Найти в Дзене
Sputnik Грузия

Что общего между Россией и Грузией, эпизод II

Борис Ельцин и Билл Клинтон.
Борис Ельцин и Билл Клинтон.

Колумнист Sputnik Грузия, политолог Арчил Сихарулидзе в рубрике «Реакция» рассуждает о том, как Россия и Грузия, протоптав дорогу к радикальному прозападничеству, оказались в идейно-геополитическом тупике.

Похоже, читателю понравилось сравнение между Москвой и Тбилиси. В комментариях также упомянули общую религиозную связь – мы православные. Некоторые вспомнили и двухсотлетнее сосуществование сначала в Российской империи, а затем и в Советском Союзе. Давайте не будем заходить так далеко и обратимся к совсем недавним событиям. Я говорил, что наши страны либо похожи, либо являются отражением друг друга.

Мне довелось жить в Москве, наверное, в один из самых сложных периодов ее новейшей истории – с 1997 по 2002 год. Трагедии с подводной лодкой «Курск» и в Останкинской башне, экономический дефолт, тотальный политико-идеологический кризис, который привел Москву к определенному водоразделу: продолжать путь радикального прозападничества или же задуматься о формировании более суверенной политики, подстроенной под существующие реалии. Так сформировалась современная Россия – страна, которая очень хотела дружить с Западом, но ни Америка, ни Европа не были готовы к таким тесным связям.

Михаил Саакашвили и Джордж Буш Младший
Михаил Саакашвили и Джордж Буш Младший

Парадоксально, но кажется, что Грузия идет по той же колее, только с опозданием в две декады. Если посмотреть на историю нашей страны, то о слаженной, осмысленной и централизованной политике можно говорить лишь после 2004 года. Михаил Саакашвили возвел прозападничество в государственную идеологию. Тбилиси стремился построить государство не для того, чтобы жить достойно, а чтобы понравиться Вашингтону и Брюсселю, доказать свое право закупаться «по дешевке в лучших домах Лондона и Парижа».

Мы получили визовые послабления, на рынок вошли низкобюджетные авиакомпании, европейские налогоплательщики выделяли гранты на собственные нужды в стране, мы были любимы «при дворе». Но стоило геополитической обстановке измениться, и как только Тбилиси не согласился с кое-какими требованиями Брюсселя – все моментально закончилось. Оказалось, что нас любили лишь «условно», а Грузия воспринимается не как стратегический партнер, а скорее как страна «в стратегическом повиновении».

Теперь Тбилиси обвиняют не только в «отступлении от демократии», но и в том, что он не готов повиноваться директивам Европы. И Брюссель делает все возможное, чтобы сместить власть или наказать страну. Больше никакого французского круассана и шоппинга в Милане…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также: