Приключенческая литература - самая древняя по сути, восходящая еще к устным достоверным рассказам о реальных событиях. Ну или не совсем достоверным. Или даже не совсем о реальных. В общем, как наши им вломили, или забили вот такого мамонта, или поймали во-о-о-т такую рыбу, или перешли через горы вот такой вышины и реки вот такой ширины... Многие тысячелетия приключенческие россказни считались такой вполне себе серьезной культурной базой, на которой строилось самосознание народов и воспитывались следующие поколения.
Пожалуй, последние всплески популярности книг о приключениях пришлись на времена последних же крупных географических открытий. Путевые дневники первопроходцев и созданные по их мотивам романы были весьма интересны взрослым современникам, а сами авторы - желанными гостями в светских салонах.
Но с конца XIX века стали происходить интересные трансформации. Поначалу все эти «сказания о героях» потихоньку переползли в раздел «для детей и юношества». Вот вам, детки, и пособия по географии, и установки «делать жизнь с кого». А взрослые это и так в школе учили. Ну разве что почитать на досуге как развлекательные рассказы о том, чего в нашем упорядоченном и механизированном мире уже нет.
Постепенно развлекательная составляющая в приключениях стала выходить на первый план. Уже обязательными стали любовно-романтическая линия, хеппи-энд или хотя бы благополучный конец экспедиции, никто уже особо не следил за достоверностью событий и описываемого мира. Помните, в "Милом друге", наставления начинающему журналисту: думаете, читателям интересен Алжир? Им интересны офицерские похождения! И потихоньку приключенческая литература превратилась в фэнтези о деяниях разного рода «попаданцев» - персонажей, чудесным образом перемещающихся во времени или между мирами.
И вот что интересно. Ведь северные рассказы Джека Лондона - по сути, это тоже истории про попаданцев из цивилизованной солнечной Калифорнии в мир Белого Безмолвия, где царит Закон дубины и клыка. Или произведения подзабытого сейчас путешественника и этнографа В.К.Арсеньева о Дальнем Востоке - тоже попадание в места где «закон - тайга». Или вот рассказы о путешествиях Н.И.Вавилова с цитатами из его путевых дневников, об экспедициях по диким предгорьям Памира, не контролируемых толком ни одним государством - тоже попадание почти в первобытность.
Или даже серия повестей Владимира Санина о зимовках на полярных станциях в цивилизованные 70-80-е годы - все равно это попадание человека в особый мир. Где вся его техника бессильна перед 70-градусным морозом и валом торосов, а психика вынуждена бороться с полярной ночью, оторванностью от мира и скученностью горстки людей в маленьком пространстве.
Знаете, в чем главное отличие фэнтези о попаданцах от приключений «старой школы»?
В прежних рассказах человек входил в новые обстоятельства таким, какой он есть на самом деле. С реальными человеческими возможностями. Ему было больно, страшно, холодно, голодно, непонятно, временами невыносимо. Он мог погибнуть - и многие гибли. Выживали те, у кого в первую очередь хватало силы духа, чтобы заставить себя преодолевать обстоятельства. Великолепен в этом плане рассказ Джека Лондона «Сын Волка», где одиночка-золотоискатель буквально ломает через колено целое племя индейцев именно превосходством духа.
Читатель, поневоле представляющий себя на месте героев, понимал, что любые достижения требуют усилий, зачастую сверхусилий, умения не только мечтать, но и добиваться. Что истерика и паника убивают вернее, чем природа или враги. Что свое полезное мнение и тонкую душевную организацию в тяжелых обстоятельствах лучше держать при себе. Ну и много чего, что на поверку оказывалось полезным и в обычной жизни.
А что в фэнтези? А здесь герои - они всегда супергерои и победители! Или у них есть особые способности, или техподдержка, или несколько жизней в запасе, или супероружие, или принципиальная неуязвимость. Всегда вдоволь любых ресурсов и есть возможность эвакуироваться. Доступна любая информация. Все необходимые навыки у них прокачаны еще до начала приключений на самом высоком уровне. И, конечно, им сходят с рук любые ляпы! Это не горожане в тайге, не умеющие находить дорогу, разделывать дичь, теряющие рукавицы в снегу и рассудок после бессонных ночей.
Короче, герой фэнтези - это второе я читателя, сидящего в мягком кресле за компьютерной игрой. Который совершенно не намерен утруждать ни свое тело, ни свой дух, а все блага предпочитает получать нажатием кнопки. Но ведь чувствовать себя героем хочется, да?
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.