Найти в Дзене
Инженер идей

Что такое фантастическая задача

Оглавление

Определения важных понятий

1. Реальная задача это задача, основанная на существующих в действительности условиях, требующая практического решения конкретной проблемы с помощью известных методов и ресурсов.

Например, как организовать эффективную доставку товаров из интернет-магазина в пределах города, учитывая пробки, стоимость топлива и график работы курьеров?

2. Изобретательская задача это задача по созданию совершенно нового объекта или процесса из имеющихся средств (из уже созданных технологий).

Цель в изобретательской задаче всегда кажется фантастической, но средства и ограничения реальные.

Например, как спроектировать обыкновенный рюкзак, который будет всегда одного размера и будет вмещать предметы с общим объёмом больше объёма рюкзака, используя известные человечеству технологии?

3. Фантастическая задача исследовательская задача, в которой на основе невозможного или маловероятного допущения (фантастической гипотезы) моделируются и анализируются его последствия для неорганических объектов, для органической жизни, для человека, для общества или для техники.

Например, что произойдёт с мировой экономикой, понятием работы и личной жизнью, если будет изобретён универсальный репликатор.

Задачи из других миров

Есть что-то глубоко человеческое в нашей любви к головоломкам. Мы с упоением ищем выход из запертой комнаты в квесте, вычисляем убийцу в детективном романе или просто пытаемся понять, как собрать шкаф. Но стоит лишь поместить задачу в необычные, захватывающие условия, как она становится необычайно увлекательной.

Представьте не просто убийство, а убийство в герметичном отсеке космического корабля, где подозреваемые — три инопланетянина, один из которых физически не способен лгать. Наш мозг загорается от восторга. Мы обожаем решать задачи в фантастическом антураже.

Но вот в чём загвоздка. Люди привыкли считать, что все эти задачи из других миров — одного поля ягоды. Нам кажется, что разница между логической головоломкой о марсианском воре и философским вопросом о последствиях вечной жизни — это лишь вопрос масштаба, как разница между спринтом и марафоном. Но что, если это не так? Что, если это совершенно разные виды умственной деятельности, как футбол и шахматы? Является ли детектив на космической станции, где нужно лишь применить старую добрую дедукцию, тем же самым, что и мысленный эксперимент, заставляющий нас представить, как изменится само понятие любви в мире, где люди научились читать мысли?

Эта статья о скрытом, но фундаментальном различии, которое мы часто упускаем из виду. Мы проведём чёткую границу между задачами, которые лишь наряжены в костюм фантастики, и теми, что являются фантастикой по своей сути. Первые — это увлекательные тренажёры для нашей логики. Вторые же — это нечто гораздо большее: мощнейший инструмент для исследования будущего, человеческой природы и тех невероятных путей, по которым может пойти наша цивилизация. Это не только развлечение, но и репетиция перед встречей с неизвестным.

Что мы называем задачей?

Прежде чем отправимся в путешествие по чужим мирам, давайте на секунду остановимся и договоримся о терминах. Что такое, в сущности, задача? На первый взгляд, ответ кажется очевидным. Но, как это часто бывает с очевидными вещами, стоит присмотреться к ним поближе, и они раскрываются с неожиданной стороны. Любая задача, от варки утреннего кофе до запуска ракеты на Юпитер, состоит из трёх невидимых, но абсолютно реальных компонентов.

Первый компонент — это цель. Это тот самый желаемый результат, маяк, к которому мы стремимся. Сварить вкусный кофе. Добраться до Юпитера. Найти убийцу. Цель — это ответ на вопрос «Что я хочу получить в итоге?». Без цели нет и задачи, есть лишь хаотичное движение.

Второй компонент — это средства. Это наш ящик с инструментами, всё то, что мы можем использовать для достижения цели. Кофемолка и турка. Ракетное топливо и законы небесной механики. Дедуктивный метод и показания свидетелей. Средства — это ответ на вопрос «Что у меня есть для решения?».

И, наконец, третий, самый важный для нашего разговора компонент — это ограничения. Это правила игры, те невидимые стены, которые очерчивают поле наших возможностей. «У вас есть только пять минут на приготовление кофе». «Бюджет вашей космической программы ограничен». «Убийца — один из присутствующих в комнате». «Решение надо искать только по таким-то правилам». Ограничения — это ответ на вопрос «Чего я делать не могу?».

Цель, средства и ограничения. Эти три элемента образуют невидимый каркас любой задачи. И, как мы скоро увидим, именно то, что мы помещаем внутрь этого каркаса, и определяет, имеем ли мы дело с простой головоломкой в красивой обёртке или с чем-то неизмеримо более сложным и важным.

От реальности к воображению

Итак, у нас есть каркас: цель, средства, ограничения. Теперь давайте посмотрим, как он ведёт себя в разных ситуациях. Можно представить все задачи в виде некоего спектра, на одном конце которого находится твёрдая, осязаемая реальность, а на другом — безграничные просторы воображения.

Начнём с самого понятного края. Здесь живёт реальная задача. Её определение звучит так: это задача, основанная на существующих в действительности условиях, требующая практического решения конкретной проблемы с помощью известных методов и ресурсов. «Как организовать эффективную доставку товаров из интернет-магазина в пределах города, учитывая пробки, стоимость топлива и график работы курьеров?» — вот её идеальный пример. Всё предельно конкретно.

Сделаем шаг в сторону, и мы окажемся в мире изобретательской задачи. Вот здесь начинается самое интересное. Это задача по созданию совершенно нового объекта или процесса из уже имеющихся средств. Её цель всегда кажется немного фантастической, но средства и ограничения — абсолютно реальны. Вспомните Стива Джобса, который хотел уместить компьютер в кармане. Фантастическая цель? В то время — безусловно. Но средства (существующие микросхемы, дисплеи, аккумуляторы) и ограничения (законы физики и технологии того времени) были вполне земными.

А теперь сделаем ещё один шаг, решающий. Мы отрываемся от земли. Мы входим в область, где ограничения диктует не реальность, а воображение. Здесь мы впервые сталкиваемся с задачей в фантастических декорациях. И именно тут скрывается первый и самый распространённый тип интеллектуальной иллюзии, с которой мы и будем разбираться.

Задача в фантастических декорациях

Откроем страницы классического детектива. Уютный загородный особняк, бушует метель, телефоны не работают. В библиотеке находят тело хозяина дома, а в комнате заперты пять человек, у каждого из которых есть мотив. Нам нужно вычислить убийцу. Это стандартная логическая задача, завёрнутая в элегантную упаковку.

А теперь заменим декорации. Вместо особняка — герметичный отсек космической станции у границ туманности Андромеды. Вместо хозяина дома — командир корабля. Вместо пяти гостей — пять членов экипажа, среди которых один — скрытый андроид-саботажник. Задача изменилась? Ни на йоту. Мы всё ещё имеем дело с той же самой головоломкой «о запертой комнате». Космический антураж — это лишь обои, великолепные, захватывающие, но всего лишь обои.

Это и есть суть задачи в фантастических декорациях. Мы берём стандартную задачу (а по сути, берём реальную или изобретательскую задачу) — логическую, математическую, этическую, инженерную — и помещаем её в вымышленный мир. Фантастика здесь работает как специя: она делает блюдо интереснее, но не меняет его основной ингредиент.

Главный тест для такой задачи предельно прост: попробуйте мысленно «раздеть» её, убрать весь фантастический антураж. Замените «бластер» на «пистолет», «телепат» на «опытный психолог», «варп-двигатель» на «парусник». Если после этого суть головоломки осталась прежней, перед вами именно задача в фантастических декорациях. Её цель — найти ответ, используя уже существующие, хорошо знакомые нам инструменты: дедукцию, математические расчёты или классические этические теории. Это увлекательный тренажёр для ума, но он лишь просит нас применить старые навыки в новых, экзотических обстоятельствах.

Фантастическая задача как исследование

А теперь давайте вернёмся на нашу космическую станцию. Тело командира всё ещё лежит на полу, андроид-саботажник вычислен и обезврежен. Задача в декорациях решена. Но что, если мы зададим другой вопрос? Не «кто это сделал?», а «что будет дальше?». Что произойдёт, если технология создания неотличимых от человека андроидов станет общедоступной? Как изменится само понятие доверия? Как мы будем строить семьи, вести бизнес, воевать, если в любой момент наш лучший друг, партнёр или даже ребёнок может оказаться машиной?

В этот момент мы перестаём быть следователями и становимся исследователями. Мы переходим от решения головоломки к постановке фантастической задачи.

Её определение звучит так: это исследовательская задача, в которой на основе невозможного или маловероятного допущения (фантастической гипотезы) моделируются и анализируются его последствия для неорганических объектов, для органической жизни, для человека, для общества и/или для техники. Если задача в декорациях спрашивает «как?», то фантастическая задача спрашивает «что, если?..».

В отличие от головоломки, её невозможно «раздеть». Уберите из неё фантастическое допущение — и задача просто исчезнет, потому что она целиком и полностью построена вокруг него. Её цель — исследовать последствия: сценарии или неразрешимые моральные дилеммы. Что произойдёт с мировой экономикой, понятием работы и личной жизнью, если будет изобретён универсальный репликатор? Как изменится система правосудия, если появится технология чтения мыслей?

Это уже не тренажёр для применения старых навыков. Это симулятор для выработки новых. Фантастическая задача заставляет нас не вычислять ответ по известной формуле, а пытаться написать саму формулу для мира, который ещё не существует. Это не проверка знаний. Это проверка воображения.

Два разных инструмента

Итак, теперь различие становится кристально ясным. Допустим, есть два инструмента в ящике плотника. Один — это идеально заточенная стамеска. Другой — это карандаш и чистый лист бумаги. Оба полезны, но созданы для совершенно разных целей.

Задача в фантастических декорациях — это стамеска. Это инструмент для точной, сфокусированной работы. Вы берёте её, когда у вас уже есть материал (известные правила логики, математики, этики, физики, биологии и т. д.) и вам нужно придать ему определённую форму (найти единственно верный ответ). Фантастика в данном случае — это экзотическая порода дерева, на которой вы работаете. Она делает процесс увлекательнее, но сама работа остаётся прежней — вы применяете отточенный навык. Вопрос «Кто из членов экипажа саботировал систему жизнеобеспечения?» — это задача для стамески.

Фантастическая задача — это карандаш и бумага. Это инструмент для проектирования, для исследования, для создания чертежа того, чего ещё не существует. Цель здесь не в том, чтобы что-то выточить, а в том, чтобы исследовать последствия, нарисовать карту нового, неизведанного мира. Вы не ищете один ответ, вы набрасываете десятки возможных сценариев, соединяете их линиями причин и следствий, стираете и рисуете заново. Вопрос «Как изменится общество, если саботаж станет неотличим от человеческой ошибки, потому что андроиды стали частью нашей жизни?» — это задача для карандаша и бумаги.

Первый инструмент оттачивает нашу способность находить решения в заданных рамках. Второй — тренирует нашу способность представлять, как изменятся сами эти рамки. И хотя оба могут быть завёрнуты в одну и ту же блестящую обёртку из звездолётов и инопланетян, по своей сути они служат совершенно разным, хотя и одинаково важным, целям.

Развлечение: средство, а не цель

В этот момент у вдумчивого читателя может возникнуть резонный вопрос: а как же развлечение? Разве мы читаем фантастику не для того, чтобы отдохнуть, погрузиться в захватывающий сюжет и на время забыть о реальности? Не сводит ли этот строгий анализ волшебство жанра к сухому «исследованию последствий»?

Вовсе нет. Здесь важно понять тонкую, но ключевую разницу между средством и целью. Развлечение в хорошей фантастике играет ту же роль, что и сахарная оболочка на горькой, но необходимой таблетке. Это не само лекарство, но именно оно помогает его проглотить.

Захватывающий сюжет, яркие персонажи, невероятные миры — всё это средства, которые автор использует, чтобы привлечь и удержать наше внимание. Космические сражения в «Звёздных войнах» — это великолепное зрелище, но оно служит лишь для того, чтобы мы с большим интересом следили за вечной борьбой добра и зла, свободы и тирании. Юмор в «Автостопом по галактике» заставляет нас смеяться до слёз, но сквозь этот смех мы вдруг начинаем видеть абсурдность наших собственных социальных ритуалов и бюрократии.

Развлечение — это наживка, на которую автор ловит наше внимание. Но поймав его, он не отпускает, а ведёт нас дальше, вглубь сложной исследовательской задачи.

Если фантастика сведётся только к развлечению, к бесконечной смене ярких картинок и спецэффектов, она рискует остаться лишь набором задач в красивых декорациях. Она потеряет свой главный потенциал.

Глубина появляется именно в тот момент, когда за блеском лазерных мечей мы начинаем видеть сложную моральную дилемму, а за приключениями на далёкой планете — острое размышление о нашем собственном обществе.

Тренажёр исследователя

Итак, к чему мы пришли? Разница между задачей в фантастических декорациях и настоящей фантастической задачей — это не только вопрос терминологии, а понимание разницы между двумя фундаментально разными способами мышления.

Когда мы решаем логическую головоломку на борту звездолёта, мы тренируем нашу способность действовать внутри существующих правил. Мы оттачиваем логику: дедукцию, сравнение, умение анализировать факты и др. Это чрезвычайно полезный навык, который помогает нам ориентироваться в уже известном мире.

Но когда мы пытаемся ответить на вопрос «что, если?..», мы делаем нечто совершенно иное — тренируем воображение, системное мышление и эмпатию. Мы учимся моделировать сложные, взаимосвязанные системы, предсказывать неочевидные последствия и ставить себя на место людей, живущих в мире, который кардинально отличается от нашего, то есть репетируем будущее.

И в XXI веке, когда темп технологических и социальных изменений ускоряется с каждым днём, этот второй навык перестаёт быть просто интеллектуальным развлечением.

Способность решать фантастические задачи — серьёзно и вдумчиво моделировать последствия невероятных, но потенциально возможных событий — становится жизненно важной компетенцией.

Фантастика из эскапистского жанра превращается в важнейший тренажёр исследователя. Она учит не бояться перемен, а думать о них. А в наше время это, пожалуй, самый ценный урок из всех.

ТГ-Канал «Микрофантастика»

Инженер идей