Ровно 125 лет назад родился прославленный маршал бронетанковых войск Михаил Катуков. Военачальник отличился во время боев под Москвой и Курском, дошел до Берлина. В сегодняшнем материале расскажем, как советский полководец в 1941 году остановил одного из лучших танковых генералов вермахта и что Катуков вспоминал о войне.
Первые бои
Михаил родился 17 сентября 1900 года в подмосковной деревне Большое Уварово. Он окончил начальную сельскую школу с похвальной грамотой и в 1912 году уехал к родственникам в Санкт-Петербург, где работал сначала посыльным в молочном магазине, затем на местных заводах. В 1917 году Катуков участвовал в событиях Октябрьской революции, вскоре вступил в ряды Красной Армии. Свой первый боевой опыт получил на фронтах Гражданской и Советско-польской войн. В межвоенный период прошел путь от стрелка до командира 20-й танковой дивизии.
Великую Отечественную Катуков встретил во время лечения в госпитале. После начала боевых действий он вернулся в свое соединение, участвовал в Приграничном танковом сражении в районе Дубно-Луцк-Броды. Летом 1941 года попал в окружение, с боями прорвался к своим. В августе Катукова назначили командиром новой 4-й танковой бригады, формировавшейся под Сталинградом. Она была вооружена новыми танками Т-34 и КВ-1.
Герой битвы за Москву
В октябре 1941 года немецкие войска прорвали фронт под Вязьмой и Брянском и устремились к Москве. Советское командование начало спешно собирать резервы. В этот критический для нашей страны период требовалось любой ценой задержать врага и выиграть время для обороны столицы. Свежую бригаду Катукова направили на мценское направление, где наступала танковая группа Хайнца Гудериана, одного из наиболее успешных военачальников вермахта. Окрыленный своими предыдущими победами, «Быстрый Хайнц» рассчитывал в кратчайшие сроки прорваться к Москве с юга.
Катуков понимал, что против него действует армия, значительно превосходящая численностью, причем ее ударной мощью были танковые подразделения. Советский генерал решил использовать тактику танковых засад: он приказывал пропускать разведывательные части, дожидаться подхода танковых колонн и внезапно открывать огонь. Такой способ ведения боевых действий привел к большим потерям в рядах противника, а в бригаде Катукова появилось рекордное количество танковых асов. Вот что Михаил Ефимович вспоминал об одном из боев под Мценском:
«Танки ползли медленно, неуклюже переваливаясь на кочках с боку на бок. Гитлеровцы, видимо, не знали системы нашего огня и двигались осторожно. Мы с Кульвинским насчитали примерно 40 танков, множество бронемашин и бронетранспортеров. По спине пробежал неприятный холодок. Но вот напряженную тишину разорвал первый выстрел, затем второй, третий. В гуще танков врага взметнулась в воздух земля. Это открыли огонь малокалиберные пушки мотострелкового батальона.
В бинокль с командного пункта поле боя просматривалось хорошо. Видно было, как танки противника ворвались на позиции батальона и, стреляя, утюжили его окопы. Наступили критические минуты... Прорвав нашу оборону, танки противника могут выйти нам в тыл, и тогда... Даю команду по радио ввести в бой танковые засады. В бинокль вижу, как из-за пригорка выскочило несколько тридцатьчетверок. Сверкает пламя выстрелов. Один за одним, словно наткнувшись на невидимую преграду, застывают гитлеровские машины. А юркие, стремительные тридцатьчетверки выскакивают и выскакивают из-за стогов сена, из-за сараев, из-за кустарников, делают несколько выстрелов и так же стремительно меняют позиции».
В результате Катукову удалось задержать танковую группу Гудериана под Мценском и сорвать планы врага по быстрому захвату Москвы с юга. В середине октября его бригаду перебросили на Волоколамское направление, где сложилась критическая обстановка. Катуков вновь умело организовал оборону, в результате чего противник понес тяжелые потери. В знак особых заслуг перед страной 4-й бригаде Катукова присвоили гвардейское звание. Сам Катуков вскоре был повышен в должности до командира танкового корпуса.
Дойти до Победы
В 1943 году он был назначен командующим 1-й танковой армией (с апреля 1944 года — 1-я гвардейская танковая армия). В составе этого объединения он прошел путь от Курска до Берлина.
Катуков ценил своих подчиненных и до мелочей продумывал действия своего подразделения. Показательный случай произошел осенью 1941 года, когда бригада Катукова совершала марш из Мценска под Кубинку. Вот что вспоминал об этом Михаил Ефимович:
«Встречать бригаду прибыл генерал из штаба фронта. Ему было поручено вывести бригаду на отведенные позиции. Он зашел на мой КП и, передав приказ командованию фронта выйти в район Чисмены, расстелил на столе карту.
— На Чисмену бригада пойдет вот по этой дороге. — Его карандаш прочертил жирную линию.
— Здесь не пройдут не только грузовики, но и тридцатьчетверки, — возразил я.
Дело в том, что обычно по прибытии на новое место мы в первую очередь изучали состояние дорог и мостов, чтобы в случае приказа выступить в новый район, точно зная маршруты следования. Так было и на этот раз. Вот почему с полным знанием реальной обстановки я возразил генералу, что двигаться напрямую из Кубинки в район Чисмены нельзя и что выход один — отправлять машины через Москву, по шоссейным дорогам.
Но генерал стоял на своем. Ошибочное решение может принять каждый. Никто не застрахован от промаха. Но самое неприятное всегда, и особенно на войне, — когда начальник упорствует в своей ошибке, упорствует во имя чести мундира, "авторитета", уязвленного самолюбия. Как дорого иногда это обходится!»
Катуков на свой страх и риск все же отправил по разбитым грунтовым дорогам только бронетехнику, а автотранспорт пустил в обход через асфальтированное шоссе. Ход дальнейших боев под Кубинкой показал правильность принятого им решения — автотранспорт неминуемо бы застрял на проселочных дорогах, и бригада лишилась бы подвоза топлива, продовольствия и боеприпасов. За годы Великой Отечественной Михаил Ефимович Катуков был награжден множеством орденов и медалей, в том числе дважды удостоен звания Героя Советского Союза.
Узнать больше о героях Великой Отечественной вы сможете на экспозиции Музея Победы «Битва за Москву. Первая Победа!»
#МузейПобеды #БитваЗаМоскву