В Европе Средневековья любая женщина рисковала оказаться на костре: слишком красивая, слишком громкая, слишком самостоятельная — поводов хватало. На Руси все выглядело иначе: массовой охоты на ведьм здесь не было, отношение к чародейкам оказалось более сложным и противоречивым. Их могли уважать и обращаться за помощью, но при этом никто не отменял наказаний, порой весьма жестоких.
Сами названия «ведьма» или «колдунья» в народе были не единственными. В разных уголках Руси бытовали десятки слов: знахарка, ведунья, ворожея, кликуша, зелейница, гадала... Каждое отражало отдельную «специализацию». Знахарки лечили травами и отварами, снимали сглаз, помогали искать пропавшее. Колдуньи, по поверьям, общались с нечистой силой и умели не только снимать порчу, но и наводить ее. Ворожея занималась гаданиями, а кликуша могла впасть в припадок или пророчествовать громким криком.
Встречались и мужские аналоги — к чарам допускались не только женщины.
Признаки ведьмы менялись в зависимости от региона. На юге таковыми могли считать молодых и привлекательных вдов, на севере — горбатых старух. Женщину с бородавкой, бельмом на глазу или просто слишком заметной внешностью тоже легко могли заподозрить в колдовстве. На некоторых белорусских землях ведьмой называли любую женщину, которая «умела колдовать», без уточнений.
Дорогие друзья! Если мой контент приносит вам радость и вы хотите поддержать мое творчество, я буду благодарен за вашу помощь. По ссылке вы можете сделать донат. Огромное спасибо за вашу поддержку и внимание!
Как становились ведьмами
Считалось, что дар колдовства можно унаследовать по женской линии. Если мать или бабушка не венчались с мужем в церкви, то их внучка автоматически воспринималась как колдунья.
Другой путь — сделка с темными силами, которая требовала отречения от Христа. Таких женщин называли «учеными» ведьмами.
Образ самой сильной ведуньи в славянском фольклоре хорошо известен каждому — это Баба-яга. Она могла быть помощницей или врагом, хранительницей леса или похитительницей, что отражало двойственное отношение людей к любой колдовской силе.
Уважение и страх: как относились к ведьмам
До крещения Руси чародеев и чародеек воспринимали как необходимых посредников между человеком и силами природы. Даже после распространения христианства деревенские жители продолжали обращаться к ним за помощью: ведьмы лечили болезни, защищали от злых духов, проводили обряды для плодородия и удачи.
Но одновременно с этим существовали и подозрения. Чаще всего ведьм обвиняли в бедах, которые невозможно было объяснить: неурожай, падеж скота, голод. В Ростове в XI веке несколько женщин казнили именно за то, что им приписали вину за неурожай.
Особое место занимали кликуши. Иногда ими называли женщин с эпилепсией или другими заболеваниями, иногда просто слишком эмоциональных и громких. Их наказывали розгами, считая вопли проявлением нечистой силы. Это было скорее отражением страха перед женским гневом и непокорностью, чем борьбой с магией.
Как наказывали ведьм и колдунов
Русская история знала и казни, и пытки. В летописях встречаются упоминания сожжений: в Новгороде в XIII веке на костер отправили четырех женщин, в Пскове — двенадцать. Существовала и «водная процедура»: обвиняемых связывали и бросали в реку. Если человек тонул — его считали невиновным, если всплывал — признавали ведьмой и сжигали. Такая себе альтернатива, не правда ли…
Использовались и пытки железом, и избиения розгами, чтобы «добиться признания». Показательно, что в XVII веке чаще всего наказывали именно мужчин-колдунов. Женщины, несмотря на яркий фольклорный образ ведьмы, реже становились главными фигурами серьезных обрядов.
Законы против колдовства
Преследования за магию на Руси начались с XI века и шли под покровительством церкви. Но в отличие от Европы, где существовали целые трактаты с инструкциями для инквизиторов, на Руси строгого кодекса не было. Наказания варьировались: кого-то могли сжечь, а кому-то могли назначить епитимью — например, строгий пост и чтение молитв.
Решение о казни иногда принимали и князья. Известен случай с Иваном III, который велел утопить женщин, пришедших к его супруге с зельями.
На государственном уровне смертная казнь за колдовство появилась только в середине XVII века при Алексее Михайловиче. Именно с этого времени начались массовые, хотя и не столь масштабные, как в Европе, процессы: в России известно около сотни судебных дел о ведьмах за весь XVII век, тогда как в Европе счет шел на десятки тысяч.
Конец охоты на ведьм
В XVIII веке отношение к колдовству изменилось. Екатерина II отменила смертную казнь за магию, приравняв ведьм к мошенникам. В Европе подобная гуманизация происходила медленнее: последнюю ведьму в Польше казнили только в XIX (!) веке.
Тем не менее, даже после официальной отмены наказаний самосуд сохранялся. В деревнях еще в XIX веке женщин могли обвинить в порче и расправиться с ними без всякого суда. Один из последних известных случаев произошел в 1879 году, когда вдову солдата в Тихвинском уезде заперли в избе и сожгли на глазах у соседей.
Что стоит помнить сегодня
Русская история показывает, что ведьмы занимали особое место в обществе: их уважали за знания и умение помогать, но одновременно боялись и не против были покарать. Массовой охоты на ведьм, как в Европе, действительно не было, но отдельные трагедии случались вплоть до XIX века.
Такое отношение объясняет многое не только о прошлом, но и о культуре в целом. Колдунья могла быть и целительницей, и изгоем, и посредницей между мирами — а общество, как и всегда, металось между доверием и страхом.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.