1920—1930-е
В Советской России все дети получили право на бесплатное образование. Учебники начали издавать на языках национальных меньшинств, а в школах развернулась активная образовательная работа. Школы делились на женские и мужские, дети без родителей попадали в школы-коммуны, где могли учиться и жить. Обучение шло по двухступенчатой системе: первые пять лет считались начальным образованием, а следующие четыре — средним.
1920-е годы стали периодом экспериментов в образовании. Домашние задания отменили, уроки истории заменили на политическую грамоту и обществоведение. Предпринимались попытки внедрить американскую модель обучения, где ученики сами выбирали предметы.
Однако в 1927 году ввели обязательную программу. Основное внимание уделялось русскому языку, математике, химии, черчению, труду и чистописанию. Также включили в программу изучение Конституции СССР.
К концу 1930-х годов основой школьного обучения стала классно-урочная система. Ведущая роль учителя, постоянный состав класса и твёрдое расписание занятий были восстановлены. Вернулась пятибалльная система оценок. Учителя в конце каждой четверти составляли характеристики на учеников, а в конце учебного года проводились проверочные испытания. Двухступенчатое образование сменили на три ступени: теперь для получения среднего образования нужно было учиться десять лет.
1940-е
Во время Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) школы адаптировались к условиям военного времени. Занятия в переполненных классах в тылу проводились в две-три, а иногда и в четыре смены. Перед школами стояли задачи: охватить всех детей школьного возраста, воспитывать патриотизм, обеспечивать физическую подготовку и привлекать школьников к труду для нужд обороны.
С 1942/1943 учебного года во всех школах ввели предмет «Военное дело», который включал начальную и допризывную подготовку в 5—10 классах и военно-физическую подготовку в 1—4 классах. К учебным предметам добавили военно-оборонные темы: в физике — современную технику, в химии — отравляющие вещества и способы защиты от них. Приём в школу начинался с семи лет, вместо восьми. Появились обязательные выпускные экзамены: успешно их сдавшим выдавали аттестат зрелости.
1950-е
В начале 1950-х годов ввели обязательное семилетнее обучение, а в столицах и крупных городах — десятилетнее. Общее число учащихся сократилось, так как в школы поступали дети, родившиеся в годы войны. С 1955/56 учебного года школы перешли на новый учебный план, основанный на принципах «политехнизации». В программу включили ручной труд в 1—4 классах, практические занятия в мастерских и на участках в 5—7 классах, а также практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике в 8—10 классах. В 1954 году отменили раздельное обучение мальчиков и девочек.
1960—1980-е
В 1964 году вернулась десятилетняя система образования, появились спецшколы с углублённым изучением предметов. С 1967 года начали проводить всесоюзные олимпиады школьников — сначала по математике, потом и по другим предметам. Право на бесплатное школьное и высшее образование закрепили в Конституции СССР. Ввели стипендии для студентов-отличников.
Власти начали отходить от акцента на трудовую подготовку школьников, сосредоточив внимание на освоении основ наук. С 1975 года в школьную программу ввели военную подготовку для учеников 9 классов, обязательную летнюю трудовую практику и предмет «Основы Советского государства и права».
На уроках труда школьники могли получить рабочую квалификацию. После успешного прохождения квалификационных испытаний выпускники могли начать работать по специальности. К концу 80-х годов эту систему отменили, а также вернули 11-летнюю школу. В первый класс стали принимать детей с шести лет.
1990-е
В январе 1996 года была принята новая редакция закона «Об образовании», которая закрепила полное среднее образование в качестве общедоступного и бесплатного. Школы получили больше самостоятельности в организации учебного процесса: могли устанавливать пяти- или шестидневную учебную неделю, продолжительность урока (от 35 до 40 минут), вводить собственную систему оценок. В программу добавили новые предметы на выбор: «Основы правоведения», «Эстетика», «Этика», «История и теория религии и атеизма», «История естествознания и техники». Школьную форму отменили.
2000-е — наше время
В школах начали использовать компьютеры, интерактивные доски и мультимедийные учебники. Появились проекты, которые развивали самостоятельность у учеников. В 2001 году введена новая форма выпускных и вступительных экзаменов —Единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Школы стали больше внимания уделять перспективным предметам. Иностранные языки начали изучать со второго класса. Ввели мультимедийные методы обучения, электронные дневники, заочные формы обучения и возможность закончить школу экстерном. В основной школе (5—9 классы) школьники получали базовые знания.
Пандемия Covid-19 2000 года подтолкнула к технологическому скачку в образовании. Школьники освоили новые форматы обучения и контроля знаний с помощью дистанционных онлайн-ресурсов. Школа всё больше переходит в онлайн, появились комфортные альтернативы для социальной и спортивной активности детей. Онлайн-курсы и онлайн-школы становятся всё популярнее. Появляются новые профессии педагогов —«учитель-методист» и «учитель-наставник».
Подписывайтесь на нас:
Телеграм: https://t.me/sovrhistory
ВКонтакте: https://vk.com/sovr.history
Одноклассники: https://ok.ru/sovrhistory