Он начал рисовать, когда другие дети ещё играли в оловянных солдатиков. Его отец, железнодорожный служащий с прогрессирующим безумием, рвал его рисунки на части в припадках ярости. Позже Эгон Шиле будет учиться у преподавателя, который отказал самому Гитлеру. А потом сядет в тюрьму за «развращающие» картины. Судья публично сожжёт один из его набросков прямо в зале суда. А до этого художник будет заподозрен в причастности к исчезновению 13-летней девочки. И это ещё не все удивительные факты из жизни одного из самых неординарных и скандальных творцов XX века.
Рядом с безумным отцом и безвольной матерью
Эгон Шиле родился в 1890 году в небольшом австрийском городе Тульне, в семье начальника железнодорожной станции. Его отец, Адольф Шиле, вначале считался образцовым служащим: строгим, замкнутым, аккуратным, с особым чувством порядка. Однако со временем в его поведении стали появляться тревожные признаки. Причиной оказался сифилис, который медленно разрушал не только тело, но и рассудок. Болезнь прогрессировала, и домашняя жизнь становилась всё более невыносимой. Отец впадал в истерики, хватал тетради с рисунками сына и яростно разрывал их. В одном из припадков он поджёг комнату, где жил Эгон. Состояние Адольфа ухудшалось стремительно, и вскоре он умер, оставив жену и троих детей без опоры.
Смерть отца стала для Шиле личной катастрофой. Ему было всего 14 лет. Мать, женщина нерешительная и несамостоятельная, оказалась не в силах справиться с ролью главы семьи. С этого момента Эгон будто оказался в пустоте, откуда было только два выхода – замкнуться или рисовать. Он выбрал второе, хотя и не осознавал тогда, насколько важным окажется этот выбор. Он рисовал много, страстно, навязчиво. Его привлекала не гармония, не традиционная красота, а искажённость, тревожность, граница между жизнью и её исчезновением. Эти темы – излом тела, внутренняя неустойчивость, болезненность обнажённой натуры – останутся в его работах до конца.
Его учил человек, который позже не принял Гитлера
В 16 лет Шиле поступил в Венскую академию художеств. Он был самым молодым студентом и уже тогда вызывал у преподавателей противоречивые чувства. Его наставником стал профессор Кристиан Грипенкерль – тот самый, который несколькими годами позже откажет в приёме Адольфу Гитлеру, назвав его неспособным к живописи. От Шиле у профессора тоже болела голова, но по другой причине: молодой художник постоянно выходил за рамки приличий, не хотел следовать правилам и был одержим обнажённым телом.
Шиле быстро разочаровался в скучной академической программе и ушёл. Вместо занятий он всё чаще общался с Климтом – известным венским художником, автором «Поцелуя», любимцем женщин и богемы. Климт стал для него проводником в мир искусства, дал ему первую публику и моделей. Но долго рядом со старшим наставником Шиле не задержался. Его интересовало не золото на полотне, а кожа и тревога под ней. Он начал рисовать нагих женщин, очень юных девушек, себя в провокационно откровенных позах. С этих работ, от которых стыдливо отводили глаза, и началась его скандальная слава.
Тюрьма изменила его, и он бросил возлюбленную
Одной из самых заметных женщин в жизни Шиле была Валли Нойциль. Рыжеволосая натурщица, ранее работавшая у Климта. Она была моложе Эгона на четыре года и безоглядно влюблена в него. Они стали жить вместе, уехали из Вены, долгое время путешествовали по провинции в поиске уединения и вдохновения. Но вместо этого сталкивались с неприятием. Местные жители с ужасом узнавали, что художник рисует обнажённых моделей, в том числе и непозволительно юных. Его картины, которые он развешивал на стенах, вызывали шок. Люди жаловались, хозяева регулярно выгоняли пару, а полиция начала интересоваться Шиле всерьёз.
В 1912 году это привело к скандалу. Шиле приютил у себя 13-летнюю девочку по имени Адель, которая сбежала из дома. Родители подняли тревогу. Эгона арестовали. Его обвинили в неподобающем поведении по отношению к несовершеннолетним. При обыске у него изъяли более сотни рисунков, часть – с детьми в возмутительном, характерном для Шиле, стиле. Один из них судья публично сжёг в зале суда, заявив, что такие картины нельзя даже обсуждать.
Шиле провёл за решёткой почти месяц, часть срока – в одиночной камере. Позже он скажет, что тюрьма изменила его больше, чем учёба в Академии. После освобождения он решил «навести порядок в жизни». Бросил Валли, с которой прожил четыре года, и сделал предложение другой девушке – Эдит Хармс, дочери уважаемых буржуа. Валли он предложил остаться его любовницей. Та молча развернулась и ушла. Спустя несколько лет она умрёт от скарлатины, в одиночестве. Ей было двадцать три.
Написал портрет умирающей жены и умер сам
Родители Эдит Хармс были категорически против брака. Художник с тюремным прошлым, скандальной репутацией и вызывающими работами не соответствовал их представлениям о зяте. Но Эдит настояла. Они поженились в 1915 году. В отличие от Валли, она не стала частью творческого мира Шиле. Хотя и была рядом, в письмах он упоминал её редко и без особого тепла. Даже когда осенью 1918 года жена тяжело заболела, он сообщил об этом наспех, одной фразой.
Эдит была на пятом месяце беременности. У неё диагностировали испанский грипп. Болезнь развивалась стремительно: слабость, высокая температура, сильная головная боль. В последние дни Шиле сделал несколько набросков с образом Эдит. В них – бледное лицо, тонкие черты, хрупкость, которую он редко подчеркивал раньше. Позже искусствоведы заметят: эти рисунки звучат теплее и человечнее, чем его сдержанные письма. Эдит умерла 28 октября. Через три дня умер и сам Шиле. Ему было двадцать восемь. Ребёнок, которого они ждали, погиб вместе с матерью.
Шиле оставил более трёхсот картин и тысячи рисунков. При жизни его называли вульгарным и опасным. После – гением. Сегодня он считается одним из самых пронзительных художников ХХ века. Его автопортреты, изломанные тела, тревожные глаза с холста не дают зрителю спрятаться. Его картины покупают за миллионы, биографы спорят, был ли он откровенным художником или одержимым человеком, нарушающим границы.
Заинтересовала тема? Эти книги помогут углубиться:
- «Художник Эгон Шиле», Стефания Лукас
- «Картинные девушки. Музы и художники: от Рафаэля до Пикассо», Анна Матвеева
- «Почему они все голые? История наготы в искусстве», Юлия Павлоцкая
- «Модерн: Климт, Муха, Гауди», Владимир Баженов
Читайте похожие материалы: