- Появились ли сейчас какие-то альтернативные, нетрадиционные, при этом эффективные методы лечения рака молочной железы?
На консультациях пациенты очень часто говорят: «Ну как же так, XXI век, нанотехнологии, всё развивается. А вы как оперировали, так и оперируете, как назначали химиотерапию, так и назначаете. И вообще, какое-то долгое и сложное лечение. Вот есть клиники, которые занимаются клеточной терапией, где подберут что-то такое, что влияет именно на мои клетки, индивидуально. Не всем подряд одно и то же, а персонально».
Не хочу вас расстраивать, но… Конечно, технологии развиваются. Рак груди — это самое распространённое в мире онкозаболевание у женщин. И самое, на сегодняшний день, изученное. Результаты его лечения сейчас значительно отличаются в лучшую сторону в сравнении с ситуацией десятилетней или двадцатилетней давности.
Хирургия вообще — наука консервативная, в ней придумать что-то новое довольно сложно. Но сегодня в подавляющем большинстве клиник федерального уровня и не только федерального врачи-онкологи-маммологи имеют сертификат пластического хирурга. И если этого где-то нет, то это вопрос ближайшего будущего.
Всё больше и больше молодых пациенток, для которых это очень важно. Им хочется жить сейчас, быть красивыми, не потерять сексуальность, привлекательность, уверенность в себе. Закономерно, что требования к эстетическим результатам очень высокие.
Поэтому всем хирургам- онкологам, маммологам, которые занимаются хирургическим лечением рака груди, просто необходимо пройти обучение и знать основные базовые принципы пластической хирургии.
Лекарственные методы тоже совершенствуются. Появляются все новые и новые программы и протоколы. И, как пример, можно сказать, революцию произвело появление таргетной терапии в лечении HER2-позитивного рака груди.
Это молекулярный подтип, агрессивный, с крайне неблагоприятным прогнозом рак. С появлением таргетной терапии у этой группы пациентов мы видим самый высокий процент полных клинических эффектов, то есть полного некроза опухоли в результате химиотерапии.
И иммунотерапия сейчас используется в лечении рака груди. Поэтому неправильно говорить, что всех больных лечат одинаково. Применяется персонализированный подход к лечению. Учитываются возраст, наличие или отсутствие мутации, биологический подтип, стадия заболевания и так далее.
Конечно, мы придерживаемся клинических рекомендаций. Эти клинические рекомендации составляются на основании анализа результатов лечения тысяч и тысяч пациенток во всём мире. Эти клинические рекомендации ежегодно проходят обновления.
Читайте также: Резкое похудение без видимой причины — это рак?
Ну, мы много говорили про биопсию сторожевого лимфоузла, что, в общем-то, уже лет пять-семь, как внесено в клинические рекомендации. То есть, не выполнять всем подряд лимфаденэктомию при диагнозе рак груди, а в случаях, когда клинические лимфоузлы не изменены, не удалять их все, а сделать только биопсию сигнального лимфоузла.
Сейчас исследования идут дальше, и есть такой научный протокол, когда при одном или двух изменённых подмышечных лимфоузлах до начала терапии в них ставят метки, проводят терапию и проводят так называемую таргетную лимфодиссекцию. Удаляют эти помеченные лимфоузлы, делают исследования. И если мы видим, что там полный клинический эффект, мы не удаляем у этих пациентов все лимфоузлы.
Это направление в онкологии очень активно развивается. Нельзя сказать, что мы стоим на месте.
Что же касается каких-то нетрадиционных методов лечения, на основании своего опыта — а это ни много ни мало 30 лет, — я, к сожалению, чудес не видел.
Были, конечно, пациентки, и не из каких-то глухих деревень, а, как правило, из крупных городов, которые выбирали путь альтернативной терапии. На первом этапе им объясняли, что надо пройти химиотерапию, потом операцию, потом лучевую терапию, и потом ещё пять лет принимать гормональную терапию. Это долгий и сложный путь.
И многие пациентки пытались найти какие-то альтернативные варианты: лечились травами или чем-то иным. Не могу сказать, что все они рано или поздно возвращались ко мне, но довольно большое количество пациентов, к сожалению, уже с другой стадией заболевания. Это требовало уже другого лечения с другим прогнозом и перспективой.
Рак груди даже третьей и четвёртой стадии — это не та ситуация, когда нужно искать какие-то альтернативные методики, бежать к шаманам и лечиться какими-то травами и заговорами.
Это всё хорошо поддаётся терапии нашими стандартными классическими методами лечения.
Что касается трав, тоже интересная информация. Что такое химиотерапия? Это собирательное название целой группы цитостатиков, которые используются для лечения вообще любой онкологической патологии. Так вот, большинство этих цитостатиков создано на базе растительных препаратов.
Доксорубицин, который используется для лечения рака груди, изначально — это вытяжка какого-то мексиканского кактуса.
Таксаны — это тоже большая группа препаратов, которая используется для лечения рака груди. Тоже какая-то бразильская пальма. Просто количество препарата, которое нужно для того, чтобы лечить, невозможно восполнить за счёт растительных ресурсов, поэтому на каком-то этапе его молекула синтезируется и воспроизводится уже искусственно.
То есть никто не вырубает кактусы и пальмы, чтобы добыть там три миллиграмма для производства препарата. Онкологи используют эти народные лекарственные препараты, синтезируют их, делают чище, мощнее и эффективнее.
Очень важно, для принятия решений, выбора метода лечения, не оставаться одной. Существуют пациентские организации и сообщества.
Это, как правило, пациенты, столкнувшиеся с этим заболеванием, прошедшие лечение, выздоровевшие и ставящие своей целью как раз помочь тем пациентам, которые впервые столкнулись с этой болезнью, находятся в какой-то растерянности, не знают, куда обратиться, кому верить: докторам, не докторам или знакомым, которые где-то слышали, что лечат каким-то другим методом.
Просто искать что-то в интернете, наверное, не лучший вариант, потому что там куча информации, к сожалению, иногда не совсем достоверной.
Обращайтесь в медицинские пациентские организации. Не бойтесь задавать вопросы на консультации врачу. В конце концов, активно развивается такая наука, как медицинская психология. Есть медицинские психологи, которые могут профессионально помочь адаптироваться к ситуации и принять правильное решение.
О докторе: Владимир Соболевский. Доктор медицинских наук, профессор.Онколог-маммолог, пластический и реконструктивный хирург. 28 лет проработал в НМИЦ онкологии имени Блохина, последние 18 лет заведовал отделением пластической и реконструктивной хирургии. В настоящее время заведующий отделением онкохирургии в ЦКБ Управления делами Президента РФ.
Дзен-канал доктора: https://dzen.ru/dr_sobolevski
Статья носит просветительский характер и не заменяет визита к врачу. Консультация со специалистом обязательна.
Материалы по теме:
А бывает так, что от химии не тошнит и волосы не выпадают?
Чем нулевая стадия рака отличается от первой и как ее обнаружить?
Действительно ли мясо провоцирует рак? Мнение онколога
Экспертный центр по подбору клиник МедтуризмРФ оказывает помощь в организации лечения в ведущих медицинских центрах Москвы, Уфы, Санкт-Петербурга, в том числе по федеральным квотам (за счет федерального бюджета, то есть, для пациентов бесплатно, включая дорогу). https://медтуризмрф.рф