Найти в Дзене
Lace Wars

Старец Горы и его райские ассассины

Оглавление

Три друга и расколотый мир

Легенда, красивая, как персидский ковер, и, скорее всего, такая же вытканная из домыслов, гласит, что в XI веке в медресе славного города Нишапура за одной партой сидели три юноши. Они были неразлучны и поклялись друг другу, что тот, кто первым добьется успеха, обязательно поможет остальным. Жизнь, как водится, раскидала их по разным дорогам. Один, Низам аль-Мульк, стал великим визирем могущественной Сельджукской империи, фактически управляя государством железной рукой. Второй, Омар Хайям, прославился на века как гениальный поэт, математик и астроном, воспевавший вино и бренность бытия. Третий же, Хасан ибн Саббах, выбрал путь тени и кинжала, став тем, кого крестоносцы с суеверным ужасом назовут Старцем Горы, — создателем первого в истории террористического государства. Эта история о школьной дружбе, скорее всего, выдумка, но она идеально отражает суть эпохи: три гения, три пути, три мировоззрения, которым суждено было столкнуться в смертельной схватке. Чтобы понять, почему их пути так разошлись, нужно заглянуть вглубь веков, к самому сердцу ислама, где в 632 году после смерти пророка Мухаммеда образовалась первая и самая глубокая трещина.

Вопрос о преемнике, халифе, расколол мусульманскую общину надвое. Большинство, получившее название сунниты, считало, что халифа нужно избирать из числа самых достойных. Меньшинство же, шииты (от «шиат Али» — «партия Али»), утверждало, что власть может принадлежать только прямым потомкам Пророка через его двоюродного брата и зятя Али. Этот спор был не просто о власти, а о самой природе божественного откровения. Сунниты победили. Али стал лишь четвертым халифом, и его правление было недолгим и закончилось предательством, оборвавшим его жизнь. Его сыновья, внуки Пророка, также пали в неравной борьбе. Для шиитов это стало незаживающей раной, символом вечной несправедливости. Они ушли в духовное подполье, ожидая прихода скрытого имама, Махди, который вернется в конце времен и восстановит справедливость.

В этой атмосфере вечного ожидания и тайных заговоров в VIII веке от шиизма откололась еще одна ветвь — исмаилиты. Они не согласились с официальной линией передачи имамата и признали своим седьмым имамом Исмаила, старшего сына шестого имама, которого собственный отец лишил права наследования за радикализм и опасные идеи о равенстве. Исмаилиты превратились в тайное общество, настоящую революционную партию Средневековья. Их проповедники-даи, как пауки, плели сеть по всему мусульманскому миру. Они создали сложную иерархическую систему с несколькими ступенями посвящения. Новообращенному сначала объясняли захир — внешний, буквальный смысл Корана, а затем, по мере его продвижения, открывали батин — тайный, эзотерический смысл, доступный лишь избранным. Эта доктрина позволяла им трактовать священные тексты так, как было выгодно их целям, и превращала их последователей в фанатично преданных адептов, готовых на все ради своей веры. Именно в эту кипящую смесь ереси, политики и мистицизма и шагнул молодой, блестяще образованный и невероятно амбициозный перс — Хасан ибн Саббах.

Путь проповедника

Хасан ибн Саббах родился в городе Кум, центре шиитского богословия в Персии, в семье шиитов-двунадесятников (тех, кто признавал двенадцать имамов). С юности он проявлял ненасытную жажду знаний, изучая богословие, философию, геометрию и астрономию. В 17 лет он встретил странствующего проповедника-исмаилита, и эта встреча перевернула его жизнь. Тайные доктрины исмаилизма, их строгая организация и революционный пыл захватили его воображение. В 1072 году, в возрасте 21 года, он принес клятву верности исмаилитскому имаму, которым в то время был фатимидский халиф в Каире.

Его таланты были быстро замечены. Глава исмаилитов Персии сделал его своим помощником, и Хасан с головой ушел в подпольную работу, путешествуя по стране и вербуя новых сторонников. В 1078 году он предпринял долгое и опасное путешествие в Египет, центр исмаилитской мысли и власти. Однако то, что он увидел в Каире, его глубоко разочаровало. Фатимидский двор погряз в роскоши и дворцовых интригах. Могущественный визирь фактически отстранил халифа от власти и не терпел конкуренции. Хасан, с его радикализмом и несгибаемой волей, быстро нажил себе врагов. Он открыто поддержал старшего сына халифа, Низара, в качестве будущего наследника, чем вызвал гнев всесильного визиря, у которого были свои планы на престол. В итоге Хасана сначала заключили в темницу, а затем выслали из страны.

Это путешествие стало для него поворотным моментом. Он понял, что на прогнивший каирский режим полагаться нельзя. Спасение и истинный ислам нужно строить своими руками, на своей земле. Он вернулся в Персию, но уже не как простой проповедник, а как человек с четким планом. Его целью стало создание независимого исмаилитского государства прямо в сердце вражеской территории — Сельджукского султаната. В это время Персией правили турки-сельджуки — ревностные сунниты, которые считали персов-шиитов людьми второго сорта, а исмаилитов — опаснейшими еретиками, чье учение следовало пресечь любой ценой. Правил империей султан Мелик-шах, но реальная власть была сосредоточена в руках его визиря, того самого Низама аль-Мулька, легендарного «школьного друга» Хасана. Низам аль-Мульк был гениальным администратором и убежденным сторонником абсолютной монархии. В своем знаменитом трактате «Сиясатнаме» («Книга о правлении») он писал, что главная задача государя — поддерживать порядок и решительно пресекатьющую стабильности трона. Для него исмаилиты были раковой опухолью на теле империи. Во второй половине 1080-х годов он обрушил на них всю мощь государственных репрессий. Два бывших «друга» стали смертельными врагами. Один строил империю, другой готовился ее разрушить.

Орлиное гнездо

В самый разгар гонений Хасан ибн Саббах начал искать место для своей будущей цитадели. Ему нужна была не просто крепость, а неприступное гнездо, из которого он мог бы, как орел, обозревать окрестности и наносить удары по врагам. И он нашел такое место. На севере Персии, в горах Эльбурс, на вершине одинокой скалы высотой более двух тысяч метров, стояла древняя крепость Аламут, что в переводе означало «Орлиное гнездо». Это было идеальное убежище. Крепость господствовала над единственной плодородной долиной в округе, а со всех сторон ее защищали отвесные скалы, глубокие ущелья и бурные горные реки. Единственная узкая тропа, ведущая наверх, легко простреливалась. Захватить такую крепость штурмом было практически невозможно.

Но Хасан и не собирался ее штурмовать. Он решил взять Аламут своим излюбленным оружием — словом и хитростью. В течение двух лет его проповедники-даи тайно работали в окрестных деревнях, обращая местных жителей в исмаилизм. Затем один из них, Хусейн Каини, проник в сам Аламут и постепенно переманил на свою сторону большую часть гарнизона. Когда почва была подготовлена, Хасан тайно прибыл в крепость под чужим именем. Комендант, некий Алави Махди, назначенный сельджуками, со временем понял, что его собственный гарнизон ему больше не подчиняется. Он попытался выгнать Хасана, но солдаты отказались повиноваться. 4 сентября 1090 года комендант сдался. Хасан, не пролив ни капли крови, стал полноправным хозяином Аламута. В качестве жеста великодушия он выдал свергнутому коменданту грамоту на 3000 золотых динаров в качестве платы за крепость. С этого дня на вершине горы родилось новое государство — государство низаритов-исмаилитов.

Обосновавшись в Аламуте, Хасан превратил его в неприступный оплот и интеллектуальный центр. Он построил библиотеки и обсерватории, организовал запасы продовольствия, которых могло хватить на годы осады, прорыл сложные системы каналов для водоснабжения. Отсюда он руководил своей сетью агентов, которые захватывали другие замки в горах Персии и Сирии, создавая целое государство-архипелаг, не имеющее сплошной территории, но связанное единой волей своего повелителя. Сам Хасан, по свидетельствам, до конца своей жизни больше ни разу не спускался со скалы Аламута. Он вел жизнь крайнего аскета, проводя дни в молитвах, чтении и планировании. Он установил в крепости жесточайшую дисциплину. За малейшие нарушения — например, за игру на флейте или употребление вина — следовало суровое наказание. Говорят, он даже приказал казнить двух своих сыновей: одного за пьянство, другого — по ложному обвинению в причастности к убийству одного из проповедников. Он требовал от своих последователей полного, абсолютного подчинения. И он его получил.

Кинжал как главный аргумент

Низам аль-Мульк был в ярости. Появление этого еретического гнезда прямо под боком у империи было для него личным оскорблением. Он отправлял против Аламута одну армию за другой, но все было тщетно. Сельджукские воины разбивались о неприступные скалы. В 1092 году войско эмира Арслан-Таша несколько месяцев безуспешно осаждало крепость, гарнизон которой состоял всего из 60-70 человек. Когда у осажденных начали заканчиваться припасы, Хасан послал сигнал своим сторонникам в окрестностях. Ночью небольшой отряд из 300 исмаилитов внезапно атаковал лагерь осаждавших. Огромная сельджукская армия, застигнутая врасплох, в панике бежала.

Хасан понимал, что в открытом бою ему никогда не победить гигантскую военную машину Сельджуков. Его сила была в другом. Он решил перенести войну на территорию врага и бить не по армиям, а по головам. Его оружием стал индивидуальный террор, направленный против ключевых фигур вражеского режима. Это была форма асимметричной войны, психологическое оружие, сеявшее страх и паранойю в самых высоких эшелонах власти. Первой и главной целью, разумеется, стал его старый «друг» — визирь Низам аль-Мульк.

Для выполнения этих смертельных миссий Хасан создал специальный отряд фанатиков-смертников, известных как фидаи (жертвующие собой). Это были молодые люди, прошедшие специальную подготовку и готовые отдать жизнь по первому слову своего господина. Одним из таких добровольцев стал юноша по имени Бу Тахир Аррани. 10 октября 1092 года, во время священного месяца Рамадан, он, переодетый в рубище суфийского дервиша, приблизился к паланкину визиря, который возвращался из поездки. Охрана, не увидев угрозы в смиренном мистике, пропустила его. Подойдя вплотную, Аррани выхватил спрятанный кинжал и нанес визирю несколько смертельных ударов. Взбешенная стража тут же изрубила убийцу на куски, но было уже поздно. Могущественнейший человек империи был мертв. Это событие потрясло весь мусульманский мир. Это был первый в истории задокументированный акт политического терроризма, совершенный смертником.

Именно с фидаи связана самая известная и зловещая легенда об ассасинах — легенда о «райском саде». Ее впервые рассказал европейцам венецианский путешественник Марко Поло, побывавший в Персии уже после разгрома Аламута. По его словам, Старец Горы одурманивал молодых послушников гашишем (отсюда и пошло слово хашашины, которое крестоносцы превратили в «ассасины»), а затем спящими переносил их в тайный сад. Там юноши просыпались среди роскошных цветов, фонтанов с вином и молоком, в объятиях прекрасных дев-гурий. Проведя там несколько дней, они верили, что побывали в настоящем раю. Затем их снова усыпляли и возвращали обратно. После такого опыта они были готовы на все, чтобы вернуться в рай, а единственный путь туда лежал через мученическую смерть во имя своего господина. Современные историки считают эту историю выдумкой, вражеской пропагандой. Преданность фидаи была основана не на наркотиках и галлюцинациях, а на глубочайшей религиозной вере и полном доверии своему имаму. Но легенда оказалась невероятно живучей. Она создала вокруг Старца Горы и его последователей ореол мистического ужаса, который был не менее действенным оружием, чем их отравленные кинжалы.

Государство убийц и его закат

Убийство Низама аль-Мулька стало началом конца для великой Сельджукской империи. Всего через месяц умер и султан Мелик-шах. Страна погрузилась в хаос междоусобных войн между его наследниками. Хасан ибн Саббах умело использовал эту смуту, расширяя свои владения и укрепляя влияние. В 1094 году произошел еще один важный раскол, на этот раз в самой исмаилитской среде. После смерти фатимидского халифа аль-Мустансира в Каире его визирь возвел на трон младшего сына, аль-Мустали, в обход старшего, Низара, которого поддерживал Хасан. Низар поднял восстание, проиграл и был казнен. В ответ на это Хасан ибн Саббах разорвал все отношения с Каиром и провозгласил, что истинная линия имамов теперь продолжается через (никогда не существовавшего) потомка Низара. Так его последователи стали известны как низариты. Они стали полностью независимым государством со своей собственной религиозной доктриной.

Хасан ибн Саббах умер в 1124 году, после 34 лет безраздельного правления в Аламуте. Перед смертью он назначил себе преемника, и созданное им государство просуществовало еще более 130 лет. Его наследники, известные как Старцы Горы, продолжали политику террора, и их кинжалы настигали не только сельджукских визирей и эмиров, но и знаменитых крестоносцев, таких как Конрад Монферратский, король Иерусалима. Они создали разветвленную шпионскую сеть, их агенты проникали ко дворам всех правителей Ближнего Востока. Слово «ассасин» стало синонимом наемного убийцы.

Но всему приходит конец. В XIII веке на Ближний Восток обрушилась новая, невиданная сила — монголы. Внук Чингисхана, Хулагу, получил приказ уничтожить два последних оплота сопротивления в регионе: халифат Аббасидов в Багдаде и государство низаритов в Персии. В 1256 году огромная монгольская армия осадила Аламут. Монголы не штурмовали крепости в лоб. Они привезли с собой китайских инженеров и построили гигантские осадные машины, которые методично разрушали стены. Последний правитель Аламута, понимая безнадежность сопротивления, сдался. Хулагу приказал разрушить крепость до основания, а все ее жители, включая женщин и детей, были вырезаны. Уникальная библиотека Аламута, хранившая бесценные знания исмаилитов, была сожжена. Та же участь постигла и остальные низаритские замки. Против монгольской военной машины, не знавшей жалости и страха, тактика одиночного кинжала оказалась бессильной. Государство ассасинов было стерто с лица земли. Но их мрачная легенда пережила века, став вечным напоминанием о том, как вера, доведенная до фанатизма, может превратиться в смертоносное оружие.

Военачальники - Истории о полководцах разных эпох

Дела монаршие - Все могут короли, все могут короли... Про любовь, войну, горе и радость монарших особ

Загадки истории - Все загадочное и интригующее из глубины веков

История военного дела - Продолжение политики иными средствами

Исторические курьезы - Разное забавное из истории нашего шарика

Библия, история, наука - Библейские сюжеты в контексте истории и науки

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера

Горы
2305 интересуются