Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Алмазы Анны Австрийской

Королеве нужны драгоценности. Желательно, с бриллиантами. и побольше. Недаром одна из главных сюжетных линий "Трёх мушкетёров" - это приключения алмазных подвесок Анны Австрийской.

То, что на самом деле это не просто какие-то подвески, а драгоценные наконечники шнурков, мне кажется, знают уже все, кто интересуется историей моды. Украшение, которые было очень популярным в XVI веке (когда многое в костюме было на завязочках), а вот в начале XVII, когда происходит действие романа, эта мода была на излёте.

На этом портрете мы и видим две подвески у самого мыска корсажа - хотя они почти теряются на фоне великолепнейшей парчи. Но я хотела порассуждать не о них... а о бриллиантах, как таковых! Ну или об алмазах.

"Портрет Анны Австрийской", Питер Пауль Рубенс, 1625-26. (с) Из коллекции Боннефантенмузеума
"Портрет Анны Австрийской", Питер Пауль Рубенс, 1625-26. (с) Из коллекции Боннефантенмузеума

И с этой точки зрения интереснее приглядеться ко умопомрачительному колье королевы Анны, которое лежит на плечах подобно тому, как у мужчин лежали орденские цепи.

Камни, оправленные в золото, перемежаются крупным жемчугом. А на груди - огромнейшая подвеска с жемчужиной, которая немногим хуже знаменитой Перегрины.

"Портрет Анны Австрийской", Питер Пауль Рубенс, 1625-26. (с) Из коллекции Боннефантенмузеума. Деталь.
"Портрет Анны Австрийской", Питер Пауль Рубенс, 1625-26. (с) Из коллекции Боннефантенмузеума. Деталь.

Так вот. Прелесть в том, что мы можем здесь увидеть разные формы огранки, бытовавшей а то время! Камень в подвеске, похожий на пирамидку - это островершинный... Нет, давайте не будем использовать слово бриллиант. Пока что назовём алмазом.

Это октаэдр, восьмигранник. Если попадался алмаз соответствующей восьмиугольной формы, то грани просто больше подчёркивали, а если это был алмаз неопределённой формы, то опять-таки из него делали октаэдр. При этом вершины камня становились более острыми, а потому обработанные алмазы называли «острый» или «островершинный камень».

Камни в колье - это следующий этап. Со временем ювелиры научились стачивать одну из верхушек, так получилась "огранка площадкой", плоскогранные алмазы. Таблитчатые. Именно плоскогранные алмазы чаще всего встречаются в ренессансной живописи, а мы тут пока ещё недалеко от Ренессанса ушли.

Тогда же ювелиры открыли и то, насколько важна для блеска "калетта" – плоская грань на, так сказать, донышке камня, и некоторые камни ею тогда начали обзаводиться. В наше время она крошечная, а тогда по размеру порой достигала половины верхней площадки.  Мы её не видим - но она там есть!

И обратите внимание - у некоторых камней верхняя площадка совсем небольшая, а вот у тех, что в центре она, можно сказать, солидная.

"Портрет Анны Австрийской", Питер Пауль Рубенс, 1625-26. (с) Из коллекции Боннефантенмузеума. Деталь.
"Портрет Анны Австрийской", Питер Пауль Рубенс, 1625-26. (с) Из коллекции Боннефантенмузеума. Деталь.

Но и это не всё. Взгляните на камни по бокам ожерелья. Они немного похожи на цветы. Это "роза" – у ограненного "розой" камня плоский низ, а верх оформлен в виде купола.

"Портрет Анны Австрийской", Питер Пауль Рубенс, 1625-26. (с) Из коллекции Боннефантенмузеума. Деталь.
"Портрет Анны Австрийской", Питер Пауль Рубенс, 1625-26. (с) Из коллекции Боннефантенмузеума. Деталь.

А вот в драгоценном поясе, сделанном в той же стилистике, что и колье, другие камни - мне кажется, это один из вариантов усовершенствованной плоскогранной огранки, т.н. французская огранка, но не уверена.

"Портрет Анны Австрийской", Питер Пауль Рубенс, 1625-26. (с) Из коллекции Боннефантенмузеума. Деталь.
"Портрет Анны Австрийской", Питер Пауль Рубенс, 1625-26. (с) Из коллекции Боннефантенмузеума. Деталь.

В любом случае, чувствуется, что драгоценности явно с натуры писаны, правда?

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!