Найти в Дзене

Выжить в океане: как моряки добывали воду там, где пить ее было нельзя?

Оглавление

Под палящим солнцем — среди бескрайней воды, которую нельзя и глотнуть… Обыденный кошмар для тех, кто выходил в море несколько столетий назад. Пока современные путешественники могут позволить себе купить бутылку воды в любом порту или достать опреснитель на яхте, морякам эпохи парусного флота приходилось бороться за каждый глоток. Причем не в переносном, а в самом буквальном смысле! Запасы быстро заканчивались, вода портилась, бочки протекали, а до берега — недели пути. И в этом хаосе нужно было как-то держаться. Разберем, как люди выживали в условиях, где воды вокруг хоть залейся, а выпить нельзя ни капли?

Дорогие друзья! Если мой контент приносит вам радость и вы хотите поддержать мое творчество, я буду благодарен за вашу помощь. По ссылке вы можете сделать донат. Огромное спасибо за вашу поддержку и внимание!

Когда вода становится валютой

На кораблях парусного флота пресная вода ценилась едва ли не больше золота. Каждый литр шел на строжайший учет, никто не мог просто так подойти к бочке и напиться от души. В среднем на человека выделяли около литра в сутки, причем на все-про-все: от питья до промывания ран. А если начинались перебои, норму урезали вдвое.

Бочки с водой прятали в трюме, что позволяло сохранить их температуру и уменьшить риск заражения. Однако даже в идеальных условиях через несколько недель вода начинала неприятно пахнуть и мутнеть. Иногда до такой степени, что пить ее было возможно, только зажав нос. Отказаться значило умереть от жажды.

Как старались сохранить воду

Теории про микробы тогда никто не знал, но опыт учил. Чтобы вода портилась медленнее, в бочки опускали серебряные монеты или куски металла, иногда добавляли травы с антисептическими свойствами. Такой метод немного работал — серебро действительно тормозило рост бактерий.

Временами воду пытались кипятить, но на корабле это было проблемой. Открытый огонь на судне — риск пожара, а в шторм об этом вообще речи не шло.

-2

Кроме того, от нагрева тухлый привкус исчезал ненадолго.

Почему ром считался не удовольствием, а средством выживания

Алкоголь на судне выполнял не столько развлекательную, сколько санитарную функцию, особенно на британских кораблях. Каждый день морякам полагалась порция рома, разведенного водой — так появился напиток под названием грог. Его выдавали по расписанию, считая не только «антибактериальным средством», но и моральной поддержкой.

Правда, с точки зрения медицины это не лучшая идея, ведь алкоголь обезвоживает организм. Но в условиях, когда выбора не было, лучше слабый-слабый ром, чем тухлая вода или полное ее отсутствие.

Как добывали воду с неба

Дожди для команды становились настоящим спасением! Как только начинался ливень, вся палуба превращалась в импровизированную систему сбора воды. Натягивали паруса, раскладывали холст, подставляли бочки, даже мачты иногда превращали в желоба. По дневникам очевидцев известно, что экипаж во время дождя буквально праздновал. Кто-то танцевал под каплями, другие молились, третьи ловили воду руками. Иногда корабли специально шли навстречу грозовым облакам, рискуя попасть в шторм, но пресная вода стоила этих рисков.

Грязная правда о судовых бочках

Несмотря на все ухищрения, избежать проблем с водой полностью не удавалось. Бочки протекали, гнили, в них заводились черви, внутрь могли попасть крысы или погибшие птицы. Порой жидкости в трюме смешивались с нечистотами и корабельным мусором. Чтобы хоть как-то снизить угрозу, бочки чистили горячим уксусом, обрабатывали щетками, прокаливали на берегу, но жара, влажность и долгие плавания сводили все усилия на нет.

-3

Перегонка морской воды: было ли это возможно?

Опреснять морскую воду люди начали еще в XVI-XVII веках. Примитивные дистилляторы работали по простому принципу: морскую воду кипятили, пар собирали, охлаждали и превращали обратно в жидкость. Чистая вода оставалась в специальной емкости.

Проблема в объемах. За сутки такая установка давала всего 3–4 литра воды, а это ничто для экипажа из сотни человек. К тому же аппараты часто выходили из строя, забивались солью или вообще взрывались.

Позже придумали солнечные дистилляторы, которые работали за счет испарения воды под солнечными лучами. Но в пасмурную погоду эффективность, конечно, падала до нуля.

Как пополняли запасы на берегу

Любое упоминание источника пресной воды тут же наносилось на карту. Иногда маршрут судна менялся именно из-за того, что поблизости обнаруживали ручей или пресноводную бухту. Команды высаживались с ведрами и бочками, но это всегда было опасно: на берегу могли поджидать местные племена, пираты или дикие звери. Чтобы обезопасить водоносную партию, нередко отправляли вооруженный отряд. Известны случаи, когда за пару сотен литров воды корабельная команда устраивала перестрелку. Такова была цена жизни.

И что тогда ели, если воды почти не было?

Рацион на борту был максимально простым и рассчитанным на хранение без жидкости. Основу составляли сухари, галеты, солонина, сушеные бобы и фасоль: все соленое, жесткое, которое можно грызть или размачивать в чем придется. Чай, супы или бульоны — это роскошь. Готовку почти не практиковали: огонь на корабле — риск, особенно в непогоду. Если и варили что-то, то только в спокойную погоду (и вообще желательно на суше) и исключительно в случае крайней необходимости.

-4

Почему борьба за воду — это борьба за власть

На корабле капитан не только руководил движением судна, но и контролировал запасы: кто сколько получит, кто останется без воды в кризисный момент, решал он. За попытку украсть глоток можно было лишиться жизни! За спасенного товарища можно было получить благодарность, а можно и наказание — если нарушил приказ.

Выживание в океане всегда было историей не только о природе и стихии. Это история о власти, дисциплине, страхе и цене одной чашки воды, ведь когда ее нет, все остальное перестает иметь значение.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также: