2 октября войска русского царя и союзные племена взяли столицу Казанского ханства – город Казань.
Противостояние русских царей с Казанью имело давнюю историю: первая осада города была произведена еще в 1487 году. Противостояние шло с переменным успехом: про- и антироссийские партии в Казани сменяли друг друга, пока в начале 1552 года из Казани не бежал очередной пророссийский правитель Шах-Али, место которого занял затем ногайский царевич Ядигер-Мухаммед.
Проведя основательную подготовку к походу, молодой царь Иван Грозный выступил из Москвы, по пути собирая союзные рати. К царю примкнули войска Шах-Али, союзные отряды чувашей, удмуртов и черемисов.
Опираясь на заранее построенную крепость Свияжск, царь начал осаду города по последнему слову существовавшей на тот момент техники. Для взятия города, по воспоминаниям хронистов – составителей средневековых хроник, использовалось большое количество артиллерии, быстросборные осадные башни и подкопы для подрыва укреплений. Войска имели достаточно припасов, чтобы блокировать город даже в зимнее время.
На второй день после прибытия царских войск под Казань по распоряжению Ивана IV в город была послана делегация послов с предложениями о мире. В случае капитуляции жителям гарантировались жизнь, неприкосновенность имущества, а также возможность свободного вероисповедания, как и свободный выбор места проживания. Казанского хана царь призывал поступить к нему на службу, став его вассалом. Требования делегации были отклонены.
Началась планомерная осада города по всем правилам военной науки XVI века.
Методичная работа осадной артиллерии и подкопы «тихой сапой» под стены, башни и ворота города не оставляли шанса осажденным, несмотря на отчаянные вылазки. 30 сентября 1552 года после подрыва части стены начался решительный приступ города русскими войсками, который казанцы смогли отбить только невероятным усилием. 1 октября осажденные получили новое предложение о сдаче.
2 октября подрыв новой сапы (от французского «sape» – мотыга; понятие «сапа» используется для определения горизонтальной траншеи, подкопа, рва для проникновения к позициям неприятеля, в том числе для подхода к крепости) позволил осаждающим ворваться в город и завязать уличные бои. Для решительного достижения победы командовавшие войсками приказали казнить на месте мародеров, отвлекавшихся от боя на грабеж имущества мирных жителей.
«Корыстовники же оные предреченные, егда увидели, что наши по нужде уступают по малу, бранитесь бусурманом, в таковое абие бегство вдашася, яко во врата многие не попали; но множайшие и с корыстьми чрез стену метались, а иные и корысти повергоша, только вопиюще: «секут! секут!», –
писал в эмиграции князь Андрей Курбский в своем масштабном историко-публицистическом труде «История о великом князе Московском» (предположительно 1578–1583 гг.), посвященном жизни царя Ивана Грозного.
Взятие Казани определило исход всей кампании. Присоединение ханства вскоре позволило Русскому царству также присоединить к стране Астраханскую корону, освободить торговые пути на всем протяжении Волги и в Сибирь, обезопасить восточные области страны от набегов. Авторитет Русского государства на мировой арене вырос, и всё чаще московские правители в международной дипломатической переписке стали именоваться титулом «царь».
Такое эпохальное событие отечественной истории, как взятие Казани, нашло свое отражение в кинополотне великого Сергея Эйзенштейна, снявшего в 1940-х годах художественный исторический фильм «Иван Грозный». Первая серия вышла в 1944 году, вторая – в 1945-м (планировалась и третья, которой не суждено было выйти на экраны). Эпизод с завоеванием столицы Казанского ханства в фильме, вошедший в первую часть, отразил всю напряженность исторического момента.
В коллекции Музея политической истории России есть фотодокументы, связанные со съемками фильма «Иван Грозный». Предлагаем вам ознакомиться с ними:
1. Фотография. Рабочий момент съемок фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» 1943 г. ГМПИР, Фонд фотографических источников;
2. Фотография. Рабочий момент съемок фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» 1943 г. ГМПИР, Фонд фотографических источников;
3. Фотография. Николай Черкасов в роли молодого царя Ивана в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный» 1943 г. ГМПИР, Фонд фотографических источников
Интересно, что советский актер Николай Константинович Черкасов играл роли крупных исторических личностей в картинах режиссера Сергея Эйзенштейна дважды. Еще до воплощения на киноэкране образа Ивана Грозного, актер играл Александра Невского в одноименном художественном историческом фильме, вышедшем в 1938 году. Зрители высокого оценивали актерский талант Черкасова, а многие прямо называли его «гением отечественного кинематографа», «первопроходцем» и «гигантом искусства».
Что касается фильма «Иван Грозный», то он был отмечен наградами, в частности, Сталинской премии I степени – за первую серию в 1946 году и тогда же – призом за лучшую операторскую работу на Международном кинофестивале в Локарно, Швейцария. За год первую часть фильма посмотрели 900 тысяч зрителей. Второй серии не повезло: Сталин фактически запретил ее, так как усмотрел в сюжетной линии сходство с особенностями собственного правления. Снятая вместе с первой, вторая «запрещенная» серия стала доступной широкому зрителю лишь после смерти Вождя – в 1958 году.
Материал подготовлен пресс-службой ГМПИР
Фото: экспонаты из коллекции Музея политической истории России