Руководства по эксплуатации автомобиля обычно не ставят жестких требований - обязательно выжимать сцепление перед тем, как крутануть стартером двигателя. Многие «буквари» рекомендуют, но большинство руководств просто игнорирует столь прозаичный вопрос.
А вот в автошколе, естественно, инструктор обязательно заставляет выжимать сцепление перед запуском мотора. Потом эта привычка либо прикипает в сознании будущего водителя. Итак - нужно или не нужно выжимать сцепление перед запуском мотора? А это как посмотреть.
Технические аспекты вопроса
Допустим, эксперты действительно правы, и выжатое сцепление уменьшает инерцию и сопротивление стартеру всей цепочки: коленвал + маховик + диск сцепления + первичный вал коробки. То есть при выжатом сцеплении первичный вал отключен, а при отпущенном - подключен. Еще можно добавить, что вал коробки погружен в густое и вязкое трансмиссионное масло и создает определенное сопротивление вращению.
Все правильно, за исключением того, что первичный вал на «нейтрали» не так уж сильно сопротивляется вращению коленвала. Если, конечно, температура воздуха плюсовая или на дворе небольшой морозец. Тогда хочешь - крути с выжатым сцеплением, а хочешь - запускай мотор без выжатого сцепления. Большой разницы не будет.
А вот при сильном морозе смазка в коробке густеет, и сопротивление увеличивается. Но это ничто по сравнению с тем, как в мороз «тормозит» вращение коленвала загустевшее моторное масло.
Соображения безопасности
Некоторые товарищи-автолюбители утверждают, что выжимать сцепление нужно, чтобы (если машина не на нейтрали, а на скорости) не дернуть стартером автомобиль и, естественно, не ударить ворота, вещи, лежащие в гараже. Все верно - есть такая проблема. Так обычно учат запускать моторы водителей на тяжелой технике и грузовиках в учебных частях. И в этом есть довольно глубокий смысл.
Разница более чем очевидна. Если водитель забыл поставить свой легковой автомобиль на нейтраль перед запуском мотора и крутанул от души стартером, то двигатель может «схватить» обороты и даже дернуться вперед на десяток сантиметров, прежде чем заглохнуть. И все максимум - это небольшой толчок бампером.
А вот если такая история приключится на тяжелом грузовике с мотором на 400 л. с. и механической коробкой на 6 передач, то машина рванет вперед с большой силой, вынося ворота или заднюю стенку бокса.
Практика обучения и особые случаи
Вот поэтому инструкторы в автошколах учат запускать моторы с предварительно выжатым сцеплением, доводя курсантов до автоматизма. Многие из них сдают на права категории «В», а потом «С», а это значит, что ездить придется на экзаменах на старом разбитом ЗИЛ-130. Так что инструктор прав - пусть лучше курсанты выжимают сцепление, чем случайно создадут опасную ситуацию на экзамене.
Есть один случай, когда настоятельно рекомендуют выжимать сцепление перед запуском мотора. Только в случае, если водитель первый раз за рулем чужой или незнакомой машины. Это явная перестраховка, но она вполне оправдана с любой точки зрения. Еще сцепление выжимают перед запуском отремонтированной коробки или если приходится регулировать работу трансмиссии.
Проблемы изношенного сцепления
Существует еще одна причина, по которой ваш сосед по гаражу запускает мотор на своей машине с выжатым сцеплением. Все из-за изношенной корзины, точнее «пятки» с лепестками диафрагменной пружины. Если пятка изношена, то включить первую передачу не получится, сколько ни выжимай сцепление.
Приходится глушить мотор, выжимать сцепление - включать первую передачу и только после этого крутить стартер. После запуска машина тронется на первой скорости, и это позволит хоть как-то добраться до автомастерской для последующего ремонта сцепления.
Влияние на износ деталей
На что влияет выжатое сцепление в момент запуска двигателя? Гидравлический привод просто отжимает диафрагменную пружину и отводит диск сцепления от маховика. В таком положении идет максимальная нагрузка на выжимной подшипник. Если выжать полностью, то ничего особенного не происходит, просто изнашивается подшипник.
А если выжимать неполностью, то изнашиваются фрикционные накладки на диске. Если сразу после запуска поставить коробку на нейтраль и отпустить сцепление, то никакого ущерба не будет. А если сидеть и греть с выжатым сцеплением мотор, то лучше сразу отправляться в СТО на замену диска с подшипником.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв