Сегодня у одной из самых великих разработок конструкторского бюро Микояна и Гуревича и у многих любителей авиации большой праздник. Настоящий срок жизни того или иного боевого самолёта начинает свой полноценный отсчёт с момента его первого удачного полета. Ровно полвека назад, 16 сентября 1975 года, Герой Советского Союза и летчик-испытатель Александр Федотов на аэродроме в подмосковном городе Жуковском поднял первый в истории истребитель-перехватчик четвертого поколения МиГ-31. Просто перехватчиком он назывался в ту эпоху, когда его основной задачей была борьба с крылатыми ракетами "Томагавк" и сверхзвуковыми бомбардировщиками В-1В lancer. Позднее каких только воплощений не получал этот поистине легендарный самолёт. Но первые МиГи пополнили так называемый "воздушный спецназ", защищавший Московский промышленный район от натовских и американских планов по "Первому обезоруживающему удару".
Уже очень скоро выяснилось, что благодаря мощной РЛС, и цифровым каналам, МиГ-31 способен выходить далеко за рамки "охотника за "Томагавками". Неоднократно в ходе крупных учений он выступал в роли "летающего штаба", а его мощнейшая на тот момент РЛС с ФАР "Заслон" помогала наводить на цель и другие самолёты. На исходе существования СССР РСК МиГ показало ещё более совершенный МиГ-31М, но в серию он пойти не успел по понятным причинам. В 1994 году были собраны последние "Тридцать первые" на базе планеров, построенных ещё во времена Союза. И теперь выезжаем за счёт того наследства. Но не будем о грустном в праздник.
Американцы, в рамках программ, типа "Нанна-Лугара" в те годы вообще попытались поставить на истории "Тридцать первых" крест, но хоть это у них не получилось. МиГи в постсоветских либеральных изданиях часто называли "неуклюжим наследием советской эпохи", а тем временем оставшиеся энтузиасты на развалинах советского ВПК придумывали новые миссии для упорно не желающего стареть самолета. Хорошая скорость и грузоподъемность, а также высокий практический потолок рождали порой удивительные проекты. От истребителя спутников с комплексом "Контакт" в модификации МиГ-31Д, до вывода на орбиту небольших спутников с экспериментальной версией МиГ-31И (но не той которая сейчас серийная).
"Не смешите наши Искандеры". Похоже, нас ждёт вторая серия польской трагикомедии с дронами
Но настоящий прорыв произошел в декабре 2017 года, когда первые десять МиГ-31К начали боевое дежурство в Южных округах в качестве носителя первой в истории серийной гиперзвуковой ракеты. Гиперзвуковой аэробаллистический комплекс "Кинжал" коренным образом поменял судьбу самолета, и сделал его одним из самых опасных ракетоносцев на планете. Но и в своей первичной роли перехватчика, уже в модификации МиГ-31БМ, "Тридцать первый" не сдает позиций и остается одним из двух наших лучших воздушных бойцов. Боевые счета некоторых летчиков современных МиГов, если верить достаточно достоверным неформальным источникам, уже превзошли достижения советских асов времен Корейской войны. С полувековым юбилеем, Великий самолёт! Пережить его, будучи таким бодрым и востребованным - это дорогого стоит!
Уважаемые читатели "Зеленого края". Наш канал переживает один из самых трудных моментов со дня своего основания. Дзен перекрыл нам доступ к основной читательской аудитории, включая наших подписчиков. Сейчас только ваша помощь помогает нашему ресурсу держаться на плаву. Мы не
пользуемся нейросетью, у нас исключительный авторский контент. Без вашей
поддержки нам просто не выжить. Поддержать нас можно по этой ссылке или номеру карты в первом комментарии. Спасибо, что вы с нами в это непростое для ресурса время!
Заходите к нам на ТГ-канал, там интересно и нет дзеновских драконовских ограничений по тематике. Ждём!