лишь где-то очень далеко, за невидимым им кругом текущей жизни?

Или вот это состояние напряжения, выматывающее все силы у жертвы издевательств или травли:

Жуток был не столько момент испуга, сколько боязнь пугаться все время, быть тоскливо настороже.

А знакома ли вам эта странная неловкость, когда доводится, даже в "приличном" виде, заниматься перед незнакомыми делом, которое привыкли считать домашним и интимным?

Гелли смутилась – она вспомнила, что на нее, спящую, всю ночь смотрел мужчина, а так как спать одетой не приходилось ей никогда, то девушка бессознательно представила себя спавшей, как обычно, под одеялом.

А эта длинная сентенция кажется прямиком взятой со скандального Интернет-форума. Привычное, классическое и очень многословное переваливание с больной головы на здоровую: преступления ради удовлетворения своих желаний совершает мужчина, но виноваты, конечно, женщины!

Я отношусь к женщинам весьма отрицательно; вы – женщина; если невольно я перешел границы вежливости, то только поэтому. Личность, отдельное лицо, вы ли, другая ли кто – для меня все равно, в каждой из вас я вижу, не могу не видеть, представительницу мирового зла. Да! Женщины – мировое зло! Вы неорганизованная стихия, злое начало. Физиологическое половое начало переполняет вас и увлекает нас в свою пропасть. Все интересы женщины лежат в половой сфере, они уже по тому самому ограниченны. Женщины мелки, лживы, суетны, тщеславны, хищны, жестоки и жадны. Когда в вас проснется женщина, она будет ничем не лучше остальных розовых хищников вашей породы, высасывающих мозг, кровь, сердце мужчины и часто доводящих его до преступления.
Гелли вздохнула. Если Нок прав хоть наполовину, – жизнь впереди ужасна. Она, Гелли, против воли сделается змеей, ехидной, носительницей мирового зла.

Дивная логика: женщины равнодушны к воздыхателю, но именно их, женщин, интересы лежат в п0ловой сфере! Впрочем, еще раньше ровно тоже самое Л.Н.Толстой написал, в "Крейцеровой сонате".

И что на это ответить? Только вздохнуть.

Таких узнаваемых психологических этюдов в короткой повести десятка полтора. Очень забавно они переплетаются с шатким, бульварным сюжетом: то хочется бросить эту дребедень, то с интересом включаешься, то опять с разочарованием листаешь страницы... Пожалуй, что и остальные произведения нужно читать примерно также: не ожидая связной истории, но восхищаясь отдельными психологическими жемчужинами.

П.С. По этой книге снят фильм "Гелли и Нок". Я не смотрела. Если кто-нибудь видел - поделитесь впечатлением.

Кадр из фильма "Гелли и Нок"
Кадр из фильма "Гелли и Нок"

Еще на канале о раздумьях и приключениях:

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба