18 сентября 2025 года в 10:00 в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проблем, связанных с некорректной работой автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Мероприятие прошло по адресу: Миусская пл., д. 7.
Организатором круглого стола выступила Комиссия Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с Общественными наблюдательными комиссиями (ОНК).
В рамках круглого стола обсудили вопросы, касающиеся точности измерений, законности выписываемых штрафов, а также возможности обжалования результатов взвешивания и габаритных измерений.
Модератором мероприятия выступил заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ Александр Холодов.
К участию в круглом столе были приглашены представители транспортных компаний, эксперты в области транспортного законодательства, представители контролирующих органов, а также представители общественности. В ходе продуктивной дискуссии, были выработаны конструктивные предложения по совершенствованию работы автоматических пунктов весогабаритного контроля.
Внедрение автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК) стало значимым фактором, влияющим на экономику перевозчиков. Однако отсутствие общественного контроля за строительством и эксплуатацией этих пунктов приводит к серьезным проблемам.
Одной из ключевых проблем является несоблюдение технологий при установке автоматических пунктов весогабаритного контроля. В качестве примера приводится использование некачественных материалов (например, «наноасфальта») при строительстве. Подобные нарушения приводят к некорректной работе весов.
На российских дорогах функционирует около 500 пунктов автоматических пунктов весогабаритного контроля, расположенных как на региональных, так и на федеральных трассах. Планируется увеличение их количества до 1000 на региональных дорогах и до 500 на федеральных. Рост числа автоматических пунктов весогабаритного контроля ведет к увеличению проблем у перевозчиков.
Одной из основных проблем является коррупция в сфере содержания и обследования дорог, а также при проверках. Отсутствие должного контроля за состоянием дорог приводит к необоснованным штрафам. Средняя стоимость установки одного автоматического пункта весогабаритного контроля составляет около 100 миллионов рублей, однако в некоторых случаях, например, в Республике Марий Эл, эта сумма достигает 180 миллионов рублей. Установка пунктов с нарушением нормативных правовых документов приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Содержание автоматических пунктов весогабаритного контроля, вне зависимости от их работоспособности, обходится в среднем от 5 до 9 миллионов рублей в год. Зачастую акты о проведенных работах подписываются, однако реальное обследование и содержание пунктов не осуществляются, что является способом вывода бюджетных средств. Примером является ситуация в Красноярском крае, где нарушения были выявлены и направлены в Генеральную прокуратуру.
Приведен пример, когда благодаря общественному контролю удалось предотвратить закрытие некорректно работающего автоматического пункта весогабаритного контроля.
В ходе проверок выяснилось, что значительная часть автоматических пунктов весогабаритного контроля на региональных трассах не функционирует, при этом на их содержание продолжают выделяться бюджетные средства. Необходимо обеспечить нормальную, корректную и объективную работу автоматических пунктов весогабаритного контроля, а также целевое использование средств, выделяемых на их содержание.
По обращению депутата Государственной Думы был проведен аудит Счетной палатой, который подтвердил факт неэффективного использования бюджетных средств. К факторам, влияющим на корректность взвешивания, относятся колейность (даже незначительная), требования к датчикам, несоблюдение правил установки оборудования и деформация дорожного покрытия. Часто собственники дорог не знают правил поверки автоматических пунктов весогабаритного контроля.
Необходимо усилить общественный контроль за установкой и эксплуатацией автоматических пунктов весогабаритного контроля, а также обеспечить прозрачность финансирования и целевое использование бюджетных средств. Только в этом случае можно добиться корректной и эффективной работы автоматических пунктов весогабаритного контроля и избежать необоснованных штрафов для перевозчиков.
В целях повышения эффективности и прозрачности системы весогабаритного контроля предлагается ряд мер, включающих дистанционный мониторинг, автоматизацию проверок пунктов АПВГК и усиление ответственности грузоотправителей.
Планируется создание федеральной государственной автоматизированной системы, в которую будет поступать информация об измерениях со всех пунктов весогабаритного контроля (автоматических, стационарных и передвижных). Если показания одного и того же транспортного средства на разных пунктах существенно отличаются (за пределами погрешности), то данные с «проблемного» пункта не будут использоваться для административных целей. Это позволит исключить влияние некорректной работы отдельных пунктов на вынесение штрафов.
Существующие проверки пунктов, которые проводятся с оформлением бумажных документов, будут автоматизированы. Владелец дороги будет вводить данные транспортного средства в систему, которая автоматически сформирует акт измерений на основании данных различных пунктов весогабаритного контроля. Водитель будет подписывать этот акт. Таким образом, исключается возможность манипуляций с показаниями, которые существуют при бумажном документообороте.
В настоящее время разрабатываются два новых ГОСТа:
- ГОСТ на проектирование автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК);
- ГОСТ на эксплуатацию этих пунктов.
Эти ГОСТы будут регламентировать вопросы, касающиеся применяемых материалов, порядка установки рамок с датчиками измерения габаритов и другие важные аспекты.
Необходимо усилить контроль за соблюдением правил погрузки грузов и привлекать к ответственности грузоотправителей за превышение допустимых параметров. Если грузоперевозчик привлечен к ответственности за превышение габаритов или веса, следует информировать об этом и грузоотправителя, допустившего нарушение при погрузке, чтобы привлечь его к административной ответственности.
С 7 июля текущего года были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), в статью 12.21.1, предусматривающие ответственность за следующие нарушения:
- Нарушение правил движения в зоне автоматического весогабаритного контроля (в частности, движение по встречной полосе или обочине для избегания датчиков) – штраф 600 тысяч рублей. Ространснадзором прорабатывается автоматизация привлечения к ответственности на основании видеофиксации таких нарушений.
- Отказ от прохождения весогабаритного контроля на стационарных или передвижных весах, а также создание препятствий для проведения контроля.
Эти меры направлены на повышение безопасности дорожного движения и соблюдение правил перевозок.
Читать далее:
Trucks & Bus Forum: Что мешает нормальному функционированию рынка автогрузоперевозок