Полотно английского живописца Томаса Джонса Баркера «Невеста смерти» долгое время считалось проклятым. Все потому, что парижане винили картину в смерти всеми любимой принцессы Марии Орлеанской, дочери французского короля.
Как сюжет Баркера стал пророческим, и что стало с картиной, расскажем в этой статье.
Луи-Филипп Орлеанский правил Францией под именем Луи-Филипп I. Его вторая дочь Мария Орлеанская родилась 12 апреля 1813 года. Она получила отличное образование и была поглощена творчеством. В юности всё свободное время принцесса проводила в мастерской, она занималась скульптурой и рисованием. Мария Орлеанская активно сотрудничала с художниками, брала уроки, заказывала картины, поддерживала таланты.
В это же время принцессу готовили к выгодному политическому браку. В 1837 году такой союз был создан. Принц Александр Вюртембергский, племянник короля Вюртемберга, стал мужем Марии. Вопреки утверждению, что короли не могут создавать браки по любви, супружеская жизнь Вюртембергов сложилась счастливо – они полюбили друг друга.
Особенное полотно
Принцесса создала в замке принца Александра настоящий художественный салон. Через год, готовясь к родам, Мария покинула резиденцию мужа, вернувшись в Париж. Она обратилась к бывшему наставнику – опытному и известному художнику Томасу Джонсу Баркеру. Знатные дамы часто заказывали свои портреты перед родами, так было принято.
Однако принцесса Орлеанская хотела, чтобы для нее создали что-то особенное, чарующее и загадочное. В то время многие монаршие особы заказывали свои портреты, но Мария хотела получить аллегорический образ или что-то необычное. Своими идеями она поделилась с Баркером, который обратился к литературе.
Создавая набросок картины, художник вдохновился французской трагической балладой. Главная героиня произведения погибла в ночь накануне собственной свадьбы. Картина получила название «Невеста смерти» и понравилась принцессе. Однако никто даже предположить не мог, что она не увидит финальной версии.
Игры со смертью
30 июля 1838 года принцесса родила сына, которого назвали в честь ее отца. Счастье длилось недолго. Сразу после родов состояние Марии ухудшилось. Медики диагностировали туберкулез легких. В то время чахотку не лечили, это была болезнь всех слоев населения. Через полгода принцесса умерла в Пизе, ей было 25 лет.
Томас Баркер закончил работу и мечтал представить полотно заказчице… В скором времени картина приобрела дурную славу. При дворе шептались, что Мария играла со смертью, поэтому навлекла на себя беду. Кто-то нашел сходство между героиней картины и принцессой. Вскоре известие о том, что Орлеанская предрекла свою судьбу пророческой картиной, разлетелось по всей Франции.
Что стало с полотном
Художник изобразил мертвую девушку в платье невесты. Цвет ее одежды символизирует чистоту и невинность, а фиалки в руке – грусть. Оплакивающий ее жених сидит подле кровати в траурном одеянии. Каждая мелкая деталь несет смысловую нагрузку. Тающая свеча и песочные часы указывают на скоротечность жизни. Собака – символизирует верность, которая объединяла влюбленных.
Художник продал картину младшей сестре Марии – Клементине Орлеанской. Полотно сейчас хранится в галерее Виктории.
Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!