Она с детства говорит на гэльском – в Ирландии осталось лишь несколько общин, где знают этот язык. Обожает церковные гимны, звуки природы, живёт в старинном замке и за всю жизнь не дала прессе ни единого повода для сплетен.
Любит кошек, вино, рестораны, сэндвичи, кино, медитировать, читать, красиво одеваться, гулять по берегу океана. Слушает классическую музыку, предпочитая Рахманинова другим композиторам, и часто посещает оперу.
Её называют «принцессой Галадриэль», «эльфийской девой» и «ангелом вересковых полей». Неудивительно, учитывая, что она родилась в деревушке Дор-Бартли графства Донегол, в области с напевным названием Гуидор – звучит совсем по-эльфийски, правда?
Три слова характеризуют её лучше всего: безупречность, честность, романтизм.
Астероид, прежде обозначенный как № 6433, 26 июня 1996 года получил её имя – Enya.
Одна из девятерых
Э́ния Патриша Ни Бреннан (ирл. Eithne Pádraigín Ní Bhraonáin) родилась 17 мая 1961 года в многодетной семье. У неё четверо братьев и четыре сестры Maire, Ciaran, Pol, Deirdre, Leon, Bartley, Olive и Bridin. Местность на северо-западе Ирландии, где певица появилась на свет, до сих пор считается малонаселённой: дома рассеяны на обширных территориях, и чтобы прийти в гости к ближайшему соседу, нужно проделать долгий путь.
Природа царит в тех краях во всей своей первозданной мощи и красоте: горные цепи сменяются мрачными болотами, поросшими камышом, вересковые степи соперничают с бескрайними пространствами Атлантического побережья.
Здесь, в тихой и укрытой от рокота цивилизации колыбели ирландской культуры, до сих пор звучит кельтская речь и старинные песни.
Ní Bhraonáin переводится как «дочь Бреннанов». Отец Лео (Leo) владел местным пабом с незамысловатым названием «Таверна Лео», пел гимны и увлекался сочинительством кельтских баллад, мать Баба (Baba) преподавала музыку в местной Gweedore Comprehensive School. Дети росли, окружённые прекрасными мелодиями и напевами – неудивительно, что все они музыкально одарены.
Английский язык Эния, говорившая только на гэльском, начала изучать лишь в школе, а заниматься музыкой – и того раньше. Уроки игры на фортепиано и интерес к классическим произведениям не затмили любовь к традиционному народному творчеству.
В 1968 году двоюродные дяди Энии Патрик Дуган и Ноэль Дуган (Padraig Dugain и Noel Dugain) совместно с её старшими братьями Кироном и Полом (Ciaran и Pol) создали группу под названием An Clann As Dobhar, впоследствии сокращённом до Clannad, что в переводе означает «клан». Вокальные партии исполняла Мойя (Maire) Бреннан, а в 1980 году к сестре присоединилась Эния, которая пела и играла на клавишных.
Даже если вы не являетесь поклонниками кельтского фолка и нью-эйдж, музыка группы многим из вас наверняка знакома: коллективом созданы и записаны великолепные саундтреки к английскому сериалу «Робин из Шервуда» (1983-1985).
Как бы ни был хорош сериал, его поклонники отдельно отмечают волшебную музыку, которая словно погружает в атмосферу Средневековья, рождая в воображении сюжеты героических баллад и старинных преданий.
А у меня всегда в закладках ещё одна любимая композиция Clannad, вот эта:
Продюсером группы стал Ники Райан – именно ему мы обязаны тем, что узнали Энию как сольную исполнительницу, услышали музыку и манеру исполнения, которая отличалась от всех доселе известных течений и стилей. Ники покинул коллектив в 1982 году по окончании европейского турне, вслед за ним ушла Эния.
«Это было весело, но в музыкальном плане меня ничего не связывало. Всё сочиняли и аранжировали мои братья, так что я всегда себя ощущала временной», – признаётся она.
Хор ангелов
Ники Райан, его жена Рома – автор текстов песен – и Эния: так выглядит простая формула успеха. Вот только простая ли?
Завораживающий вокал Энии, который называют «магическим», «призрачным» и «эфирным», и эффект многоголосья, создающий впечатление «пения ангелов» – результат многократного наложения друг на друга сотни отдельных, в совершенстве подобранных звуковых дорожек с записанными партиями меццо-сопрано певицы. Этот хор ангелов виртуозно вплетается в сложный звуковой пейзаж.
К примеру, работая над «Miss Clare Remembers», Эния и Ники остались недовольны итоговым звучанием и стёрли все дорожки, чтобы впоследствии создать их заново. Решению записать в цифровой форме альбом «Watermark», достигший впоследствии платинового статуса в четырнадцати странах мира и проданный тиражом более 10 млн. экземпляров, предшествовали девять месяцев кропотливой работы.
Сингл «Orinoco Flow» («Течение Ориноко») из этого альбома продержался в британских чартах в течение трёх недель, а также был выдвинут на премию Грэмми в номинациях «Лучшее музыкальное видео» и «Лучшая композиция New Age». В 2020 году газета The Guardian поставила «Orinoco Flow» на 77-е место в списке «100 величайших британских синглов всех времён».
Каждый новый альбом становился успешнее предыдущего. Диск «Shepherd Moons», вышедший в 1991 году, достиг первой строчки в чартах Великобритании и позиции № 17 в чарте Billboard 200, где продержался в течение почти четырёх лет (199 недель). Кстати, с композиции «Caribbean Blue», входящей в состав альбома, началось когда-то моё знакомство с творчеством Энии.
Не секрет, что Эния – чисто студийный проект. Сложность аранжировок не подразумевает концертной деятельности, поскольку требует переложения оркестровок для большого количества музыкантов и хора. Но поклонники уже привыкли к тому, что их любимицу можно лишь изредка увидеть в интервью или услышать в основной вокальной партии в рамках промо-тура. Да и альбомов в период с 1987 по 2015 год вышло всего девять: в среднем по одному в три года.
Длительные перерывы между выходами альбомов стали фирменным знаком певицы. Сама она объясняет это так:
«Я трачу часы на обдумывание, потому что последняя вещь, которую ты пишешь, может стать последней вещью, которую ты напишешь вообще. Я просто не могу приказать времени остановиться, а потом вернуться и продолжить работу над музыкой. Во мне есть строгость, которая иногда мешает, например, я не могу идти по улице и есть, потому что в детстве меня учили, что это неприлично для леди. До сих пор я не стану есть на улице шоколадку. Со мной трудно работать, я хорошо это знаю».
Эния – уникальное явление в мире шоу-бизнеса. Являясь самой продаваемой сольной исполнительницей Ирландии и второй по продажам исполнительницей после группы U2, продав 26,5 млн. сертифицированных альбомов в США и примерно 75 млн. записей по всему миру, певица практически не ведёт концертную деятельность.
Только на продажах своих дисков она заработала, по оценкам журнала Forbes, более 100 млн. евро. При этом, имея массу возможностей жить напоказ, Эния избегает публичности. Самое скрупулёзное и пристрастное журналистское расследование не обнаружит в биографии певицы даже намёка на «жареные» факты.
Царица замка Мандерли
Да что там! Широкая общественность не сумеет назвать ни одного имени в связи с личной жизнью загадочной дивы: ни тебе бурных романов, ни любовных интриг, ни скандальных разводов, ни драматичных расставаний – ничего! Бульварная пресса устала заламывать руки в бессильной тоске.
Отвечая на вопрос о происках газетчиков, Эния улыбается: «Да, я думаю, они находятся в довольной сложной ситуации. Потому что они знают мою музыку, но ничего не знают обо мне. Музыка – это то, что продаётся. Но я и моя личная жизнь не имеют к этому отношения».
Немного приоткрывая завесу тайны, ирландская дива откровенничает: «Когда я окончила школу, список моих приоритетов возглавляли «замужество» и «дети». Я предполагала, что женщины должны так думать. Но с годами я сказала себе, что если что-то подобное случится, то случится. А если нет, то в этом ничего плохого тоже нет. Так продолжалось до тех пор, пока я не открыла в себе свой голос, и это подарило мне ощущение независимости».
Она живёт затворницей в поместье Мандерли в Киллини, предместье Дублина, в окружении любимых кошек, которых, по слухам, целая дюжина.
Замок в викторианском стиле с зубчатыми башнями, с которых видна береговая линия до самого Уэльса, назывался прежде Victoria Castle и построен в 1840 году в честь вступления на престол королевы Виктории. В 1928 году интерьер замка уничтожил пожар, поэтому Томас Пауэр, восстановивший убранство до мельчайших деталей, переименовал замок в Ayesha Castle в честь богини, которая поднялась из огня в романе Генри Райдера Хаггарда«Она».
Эния приобрела каменную твердыню в 1997 году за 3,8 млн. евро и назвала её Manderley, поскольку очень любит роман Дафны Дюморье «Ребекка» (Мандерли – несуществующий дом, занимающий центральное место в книге). Хозяйка называет поместье небольшим: всего-то десять спален и даже нет бального зала!
«Я не хотела, чтобы это выглядело как музей. Я искала в первую очередь романтическое место, которое я могла назвать своим домом. У людей обо мне такое мнение, будто я бесплотная The Lady of Shalott, порхающая по залам замка и его стенам. Я поэтому и не сочиняю музыку дома, только в студии. Дома я хочу вести настолько нормальную жизнь, насколько это возможно, с вечеринками и развлечениями».
Впрочем, вересковая фея немного лукавит: замкнутый образ жизни, который она ведёт, наглядно свидетельствует, что общество грациозных животных, которые, как и хозяйка, любят гулять сами по себе, возможность принимать близких и посещения родного Гуидора – это всё, что ей нужно.
В преддверии выхода нового альбома «A Day without Rain» в 2000 году Эния, стоя на пороге сорокалетия, делилась:
«Три-четыре года назад я была в замешательстве. Многие женщины в моём возрасте тяжело его переживают, особенно если они не замужем и не имеют детей. Мне казалось, что работа отнимает у меня слишком много времени. Я пыталась на себя давить, но потом пришла к выводу, что я слишком люблю то, чем занимаюсь, и ничего не изменю».
В ирландской мифологии Eithne (Эния) – имя богини, отцу которой, согласно пророчеству, суждено было погибнуть от рук зятя. Сосланная на далёкий безлюдный остров подальше от мужских глаз, Эния встретила молодого пастуха. Влюблённые тайно обвенчались, а несколькими годами позднее муж девушки убил её отца в случайной ссоре.
Чувствует ли Эния роковую силу своего имени, или всё дело в том, что в её сердце царит музыка, не оставляя места ни для чего иного – выбор сделан. Поклонники, обсуждая жизнь своего кумира, не могут сдержать эмоций:
– Она живёт в большом замке, окружённая своими котиками. Вот это жизнь, я так хочу!
– Как можно быть счастливой без мужа и детей?
– Как можно быть счастливой без замка и кошек?
А Эния, возвращаясь домой, в Дор-Бартли, снова начинает говорить по-ирландски. Она любит подолгу бродить по рельсам заброшенной железной дороги, слушает тишину, черпает вдохновение там, где выросла и где люди, знавшие её с детства, до сих пор обращаются с ней как с девочкой Энией, для которой всё ещё впереди.
Больше интересного:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
© Копирование текста или его фрагментов без ссылки на первоисточник запрещено и является нарушением авторских прав.