Найти в Дзене
Автовод со стажем

Как все-таки правильно буксировать авто с АКПП и брать им на буксир? Есть масса нюансов - рассказываю

Оглавление

В данном случае речь пойдет о классической гидромеханической автоматической коробке. Именно такую трансмиссию считают самой уязвимой при принудительной буксировке. Современные коробки-роботы оборудованы режимом буксировки, поэтому с ними проблем, как правило, не возникает. И даже современные АКПП тоже могут быть оборудованы размыкающей муфтой, отключающей колеса от трансмиссии. Тут тоже все понятно.

Основная проблема буксировки - это более ранние машины, у которых АКПП не имеет встроенного режима «тяни-толкай». В лучшем случае есть нейтраль, и это все. Но все равно машины со старыми АКПП буксировать можно и даже нужно. Но не все так просто - есть масса нюансов.

Важные предварительные проверки

Кстати, если надумаете буксировать какой-нибудь пожилой седан или кроссовер, поинтересуйтесь для начала типом усилителя руля, состоянием аккумулятора и весом автомобиля, который нужно тащить. Если нужно тащить какой-нибудь кроссовер со старым гидроусилителем руля, то лучше оставьте эту затею и вызывайте эвакуатор. Управлять и подруливать машиной с неработающим гидроусилителем очень тяжело, и это лишний риск вылететь куда-нибудь на встречную полосу или в кювет.

Буксировка
Буксировка

В том случае, если на заглохнувшей машине электрический усилитель руля и нормальный аккумулятор, то можно попробовать отбуксировать автомобиль с АКПП на относительно небольшое расстояние. Помните - все рекомендуют буксировку на расстояние до 30 километров со скоростью 30 км/ч. А все потому, что примерно на такое расстояние хватает емкости нормального аккумулятора, подпитывающего усилитель.

Естественно, чем медленнее движется машина, тем меньше шансов попасть в происшествие. Управлять буксируемым автомобилем должен самый опытный водитель - это довольно тяжелое занятие даже для бывалых автомобилистов. Если есть возможность - ловите на трассе грузовик с тросом нормальной длины. Это потому, что эффективность тормозов при неработающем двигателе падает вдвое-втрое.

Влияние на трансмиссию

Теперь что касается самой трансмиссии. Очень много страшилок по поводу сгоревших фрикционных накладок, подшипников скольжения и заклинивания приводов, а также перегрева самой АКПП. При неработающей трансмиссии, то есть когда через АКПП не «прокачивается» крутящий момент от мотора к колесам, планетарный механизм практически не работает. То есть шестеренки и валы крутятся, но вхолостую, молотят масло и все. Никакого рассеивания мощности нет.

То небольшое количество энергии, которое передается от колес к зубчатым передачам внутри АКПП, естественно, нагревает коробку, но не слишком сильно. Если масло и фильтр на трансмиссии вовремя менялись, да и сама коробка исправна и не имеет технических проблем, то буксировать машину можно. Но только плавно, без рывков и с перерывами.

-2

Что касается фрикционов и приводов - они в более уязвимом положении, поэтому после буксировки нужно будет пройти диагностику или проконсультироваться у опытного слесаря, ремонтирующего АКПП. Лучше перестраховаться. Кстати, больше всего проблем может возникнуть не из-за буксировки как таковой, а если придется тянуть автомобиль в гору (с горы) или по разбитой дороге.

Принцип необратимости трансмиссии

В последнем случае риск повреждения автоматической коробки возрастает в разы. Проблема в том, что любая автоматическая трансмиссия не является обратимой. Проще говоря, вся механика сделана так, чтобы идеально передавать крутящий момент только от мотора к колесам, но не в обратном направлении. Поэтому езда накатом на машинах с АКПП категорически запрещена, тогда как авто с обычной механической коробкой катается с горки накатом без проблем.

Буксирование других машин автомобилем с АКПП

Теперь что касается буксирования своим авто с АКПП чужой сломавшейся машины. В принципе ограничений нет, если ведущий автомобиль на 200-250 килограммов тяжелее буксируемого авто, и мощность (крутящий момент) позволяют тянуть машину. Но в этом случае очень важно постоянно контролировать температуру АКПП своей машины. Очень легко перегреть коробку и даже повредить диски. Так что нужно адекватно оценивать свои возможности и не рисковать ради условной экономии.

И еще одно: обычно эксперты рекомендуют буксировку на жесткой сцепке. Никто из таких «советчиков» ни разу не видел, как реально выглядит такая буксировка, и тем более никогда не пробовал тащить машину таким образом. Для буксирования нужно использовать треугольную сцепку, сваренную из толстого стального профиля.

Ну и, конечно, сам буксир должен иметь хотя бы фаркоп, а буксируемая машина - клыки для крепления проушин «треугольника». Все остальные варианты жесткой сцепки - это прямая дорога в кювет. Это реальный опыт. Так что используйте те способы, которыми реально владеете, в крайнем случае трос. А лучше вызывайте техпомощь или эвакуатор, если что-то идет не так.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!