Найти в Дзене
Литрес

Самый дорогой и любвеобильный русский художник XIX века: факты о его знаменитых картинах

Оглавление

Он был не только одним из самых популярных живописцев XIX века, но и, пожалуй, самым романтичным и любвеобильным художником своего времени. Его жизнь была полна страстей, вдохновения, громких успехов и драматических поворотов. Он рисовал царей и красавиц, поражал публику роскошью своих полотен и неизменно оставался в центре внимания – как на выставках, так и в светских салонах. Но за каждым его шедевром стояла муза, а порой – целая история любви. Константин Маковский – герой этой статьи.

Самый дорогой живописец своего времени

К началу 1870-х годов Константин Маковский уже был невероятно востребован. Его картины продавались с молниеносной скоростью, а гонорары соперничали с заработками Айвазовского.

Он был избран придворным живописцем российского царя Александра II. И его приглашали писать первый портрет президента Рузвельта.

Маковский был очень популярен при жизни, особенно среди русской аристократии, и считался модным художником. Его работы продавались как в России, так и за рубежом, а стоили так дорого, что даже известные коллекционеры, в том числе Павел Третьяков, не могли себе их позволить.

Однако художник прославился не только своими полотнами, но и любовными похождениями. Ещё до первого брака у Маковского родилась внебрачная дочь – плод короткой студенческой интрижки. Но настоящая любовь ворвалась в его жизнь в 1867 году, когда он женился на актрисе Александрийского театра Елене Бурковой – утончённой и хрупкой красавице с богемным прошлым и знатным происхождением. Их союз был почти идеален. Общие интересы, взаимная нежность, духовная близость. Елена вдохновляла художника, сопровождала его на балах и в поездках, позировала для портретов. Однако счастье оказалось недолгим: после потери ребёнка её здоровье резко ухудшилось. Врачи диагностировали туберкулёз, и, несмотря на попытку спасти супругу, отправив её в Египет, Маковский вскоре овдовел.

Юная муза – вторая жена

После тяжёлой утраты Маковский недолго оставался в одиночестве. На балу он познакомился с 15-летней Юлией Летковой – девушкой не только поразительной внешности, но и изумительной артистичности. Она мечтала о карьере певицы, но под влиянием старшего на 20 лет художника отказалась от сцены и стала его женой.

-2

Юлия Павловна была настоящей музой для Маковского. Её черты угадываются во многих его работах. Художник писал её постоянно – на исторических полотнах, жанровых сценках и парадных портретах. Среди знаменитых работ того времени – картина «Боярский свадебный пир в XVII веке», за которую Маковский получил награду на Всемирной выставке в Антверпене в 1883 году. На полотне изображены Юлия, её сестра и сын Серёжа – в образах боярынь и молодого боярина.

Картина «Боярский свадебный пир в XVII веке»
Картина «Боярский свадебный пир в XVII веке»

Но семейная идиллия со временем стала рушиться. Болезнь Юлии (плеврит) и вынужденный переезд в Ниццу отдалили супругов. Несмотря на статус женатого мужчины, в жизни Маковского появились другие женщины. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже художник встретил свою третью официальную любовь – юную и жизнерадостную Марию Матавтину, которая была младше почти на 30 лет. Она очаровала Маковского не только красотой, но и восхищением, с которым она относилась к его таланту. В 1891 году у них родился сын. Официальная супруга Юлия узнала о предательстве и потребовала развода, который оформлялся долгих шесть лет и сопровождался громкими тяжбами и большими финансовыми требованиями со стороны обиженной жены.

После развода Маковский официально женился на Марии и узаконил троих детей. Именно Мария, по воспоминаниям современников, стала для него самой любимой спутницей. Её внешность напоминала первую супругу, что, возможно, и привлекло художника, мечтавшего вернуть ощущение юности и вдохновения.

-4

Женщины на холстах

Картины Маковского легко узнать по насыщенным цветам, богатству костюмов и женским лицам, в которых читается не просто красота – а нежность, трепет, любовь. Он писал своих жен, любовниц, вдохновительниц. В работах «Дети художника в костюмах XVII века», «Портрет Юлии Павловны Маковской», «Розы», «Портрет Марии Матавтиной» и многих других – не просто модели, а героини его жизни, память о которых осталась не только в личной биографии, но и в истории искусства.

-5

Трагический финал

Последние годы жизни Маковского были насыщены: творчеством, путешествиями и выставками. Но судьба оборвала его путь неожиданно. В 1915 году, возвращаясь домой на карете, художник попал в аварию: испугавшаяся лошадь понесла, коляска перевернулась, и Маковский получил смертельную травму. Он не пришёл в сознание и вскоре скончался. Его третья супруга Мария прожила без него всего четыре года. Его сын – Сергей Маковский – стал известным поэтом и искусствоведом.

Наследие

Константин Маковский оставил после себя не только сотни произведений, украсивших галереи и частные коллекции, но и образ художника, для которого любовь и искусство были неразделимы. Его жизнь – как большое, чувственное полотно, где каждое лицо – живая история, каждая женщина – муза, которой он дарил портреты – признания в любви.

-6