Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Зверь и его Муза: он бешено ревновал, хотя был младше на 40 лет, и писал бесчисленные портреты любимой

Оглавление
Анатолий Зверев и Ксения Асеева, 1981 год. Фото И. Кузнецова
Анатолий Зверев и Ксения Асеева, 1981 год. Фото И. Кузнецова

В начале семидесятых добропорядочные жители «мемориального» дома № 2 по Камергерскому переулку были не на шутку встревожены: в квартиру вдовы поэта Николая Асеева то и дело приезжала милиция.

Люди воспитанные и интеллигентные, соседи не устраивали на площадках птичий гвалт и ограничивались лишь разговорами вполголоса, но удивляться было чему: никто и подумать не мог, что статная старуха, сохранившая царственную посадку головы и следы былой красоты на аристократичном лице, угодит в подобный скандал. Приветливая, улыбчивая, Ксения Михайловна всегда держалась обособленно: c соседями не сближалась, в гости никого не приглашала, чужим не открывала и могла захлопнуть дверь прямо перед носом любопытного собеседника, с которым только что мило раскланивалась у порога своей квартиры.

Однако странного посетителя, который то и дело наведывался к прославленной музе поэтов Серебряного века, не заметить было невозможно. Молодой – лет около сорока – бородатый мужчина с всклокоченными волосами, неопрятный, замызганный, в мятой рубашке наизнанку и куче разномастного рваного тряпья, намотанного как попало, всегда явно нетрезвый, он ломился в двери с безумными глазами, остервенело и отчаянно крича: «Открывай! Открывай, старая ***ля***ь!»

Анатолий Тимофеевич Зверев (3 ноября 1931, Москва – 9 декабря 1986, там же)  – русский художник-авангардист, график
Анатолий Тимофеевич Зверев (3 ноября 1931, Москва – 9 декабря 1986, там же) – русский художник-авангардист, график

Когда испуганные и рассерженные жильцы, потеряв терпение, вызывали стражей порядка, а те без долгих уговоров скручивали дебошира, Ксения Михайловна шла за ними чуть не плача и, заламывая руки, умоляла: «Товарищи милицьонэры, будьте с ним осторожней. Он великий русский художник, пожалуйста, не делайте ему больно, берегите его руки!» А на сочувственные ахи, вздохи и искреннее недоумение «Ксения Михайловна, зачем вы его терпите, этого забулдыгу?!» спокойно и гордо отвечала: «Этот человек – мой любовник».

Пьяного скандалиста звали Анатолий Зверев, и он был обыкновенным гением.

Впрочем, Ксения Синякова-Асеева (Оксана, или Ксана, как называли её близкие) тоже была фигурой легендарной. «Синяковых пять сестёр, – писала Лиля Брик. – Каждая из них по-своему красива. Жили они раньше в Харькове, отец у них был черносотенец, а мать человек передовой и безбожница. Дочери бродили по лесу в хитонах, с распущенными волосами и своей независимостью и эксцентричностью смущали всю округу. Все пятеро были умны и талантливы. В их доме родился футуризм. Во всех них поочерёдно был влюблён Хлебников, в Надю – Пастернак, в Марию – Бурлюк, на Оксане женился Асеев».

Ксения Синякова, в замужестве Асеева. 1920-е
Ксения Синякова, в замужестве Асеева. 1920-е

Красота сестёр была воспета многократно. Ведь это об Оксане Велимир Хлебников вдохновенно писал в поэме «Синие оковы»: «И жемчуг северной Печоры /Таили ясных глаз озёра…»

Открытый и гостеприимный дом Синяковых, а также их дача Красная Поляна вблизи Харькова стали центром притяжения для талантливой молодёжи. Кубисты, футуристы, авангардисты и бунтари всех мастей увлечённо спорили, размахивая руками, обменивались идеями и мечтали о славе. Сёстры – хохотуньи, выдумщицы, большие оригиналки и затейницы – составляли ядро этого мирка.

Частым гостем Синяковых был Владимир Маяковский, весь в чёрном: в чёрном плаще, чёрной шляпе и с огромной розой в петлице, страшно застенчивый и неловкий. Он безумно влюбился в старшую Зинаиду, но чувство оказалось безответным. Любовь к младшей, Вере, тоже не встретила взаимности. «И сколько я ни знаю женщин, никакой удачи у него не было… Маяковский ведь очень красивый был, мужественный, и в чем дело – непонятно», – вспоминала Мария Синякова.

Сёстры Синяковы – Ксения (Оксана) и Мария
Сёстры Синяковы – Ксения (Оксана) и Мария
Велимир Хлебников – поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда и основоположников футуризма
Велимир Хлебников – поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда и основоположников футуризма

Скромный и очень вежливый Николай Асеев не мог соперничать в оригинальности и томном лоске с высокомерным красавцем Хлебниковым или статным Пастернаком, в котором чувствовалась внутренняя сила и скрытая страстность, однако именно он покорил сердце Ксаны – стройной, грациозной голубоглазой богини с длинными вьющимися белокурыми косами.

«Войдя в гостиную, увидела какого-то незнакомого мне молодого человека. Он был в сером костюме, гладко причёсан, бледный, голубоглазый. И такой вежливый, что мне показалось, будто бы он подошел ко мне на цыпочках! Я спросила его: «Как вы сюда попали?» Он ответил, что приехал из Курска для поступления в Харьковский университет на филологический факультет. Случайно узнав, что в нашей семье очень любят искусство, он осмелился навестить нас. И добавил, что его зовут Николай Асеев».

Супруги прожили в счастливом союзе почти полвека – до смерти поэта. Николай Николаевич обожал и боготворил жену, именно ей посвящены его лучшие стихотворения, включая одно из самых известных:

Ксения и Николай Асеевы
Ксения и Николай Асеевы
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть,
Мне без тебя и Москва — глушь.
Мне без тебя каждый час – с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать –
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.

Ксения Михайловна трогательно и преданно заботилась о муже, который страдал от астмы, а в последние годы – от туберкулёза, поддерживала его во всех начинаниях; овдовев в 1963 году и оставшись одна в квартире в Камергерском, вела тихую уединённую жизнь, занималась литературным наследием Николая Асеева и общалась только с сёстрами – оставшимися в живых на тот момент Марией, Надеждой и Верой.

Ксения Синякова, в заужестве Асеева
Ксения Синякова, в заужестве Асеева

Пока в её жизнь не ворвался Зверь. Именно так друзья и коллеги называли художника-авангардиста Анатолия Зверева, который был известен не только своим ярким талантом, но и буйным нравом. «Настоящее искусство должно быть свободным, хотя это и очень трудно, потому что жизнь скованна», – говорил Зверев.

Жизнь богемного чудака – бездомного, бесприютного и вечно страдающего от безденежья – была его осознанным выбором. Ночевал где придётся, носил что дадут, спал, укрываясь газетами, и рисовал – так же страстно, экспрессивно, бешено, как и жил. Рисовал всем, что попадётся под руку, включая бритвенные помазки, кухонные ножи и собственные пальцы, яростно бросал мазки на бумагу или холст, забрызгивая краской стены и обои в квартирах своих моделей; напивался до белых зайцев, за бесценок или бутылку водки отдавал картины, которые впоследствии продавались на аукционах за огромные деньги.

Несмотря на маргинальный образ жизни и отсутствие официального признания, Зверев был в художественных кругах фигурой весьма известной. Он считался самым модным портретистом Москвы, его полотна покупали, ему мечтали позировать, за ним «гонялись», невзирая на сложный, абсолютно неуправляемый характер, и называли «русским ван Гогом».

Анатолий Зверев. Автопортрет
Анатолий Зверев. Автопортрет
Женские портреты кисти Анатолия Зверева
Женские портреты кисти Анатолия Зверева
-10

На смену квартирным выставкам начала 60-х пришёл первый зарубежный вернисаж в парижской галерее «Motte» в 1965. Ещё прежде, в 1959, репродукции картин Анатолия Зверева поместил на своих разворотах американский новостной журнал «Life», а в 1961 году его акварели приобрёл Нью-Йоркский музей современного искусства.

Зверева активно поддерживает и пропагандирует крупнейший советский коллекционер русского авангарда Георгий Костаки; он выставляется в Лондоне, Брюсселе, Вене, Копенгагене, Нью-Йорке. Иногда в руках этого юродивого от искусства оказывались очень большие деньги – ведь его картины продавались в крупнейшие частные собрания коллекционеров из Франции, Германии, Швейцарии, – однако в мгновение ока всё уходило сквозь пальцы. Анатолий был большой мастак одаривать, кормить, поить всех желающих, а остальное пропивал.

В доме Ксении Михайловны Зверев появился случайно. По воспоминаниям соседки по дому Натальи Александровны Арской, компания подвыпивших друзей, среди которых был и Анатолий, проходил мимо дома Асеевой.

«И вот – первый взмах руки! Пауза. Прицел. И сильный мазок. Несколько коротких энергичных линий, прочерченных ножом-мастихином. Еще один прищур правого глаза, еще несколько как бы вдавливающих краску в холст движений ножом в полном молчании. И, наконец, появляется кисть. Он яростно ввинчивает ее в поднос-палитру, смешивает краски… и снова слова-словечки, шуточки и легкое порхание кисти. Потом, когда мне довелось наблюдать эти сеансы достаточно часто и порой со стороны, когда Толя рисовал кого-либо из знакомых, я уже понимала, какая огромная затрата энергии, какое глубокое сосредоточение душевных сил стоит за этой внешней легкостью». Портрет Полины Лобачевской, 1958 год. Бумага, масло. Собрание частного Музея современного искусства AZ, основанного Натальей Опалевой
«И вот – первый взмах руки! Пауза. Прицел. И сильный мазок. Несколько коротких энергичных линий, прочерченных ножом-мастихином. Еще один прищур правого глаза, еще несколько как бы вдавливающих краску в холст движений ножом в полном молчании. И, наконец, появляется кисть. Он яростно ввинчивает ее в поднос-палитру, смешивает краски… и снова слова-словечки, шуточки и легкое порхание кисти. Потом, когда мне довелось наблюдать эти сеансы достаточно часто и порой со стороны, когда Толя рисовал кого-либо из знакомых, я уже понимала, какая огромная затрата энергии, какое глубокое сосредоточение душевных сил стоит за этой внешней легкостью». Портрет Полины Лобачевской, 1958 год. Бумага, масло. Собрание частного Музея современного искусства AZ, основанного Натальей Опалевой
«…Зверев окунал в ведра огромные кисти, брызгал фонтанами красок, растирал всё это веником, ходил по краскам в ботинках. И из всего этого ужаса внезапно, как солнце, появлялась картина! При этом Толя говорил какими-то присказками, тут же сочинял дикие, но очень веселые стихи». Наталья Георгиевна Костаки, греческий и российский художник. Из книги «Вокруг и около». Анатолий Зверев, «Портрет Наташи с розовым бантом», 1957. Из собрания Музея AZ
«…Зверев окунал в ведра огромные кисти, брызгал фонтанами красок, растирал всё это веником, ходил по краскам в ботинках. И из всего этого ужаса внезапно, как солнце, появлялась картина! При этом Толя говорил какими-то присказками, тут же сочинял дикие, но очень веселые стихи». Наталья Георгиевна Костаки, греческий и российский художник. Из книги «Вокруг и около». Анатолий Зверев, «Портрет Наташи с розовым бантом», 1957. Из собрания Музея AZ

Зверев поскользнулся, подвернув ногу, и тут кто-то вспомнил, что неподалёку в писательском доме живёт «добрая душа» Ксения Михайловна Асеева. Бедолагу привели к ней, заверив, что заберут на следующий день, однако никто не явился ни через день, ни через два, ни через три. От его выходок, нецензурной лексики и постоянных требований выпивки старушка буквально взвыла, а Зверев чувствовал себя как дома и никуда не собирался уходить. К тому же экстравагантный художник… влюбился. Общепринятые нормы никогда его не волновали, вот и теперь для Зверева не имело значения, что муза старше на 39 лет, а точнее – на целую жизнь.

«Её неотразимое обаяние не поддавалось времени, она зажгла в сердце Зверева самую безумную любовь. Он страдал, ревновал, устраивал грандиозные погромы в элитной квартире соратника Маяковского (имеется в виду Николай Асеев – прим. автора), вышвыривая тома всех советских классиков в окно», –вспоминали современники.

-13

При этом Ксения Михайловна обращалась к своему неистовому рыцарю «Анатоль», а он называл её «старухой» – впрочем, как и всех знакомых женщин. «Конечно, у вашего поколения это считается нормальным, но я действительно женщина преклонных лет!», – переживала Асеева, рассказывая об этом знакомой, но после со смехом делилась: «Только что звонил Анатоль и спросил: «Старик, ты не одолжишь мне рубля три на пиво?»

К памяти предшественника Зверев ревновал неистово, дико, особенно же вышел из себя, когда на стене дома в Камергерском появилась мемориальная доска поэта Николая Асеева, и начал строить планы по её уничтожению. Однажды запер Ксению Михайловну в ванной почти на сутки.

Он ругался, распускал руки, устраивал, как истинный артист, демонстративные дебоши и однажды даже поджёг дверь, а когда Ксения Михайловна, устав от скандалов, выгоняла своего «Анатоля» или попросту не открывала ему, уходил спать на чердачную лестницу, свернувшись калачиком и подложив под голову этюдник.

С коллекционером русского авангарда, меценатом Георгием Костаки
С коллекционером русского авангарда, меценатом Георгием Костаки
-15
-16

Но каждый раз, когда Зверев возвращался – потрёпанный, оборванный, притихший – Ксения Михайловна принимала и нежно выхаживала его, как когда-то мужа. А Анатолий рисовал её снова и снова, и на рисунках, эскизах, полотнах старая женщина представлялась юной, нежной, прекрасной – такой, как была много лет назад. Такой, какой видели её любящие глаза. Восставали из небытия тени прошлого, оживал Серебряный век.

«Она для меня как Богородица, и мать, и жена, и дочь», – говорил художник.

Ксения Михайловна Асеева умерла 31 мая 1985 года в возрасте 92 лет. Анатолий попросил оставить его одного у гроба и в последний раз нарисовал портрет любимой, а потом смиренно отстоял все церковные заупокойные службы.

Анатолий Зверев. «Портрет Оксаны Асеевой», 1968 год
Анатолий Зверев. «Портрет Оксаны Асеевой», 1968 год
Анатолий Зверев. «Портрет Оксаны Асеевой», 1971 год. Собрание Натальи Опалевой
Анатолий Зверев. «Портрет Оксаны Асеевой», 1971 год. Собрание Натальи Опалевой

Зверев ушёл вслед за ней через полтора года – в декабре 1986. Ему было 55 лет. Обстоятельства смерти так и остались невыясненными: художник Сергей Пахомов утверждает, что Анатолий «умер от того, что не смог приобрести спиртного на опохмелку», поскольку в Москве того времени ввиду активной антиалкогольной компании купить бутылку водки было проблематично.

Читайте также:✨

Божественно уродлива, несравненно бездарна. Ида Рубинштейн –миллионерша, танцовщица, женщина, дива: многолика как Химера
ГалопомПоЕвропам13 сентября 2022

По словам близкой подруги Натальи Шмельковой он скончался от инсульта в крошечной материнской квартире в Свиблово – месте, которое очень не любил, называл «Гиблово» и упомянул в одном из нежных стихотворений, обращённых к Ксении Асеевой:

-19
Здравствуй, солнышко, мой свет,
Голубая с тенью,
У любви один ответ –
Здравствуй, Ксения.
Здравствуй, розочка и цвет,
Незабудка милая.
Мой всегда тебе совет
Взять меня из Свиблова.

Художественное наследие Анатолия Зверева насчитывает более 30000 работ. А также сотни тетрадей со стихами, посвящёнными Музе – Ксении Асеевой.

Личный архив Ксении Михайловны хранится ныне Государственном архиве литературы и искусства.

«Каждое прикосновение его кисти священно. Художник подобного масштаба рождается раз в сто лет», – сказал об Анатолии Звереве живописец-авангардист Роберт Фальк.

Анатолий Зверев. «Портрет Оксаны Асеевой», 1971 год
Анатолий Зверев. «Портрет Оксаны Асеевой», 1971 год
-21

Больше интересного:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Встретимся на канале!

Анатолий Зверев
Анатолий Зверев
-23
-24
-25
Сёстры Синяковы
Сёстры Синяковы

ПЯТЬ СЕСТЁР

О музах сохраняются предания,
но музыка, и живопись, и стих –
все эти наши радости недавние –
происходили явно не от них.

Мне пять сестёр знакомы были издавна:
ни с чьим ни взгляд, ни вкус не схожи в них;
их жизнь передо мною перелистана,
как гордости и верности дневник.

Они прошли, безвкусью не покорствуя,
босыми меж провалов и меж ям,
не упрекая жизнь за корку чёрствую,
верны своим погибнувшим друзьям.

Я знал их с детства сильными и свежими:
глаза сияли, губы звали смех;
года прошли – они остались прежними,
прекрасно непохожими на всех.

Я каждый день, проснувшись, долго думаю
при утреннем рассыпчатом огне,
как должен я любить тебя, звезду мою,
упавшую в объятия ко мне!

Николай Асеев, 1956