Найти в Дзене
Extreme Sound

Quadrophenia: Как The Who создали свой самый пронзительный альбом, преодолев внутренние распри и гнев

К 1973 году The Who были на грани. Уставшие, злые и разочарованные, они нуждались в новой цели. И Пит Таунсенд знал, что у него есть последний шанс, чтобы объединить группу и создать нечто великое. 5 ноября 1973 года. Концертный зал «Одеон» в Ньюкасле. The Who, представляющие свою новую грандиозную рок-оперу «Quadrophenia», находятся на грани нервного срыва. Амбициозный концептуальный альбом публика понимает с трудом, что заставляет Пита Таунсенда и Роджера Долтри постоянно прерывать шоу объяснениями. Но последней каплей становятся неисправные фонограммные пленки, которые должны были воссоздать на сцене сложную студийную аранжировку. Когда во время исполнения «5:15» пленка включается с 15-секундным опозданием, Таунсенд взрывается. Он подбегает к звукорежиссеру, хватает его за шею и тащит к центру сцены. Затем он разбивает свою гитару, вырывает провода из микшерного пульта и в ярости уходит за кулисы. Группа в недоумении следует за ним. Концерт прерван. Через 20 минут они вернутся, но
Оглавление

К 1973 году The Who были на грани. Уставшие, злые и разочарованные, они нуждались в новой цели. И Пит Таунсенд знал, что у него есть последний шанс, чтобы объединить группу и создать нечто великое.

5 ноября 1973 года. Концертный зал «Одеон» в Ньюкасле. The Who, представляющие свою новую грандиозную рок-оперу «Quadrophenia», находятся на грани нервного срыва. Амбициозный концептуальный альбом публика понимает с трудом, что заставляет Пита Таунсенда и Роджера Долтри постоянно прерывать шоу объяснениями. Но последней каплей становятся неисправные фонограммные пленки, которые должны были воссоздать на сцене сложную студийную аранжировку.

Когда во время исполнения «5:15» пленка включается с 15-секундным опозданием, Таунсенд взрывается. Он подбегает к звукорежиссеру, хватает его за шею и тащит к центру сцены. Затем он разбивает свою гитару, вырывает провода из микшерного пульта и в ярости уходит за кулисы. Группа в недоумении следует за ним. Концерт прерван. Через 20 минут они вернутся, но уже без песен из «Quadrophenia», играя старые хиты и осыпая публику проклятиями.

Этот срыв был не просто очередным актом сценического вандализма, которым славились The Who. Это была кульминация огромного давления, разочарования и творческих мук, сопровождавших создание их самого личного и сложного произведения.

-3

«Музыкальный "Заводной апельсин"»

«Quadrophenia» была для Таунсенда глубоко личным проектом. Формально это была история о Джимми Купере, молодом моде 60-х, переживающем подростковый кризис: наркотики, несчастная любовь, непонимание родителей, разочарование в своей субкультуре. В отчаянии он отправляется в Брайтон, место славы модов, но находит там лишь пустоту. В финале он уплывает в море на лодке, где с ним происходит духовное прозрение.

Но на самом деле, это была история о самих The Who. Это был взгляд на идеализм молодежной культуры 60-х через циничную призму 70-х, глазами разбогатевших рок-звезд, которые сами были частью той эпохи. Каждая из четырех музыкальных тем альбома должна была отражать личность одного из участников группы, создавая сложный музыкальный портрет.

«Если "Tommy" — это рок-опера, то "Quadrophenia" — это гранд-опера, — говорит биограф группы Ричард Барнс. — Она звучит по-вагнеровски, с этими мощными духовыми. Можно представить себе толстых валькирий в шлемах, едущих на скутерах Vespa». Музыка альбома была такой же амбициозной: яростные гитары и мощный вокал сочетались с духовыми аранжировками, оркестровыми струнными и сложными синтезаторными партиями.

Последний шанс объединить группу

К 1972 году The Who находились в творческом тупике. «Мне была небезразлична судьба группы, — рассказывает Таунсенд. — Мы все устали играть "Tommy", а с "Who's Next" исполняли всего три песни. Мне нужна была замена "Tommy" для наших концертов. Я чувствовал, что у меня есть последний шанс сделать что-то, что сплотит нас и объединит в глазах фанатов».

-4

Таунсенд хотел написать гимн для тех самых фанатов, которые сделали их теми, кто они есть. Но внутри группы царил разлад. «Кит Мун вел себя не просто как звезда, а как саудовский принц, — говорит Пит. — Мы потеряли связь с реальностью, потому что наши шоу были чертовски интенсивными. Мы чувствовали себя неуязвимыми».

Таунсенд Пит
Таунсенд Пит

Запись альбома в 1973 году проходила в напряженной атмосфере. Менеджеры группы, Кит Ламберт и Крис Стэмп, теряли интерес к The Who. Роджер Долтри, обнаружив финансовые несостыковки, привел своего менеджера, что стало началом конца эпохи.

Роджер Долтри
Роджер Долтри

На одной из репетиций дело дошло до драки: после словесной перепалки Таунсенд ударил Долтри гитарой, а тот в ответ отправил его в нокаут одним ударом. «Роджер врезал мне один раз, — признает сегодня Пит, — и я уверен, что я напросился. К счастью, я просто потерял память на пару часов».

Триумф, провал и позднее признание

Джон Энтвисл
Джон Энтвисл

Несмотря на все трудности, альбом получился монументальным. Особенно ценным был вклад басиста Джона Энтвисла, который создал великолепные аранжировки для духовых, идеально дополнившие синтезаторные партии Таунсенда. А вокал Роджера Долтри, по словам Пита, был похож на «рев разъяренного медведя». Его исполнение «Love Reign O'er Me» Таунсенд считает непревзойденным.

Альбом получил восторженные отзывы критиков и стал платиновым в США. Однако на родине его успех был скромнее. Из-за нефтяного кризиса возник дефицит винила, и в магазины попало лишь ограниченное количество копий. Тур в поддержку альбома, как показал инцидент в Ньюкасле, стал катастрофой из-за технических проблем с пленками. К февралю 1974 года группа полностью отказалась от исполнения песен с «Quadrophenia». Следующей попытки пришлось ждать 22 года.

«В некотором смысле, "Quadrophenia" была провалом, — говорит Ричард Барнс. — Это был альбом, который все имели в своей коллекции, но редко слушали».

Возрождение и величие

Время все расставило по своим местам. В 1996 году The Who триумфально вернулись к «Quadrophenia» с масштабным театрализованным шоу в Гайд-парке, где роли исполняли приглашенные звезды, включая Дэвида Гилмора и Фила Дэниелса (сыгравшего Джимми в одноименном фильме 1979 года). Технологии наконец-то позволили воплотить на сцене сложную задумку Таунсенда.

«Quadrophenia» фильм 1979 года
«Quadrophenia» фильм 1979 года

С тех пор «Quadrophenia» стала неотъемлемой частью наследия The Who. Она оказалась «поздним цветком» в их дискографии — альбом о 60-х, записанный в прог-роковом тумане 70-х, который по-настоящему оценили лишь в 90-х и 2000-х. Его песни о духовном поиске, одиночестве и принадлежности к «племени» оказались вечными.

«Я всегда гордился этим альбомом, — говорит Таунсенд, — но долгое время не хотел о нем говорить, потому что он не выполнил свою главную задачу — не стал заменой "Tommy" на сцене. Но с 1996 года, когда мы наконец смогли показать его так, как я это задумывал, мой энтузиазм не угасает. Я благодарен, что мы хотя бы смогли записать этот великий альбом».