Марафон по чтению произведений Льва Толстого прошёл, но интерес к творчеству писателя не иссяк, конечно. Поэтому предлагаю вашему вниманию статью-загадку. Автор её надеется, что моим подписчикам будет интересно подумать-поразмышлять. Поэтому я изначально не называю имя искомого персонажа. Попробуйте отгадать сами!
Автор статьи: Димитрий Никифоракис
В романе «Война и мир» есть персонаж (очень заметный), у которого при ближайшем рассмотрении обнаруживается 10, как минимум, сходств с Андреем Болконским. То: черты личности, некоторые семейные обстоятельства, мировоззрение, отношение к некоторым общественным вопросам, детали биографии.
Ниже привожу эти 10 сходств с обоснованием из текста романа.
1. Болконский – жаждет славы и стремится к ней.
«Я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей.»
«Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею. Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!»
«Еду для того, чтобы спасти армию».
Позже, уже после разочарования в военной славе, обретя новый вкус к жизни вместе с любовью к Наташе, Андрей снова стремится к славе, но уже на гражданском поприще, как сподвижник Сперанского.
И хотя Андрей не достигает всякий раз тех высот славы и признания, на которые он рассчитывает, но всё-таки известной славы и признания своих достоинств он добивается. Сам Кутузов восхищается им , говоря при встрече:
«Я тебя с Аустерлица помню... Помню, помню, с знаменем помню, — сказал Кутузов, и радостная краска бросилась в лицо князя Андрея при этом воспоминании. Кутузов притянул его за руку, подставляя ему щеку, и опять князь Андрей на глазах старика увидал слезы. Хотя князь Андрей и знал, что Кутузов был слаб на слезы и что он теперь особенно ласкает его и жалеет вследствие желания высказать сочувствие к его потере, но князю Андрею и радостно и лестно было это воспоминание об Аустерлице.
— Иди с Богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести. — Он помолчал. — Я жалел о тебе в Букареште: мне послать надо было.»
Сперанский, желая заполучить князя Андрея в свои сподвижники, не смущается и льстить Болконскому:
«Кроме того, Сперанский, потому ли, что он оценил способности князя Андрея, или потому, что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, разумность и глубину своих мыслей.»
То есть Андрей добивается признания и славы и высшие государственные люди России знают и ценят его.
N так же стремится к славе. Но в силу худородности и бедности не может рассчитывать на такую блестящую карьеру, как князь Андрей. Да ведь кроме «света» есть ещё и «полусвет». И здесь в « тени» высшего общества, не в «свете», а в «полусвете» N может ловить удачу и получить славу. И ловит и получает. Он стремится к славе и признанию и его слава гремит в полусвете и потом и в свете и он признан всеми. N - известнейший бретёр, картёжник, авантюрист и гуляка .
«Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял N с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него, столпившись, стояла самая блестящая московская молодежь, и он, видимо, первенствовал между ними. Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя. — Узнала? — спросил он. — И откуда он взялся, — обратился граф к Шиншину, — ведь он пропадал куда-то? — Пропадал, — отвечал Шиншин. — На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова; ну, с ума все и сходят московские барыни! N le Persan , да и кончено. У нас теперь нет слова без N; им клянутся, на него зовут, как на стерлядь, — говорил Шиншин. — N да Курагин Анатоль — всех у нас барынь с ума свели.»
А славу свою N , будучи бедным, умело монетизирует, паразитируя на «золотой молодёжи» и занимаясь шулерством (от обвинений в котором защищённый славой опаснейшего дуэлянта).
Таким образом, первое сходство Болконского с N - стремление к славе и признанию и достижение их.
2. Болконский храбр.
Он вызывается в отряд Багратиона, из которого сам Кутузов не чает, что вернётся 1/10 . Он помогает Тушину спасать орудия под градом пуль и ядер. Его храбрость отмечают артиллеристы:
«— А то приезжало сейчас начальство, так скорее дра́ло, — сказал фейерверкер князю Андрею, — не так, как ваше благородие.»
Под Аустерлицем Андрей впереди батальона со знаменем в руках. Под Бородино полковник Болконский подаёт пример храбрости своим солдатом под ядрами врага, сыпавшимися на полк.
Точно так же храбр N. Разжалованный в солдаты за скандальную историю с квартальным, в первом же бою под Шенграбеном N отличается.
«Все казалось потеряно, но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. N, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера.»
Ещё бОльшую храбрость N выказывает во время своего партизанства. История, когда он с Петей Ростовым отправился в лагерь французов узнавать их примерную численность – конечно, впечатляет. Интересно, что обычно тут акцент делается на том, что N напрасно рисковал жизнью юноши, но ведь и опасность самому себе N увеличивал, взяв неопытного, необстрелянного мальчишку. А вдруг у того нервы сдадут и они попадутся? Мальчишку французы, может, ещё пожалеют, а N точно - на осинку.
Болконский и N - несомненно оба очень храбрые люди.
3. Болконский обладает огромным чувством собственного достоинства . Это выражается в том, что Болконский не только физически храб – он равно не боится никакого начальства. Часто храбрецы робеют перед начальниками. Например, капитан Тушин. Болконский же и с военным министром Австрийской империи ведёт себя , не роняя достоинства. И даже Аракчеева не боится.
«После нескольких лиц, введенных и выведенных адъютантом из кабинета министра, в страшную дверь был впущен офицер, поразивший князя Андрея своим униженным и испуганным видом. Аудиенция офицера продолжалась долго. Вдруг из-за двери послышались раскаты неприятного голоса, и бледный офицер, с трясущимися губами, вышел оттуда и, схватив себя за голову, прошел через приемную. Вслед за тем князь Андрей был подведен к двери, и дежурный шепотом сказал: «Направо, к окну». Князь Андрей вошел в небогатый опрятный кабинет и у стола увидал сорокалетнего человека с длинной талией, с длинной, коротко обстриженной головой и толстыми морщинами, с нахмуренными бровями над каре-зелеными тупыми глазами и висячим красным носом, Аракчеев поворотил к нему голову, не глядя на него. — Вы чего просите? — спросил Аракчеев. — Я ничего не... прошу, ваше сиятельство, — тихо проговорил князь Андрей. Глаза Аракчеева обратились на него. — Садитесь, — сказал Аракчеев, — князь Болконский.»
Совершенно невозможно, чтобы Андрей Болконский унижался, боялся, терял присутствие духа перед кем бы то ни было. На императорском балу в присутствии государя (кстати, недовольного князем Болконским) Андрей стоит в первом круге с таким же уверенным горделивым видом, как и где угодно. Как в собственном кабинете.
Совершенно так же N не боится никакого начальства и ни перед кем не робеет.
Будучи разжалованным в солдаты, осаживает грубого командира:
«И полковой командир, оглянувшись на адъютанта, своею вздрагивающею походкой направился к полку. Видно было, что его раздражение ему самому не понравилось и что он, пройдясь по полку, хотел найти еще предлог своему гневу. Оборвав одного офицера за невычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3-й роте. — Ка-а-ак стоишь? Где нога? Нога где? — закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до N, одетого в синеватую шинель. N медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала. — Зачем синяя шинель? Долой!.. Фельдфебель! Переодеть его... дря... — Он не успел договорить. — Генерал, я обязан исполнить приказания, но не обязан переносить... — поспешно сказал N. — Во фронте не разговаривать!.. Не разговаривать, не разговаривать!.. — Не обязан переносить оскорбления, — громко, звучно договорил N. Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф. — Извольте переодеться, прошу вас, — сказал он, отходя.»
После боя N смело идёт к начальству, чтобы напомнить , что ему обещано вернуть офицерский чин после первого «дела».
«Полковой командир стоял с майором Экономовым у моста, пропуская мимо себя отступающие роты, когда к нему подошел солдат, взял его за стремя и почти прислонился к нему. На солдате была синеватая, фабричного сукна шинель, ранца и кивера не было, голова была повязана, и через плечо была надета французская зарядная сумка. Он в руках держал офицерскую шпагу. Солдат был бледен, голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался. Несмотря на то, что полковой командир был занят отданием приказания майору Экономову, он не мог не обратить внимания на этого солдата. — Ваше превосходительство, вот два трофея, — сказал N, указывая на французскую шпагу и сумку. — Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. — N тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. — Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство! — Хорошо, хорошо, — сказал полковой командир и обратился к майору Экономову. Но N не отошел; он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся в волосах кровь. — Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство.»
Заметьте, не просит униженно, а нагло смотря в глаза, требует, чтобы его запомнили и отметили его доблесть.
В императорском театре среди высшей знати N стоит, как в своей комнате (см. выше).
Общая, объединяющая Болконского и N черта – сознание своей значимости и непреклонное требование от других уважения к себе.
4. Мировоззрение Болконского в отношении качеств людей и их значимости и для него самого, и , вообще, - весьма примечательно . Для него есть близкие и любимые им люди, и есть все остальные, безразличные и неинтересные ему.
«Может быть, ты прав для себя, — продолжал он, помолчав немного, — но каждый живет по-своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя. — Да как же жить для одного себя? — разгорячаясь, спросил Пьер. — А сын, сестра, отец? — Да это все тот же я, это не другие, — сказал князь Андрей, — а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochain — это те твои киевские мужики, которым ты хочешь делать добро. И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом.»
Болконский презирает большинство людей.
«Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека.»
Характерно отношение Андрея к женщинам.
«— Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, — и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной — и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И все, что есть в тебе надежд и сил, все только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis très aimable et très caustique 8, — продолжал князь Андрей, — и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины... Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguées 9 и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем — вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего!»
Совершенно точно такое же чёткое деление на своих, родных и близких и весь остальной мир характерно для N. И такое же почти отношение к женщинам.
«— Меня считают злым человеком, я знаю, — говаривал он, — и пускай. Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два-три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, — продолжал он, — мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей — графинь или кухарок, все равно, — я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!.. — Он сделал презрительный жест. — И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.»
Таким образом, мы видим, что Болконский и N очень схожи в отношении к людям, так же делят мир на близких и всех остальных и выказывают схожее презрительное отношение к женщинам.
5. Болконский нежно любит свою сестру Марью, о которой недвусмысленно сказано в романе, что она некрасива. У N есть сестра нежно им любимая, о которой сказано, что она – горбата.
Таким образом, ещё одна сходная черта Болконского и N – любимые ими сёстры с физическими недостатками.
6.Болконский имеет младшего друга, которому покровительствует и делает наставления (которые тот охотно выслушивает). Это Пьер. Так же в начале романа Болконский покровительствует Друбецкому, помогая тому делать карьеру.
«— Вот что, мой милый, я думал о вас, — сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. — К главнокомандующему вам ходить нечего, — говорил князь Андрей, — он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», — подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал-адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: все теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте-ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим, не найдет ли он возможным пристроить вас при себе или где-нибудь там, поближе к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда бы не принял для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.»
Аналогично ведёт себя N. С той поправкой, что N действует не в «свете», а в «полусвете», что N - это тёмный двойник Болконского и его покровительство имеет куда более выраженный эгоистический характер. Так N «покровительствует» Анатолю Курагину и «наставляет» его:
«Анатоль искренно любил N за его ум и удальство; N, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужою волей был наслаждением, привычкой и потребностью для N. Наташа произвела сильное впечатление на Курагина. Он за ужином после театра с приемами знатока разобрал перед N достоинство ее рук, плеч, ног и волос и объявил свое решение приволокнуться за нею. Что могло выйти из этого ухаживания — Анатоль не мог обдумать и знать, как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. — Хороша, брат, да не про нас, — сказал ему N. — Я скажу сестре, чтоб она позвала ее обедать, — сказал Анатоль. — А? — Ты подожди лучше, как замуж выйдет... — Ты знаешь, — сказал Анатоль, — j'adore les petites filles: сейчас потеряется. — Ты уж попался раз на petite fille, — сказал N, знавший про женитьбу Анатоля. — Смотри. — Ну, уж два раза нельзя! А? — сказал Анатоль, добродушно смеясь.»
Так же некоторое время N покровительствовал Николаю Ростову , наставлял его и делился с ним сокровенными мыслями.
7. Князь Андрей - гордец, славящийся сухостью, могущий быть даже желчным и неприятным типом, после страшного (смертельного) ранения размягчается. Он прощает своего злейшего врага Анатоля и признаёт свою вину перед Наташей.
Не таким же, но схожим в каком-то смысле образом размягчается N, получив серьёзное ранение во время дуэли с Пьером.
«N, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица N. — Ну, что? как ты чувствуешь себя? — спросил Ростов. — Скверно! но не в том дело. Друг мой, — сказал N прерывающимся голосом, — где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет... — Кто? — спросил Ростов. — Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать. — И N заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее. Ростов поехал вперед исполнять поручение и, к великому удивлению своему, узнал, что N, этот буян, бретёр-N, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат.»
8. Андрей Болконский будучи уже взрослым 30-летним мужчиной, влюбляется в почти девочку - Наташу. И сватается к ней. Но это сватовство в итоге заканчивается отказом Наташи. Хотя и через год, но отказом.
N, будучи 27 лет отроду, влюбляется в Соню, которой всего 16 лет (почти девочка ещё) и сватается к ней. Ему отказано.
Показательное совпадение. Не находите?
9. Болконский выражает вполне определённое отношение к дуэлям.
«— Но вы знаете, как это все кончилось? Слышали про дуэль? — Да, ты прошел и через это. — Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, — сказал Пьер. — Отчего же? — сказал князь Андрей. — Убить злую собаку даже очень хорошо. — Нет, убить человека нехорошо, несправедливо... — Отчего же несправедливо? — повторил князь Андрей. — То, что справедливо и несправедливо — не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.»
Позже он самым целенаправленно разыскивает Анатоля, чтобы вызвать его на дуэль.
«После своего свидания в Москве с Пьером князь Андрей уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию. Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли.»
То, что N заядлый дуэлянт, доказывать, думаю, совершенно излишне.
Схожесть Болконского с N в отношении к поединкам чести есть продолжение их схожести в вопросе щепетильности к своему достоинству. Таким гордым людям свойственно защищать свою честь всеми доступными средствами.
10. Болконский в разговоре с Пьером перед Бородинской битвой высказывает отношение к пресловутому «рыцарству».
«— Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, — начал он опять, — я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.»
«— Не брать пленных, — продолжал князь Андрей. — Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну — вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность — вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего — убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями...»
Но Болконский дальше теории не идёт. N же во время Отечественной войны на практике осуществляет доктрину «в справедливой войне не брать пленных».
«— Ну, а остальных ты куда деваешь? — сказал N. — Как куда? Отсылаю под г'асписки! — вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. — И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Г'азве тебе тг'удно отослать тг'идцать ли, тг'иста ли человек под конвоем в гог'од, чем маг'ать, я пг'ямо скажу, честь солдата. — Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, — с холодной усмешкой сказал N, — а тебе-то уж это оставить пора. — Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, — робко сказал Петя. — А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, — продолжал N, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. — Ну этого ты зачем взял к себе? — сказал он, покачивая головой. — Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать? Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой. — Это все г'авно, тут г'ассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог'ишь — помг'ут. Ну, хог'ошо. Только бы не от меня. Долохов засмеялся. — Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают — меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку.»
Характерное отношение и к «рыцарству» и к взятию в плен. Не находите?
Подытоживаю. Без всякого сомнения N является героем, которого можно назвать «зеркальным» по отношению к главному герою персонажем. Об этом пишет исследователь Громов в сборнике
О. Е. Гевель
«ДОЛОХОВСКИЙ ТЕКСТ»
ТВОРЧЕСТВА Л.Н. ТОЛСТОГО:
ИСТОКИ, СЕМАНТИКА, ФУНКЦИИ,
КОНТЕКСТ
https://leo-tolstoy.ucoz.ru/ISSLEDOVANIYA/gevel_o.e-dolokhovskij_tekst_tvorchestva_l.n-tolst.pdf
Отгадка в закреплённом комментарии.
Спасибо за внимание!
А мы скажем спасибо Димитрию Никифоракису за это увлекательное исследование! Мне лично было очень любопытно следить за ходом рассуждений автора.
А вам? Делитесь своими мыслями!