В начале 70-х годов прошлого века Советский Союз наконец достиг ракетно-ядерного паритета с Соединенными Штатами, и что называется, окончательно уравнял шансы. Касалось это не только ракет, но и их носителей, и командных систем, и других элементов того, что сейчас называется ядерной триадой. Оставался лишь один незакрытый вопрос, который волновал и партийное начальство, и военных. Летом 1973 года по рекомендации учёных, связанных с ракетной областью и с подачи Центрального Комитета КПСС в Министерстве Обороны СССР было впервые создано техническое задание "изделия", которое должно было стать адекватным ответом на американскую аварийную ракетную систему AN/DRC-8. Здорово перепугавшись после Карибского кризиса, американцы всерьез задумались о резервном канале экстренной связи на случай внезапного ядерного удара. Он представлял собой их ракеты "Блю Скаут", а затем "Минитмен-2", несшие вместо ядерной боевой части ретранслятор и способные самостоятельно стартовать и отдать приказ на ответный пуск стратегических ударных средств, на случай внезапной гибели политического руководства США или военного командования. По сути это был прообраз будущей советской системы "Периметр", или, как цветисто называли её репортёры - "Мёртвая рука". На боевое дежурство система AN/DRC-8, или Project 279, состоявшая из трёх ракет и пяти командных пунктов, встала в 1963 году. Но это не помешало американцам позднее назвать наш "Периметр" "глубоко безнравственным и аморальным средством", хотя вся его безнравственность заключалась лишь в одном единственном факте. Что он гарантировал ответно-встречный удар по США при любом раскладе, вплоть до полной потери командных и штабных связей и путал карты американцам, рисовавшим в прожектах красивые концепции "быстрого обезоруживающего удара" и "ограниченной ядерной войны".
Разработка отечественной системы растянулась на долгих двенадцать лет и была полностью завершена прямо в канун начала горбачёвской "перестройки". "Периметр" встал на боевое дежурство на 22 года позже своего американского аналога. Его проектирование и ввод в эксплуатацию была окутаны такой завесой секретности, что доподлинно американцы впервые узнали о нём лишь в постсоветские времена, хотя о чём-то таком догадывались. В 1993 году о системе впервые написала Нью-Йорк Таймс, словно давая подсказку всяким комиссиям по разоружению, уничтожавшим наш стратегический арсенал, с чего, собственно, надо начинать. А в период своего наивысшего развития "Мёртвая рука" состояла из нескольких межконтинентальных ракет МР УР-100 с мощными ретрансляторами вместо боеголовок, полностью локализованной контрольно-командной системы и приёмных устройств, которыми оснащались все носители стратегического и тактического ядерного оружия.
Читайте новое: Турция не так давно проводила учебные бои своего С-400 "Триумф" с собственными истребителями Ф-16. Напомним, что из этого вышло.
Это интересно: "Россия серьезно готовится к большой воздушной войне". На западе поразились масштабам начавшейся реорганизации сил ПВО-ПРО России
Принцип запуска "машины судного дня" был тот же, что и у США. Потеря связи с центральным командованием при нанесении внезапного удара вызывала автоматическую ответно-встречную реакцию. Но были у советской разработки и существенные отличия, К примеру, её контрольно-командная счетная машина собирала массу данных: от радиационного фона, до малейших сейсмических сдвигов. Таким образом полностью исключалась возможность трагической ошибки и гарантировалась обязательная ответка, на случай, если кто-то всё же решится на отчаянный шаг. С учётом наличия в Европе таких опасных ракет, как "Першинг-2", очень быстрых и необыкновенно точных для того времени, эта мера явно не казалась лишней. Неудивительно, что едва развалился Союз, американцы моментально попытались внести "Периметр" в разные хитрые и очень мутные "договоры по стратегическому разоружению". Но, как это не парадоксально для тех времен, эту последнюю страховку Пентагону никто в руки не сдал. Систему перевели на ракеты "Тополь" и она словно исчезла. В 2009 году один из якобы разработчиков с КБ "Южного" много чего рассказал о ней популярному журналу Wired. И тогда вновь выяснилось, что "Мертвая рука" никуда не делась, и случись ядерный конфликт с негативным развитием, цитата: "Система будет атаковать автоматически и максимально жестоко".
Читайте ещё: Это будет похлеще, чем "ТОС"-"Буратино". Помимо высокоточных авиабомб, на вооружение ВКС появились "умные" ОДАБы
Читайте также: Русская "стелс-ракета" из бетона. Или как хваленное ПВО НАТО фактически зевнуло "ядерный удар" по Польше старой советской Х-55.
Полвека прошло с момента начала разработки "Периметра", а история повторяется вновь. Придумываются замечательные концепции ведения войны, вроде Prompt Global Strike, или глобального молниеносного удара. Но вот как их осуществить, пока на страже стоит наш родной домотканый "Периметр"? Да он к тому же ещё, судя по данным сразу из нескольких источников, и совершенствуется согласно последним достижениям технического прогресса. Говорят, мол "аморальный и бездушный", но уж какой есть.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!