Привет киноманам! Сегодня предлагаю вспомнить и обсудить хит конца прошлого столетия «Мумия» 1999 года. Работа режиссера Стивена Соммерса стала настоящим хитом в свое время, получила прямой сиквел «Мумия возвращается» в 2001 году, и долгие годы сохраняла свою популярность. В 2008 году студия Universal Pictures даже выпустила 3ю часть, а в 2017ом перезапустила франшизу с Томом Крузом, но эти потуги студии не дали желаемого результата, что в свою очередь говорит о том, что в сердцах поклонников «Мумии» так и осталась оригинальная дилогия Стивена Соммерса, а прочие фильмы были зрителями отвергнуты. Но на сегодняшний день с момента премьеры «Мумии» прошло 26 лет, так давайте разберемся, остался ли фильм актуальным или устарел, за что он так полюбился в свое время массовому зрителю и можно ли его рекомендовать сегодня тем, кто по какой-то причине пропустил это кино мимо себя? Камера, мотор, начали!
Открывает фильм вступительная сцена, где зрителю представляют героя Арнольда Вослоу – Ипхотепа, жрица фараона Сети 1го. Вокруг него завязывается основная сюжетная линия – у него тайная любовь с наложницей фараона по имени Анк Су Намун. Эта любовь приводит их к тому, что Анк Су Намун лишает себя жизни в избежание суда над собой за измену. Вся надежда на то, что ее возлюбленный Имхотеп с помощью магической Книги Мертвых вернет ее к жизни. Но заговор раскрывается, и стража успевает остановить Имхотепа до того, как он успел завершить ритуал. За это его приговорили к смерти путем страшного проклятия – его мумифицируют заживо, засыпают его саркофаг плотоядными жуками-скарабеями, но, не смотря на все муки, его дух по-прежнему остается жив навечно, а тело остается заточенным в своем саркофаге. Что бы никто другой в будущем не решился распечатать саркофаг Имхотепа, заклятие предполагало, что в таком случае Имхотеп вернется на землю ужасающим монстром и принесет с собой великий мор. Такое заклятие должно было удерживать Имхотепа в заточении вечно, а посторонних людей устрашать и держать подальше.
Стоит сразу отметить, что это просто блестящая открывающая сцена. Зрителю представляют основной сюжет, а также показывают древний Египет со всем его невероятным шармом. Само место действия навевает чувство мифологии и сказочности, поэтому фантастический сюжет не коем образом не ощущается надуманным или нереальным. Все так, как и должно быть. И все это под безупречный саундтрек, написанный композитором Джерри Голдсмитом. Открывающая сцена уступает в своей эпичности и безупречности разве что начальной сцене «Братства Кольца». Но в целом – браво!
Следующая сцена переносит зрителя на 3.000 лет вперед в 1923 год и знакомит нас с еще 3 персонажами – главным героем фильма Риком О’Коннеллом в исполнении Брендана Фрейзера, трусливым проходимцем Бени в исполнении Кевина О’Коннера (да-да, такие похожие фамилии) и воином-меджаем Ардет Беем в исполнении Одета Фера (закадровое повествование фильма также озвучено Одетом Фером). В этой сцене гарнизон, в котором служат Рик и Бени, сражаются с меджаями на египетской земле. Сам по себе эпизод безупречен по своему смысловому и визуальному наполнению. Масштабное сражение снято вживую и не оставляет никаких претензий у зрителя с точки зрения эпичности и достоверности. При этом сцена раскрывает зрителю характеры всех трех персонажей, мы понимаем, какими героями они будут дальше: Рик – это смелый и сильный авантюрист с твердым характером, способный вести за собой людей; Бени – это трусливый проныра, жадный до наживы и способный запросто предать друзей; Ардет Бей – благородный воин-меджай, у него нет цели убить каждого, он просто защищает то, что на него возложено долгом.
Ну и третий открывающий эпизод – это сцена, знакомящая нас с братом и сестрой Джонатаном и Иви в исполнении Джона Ханны и Рейчел Вайс. Она – образованная, честная и амбициозная милашка, а он – вороватый авантюрист с уровнем ответственности 15-летнего подростка. При этом Джонатан разительно отличается от проходимца Бени, ведь ему (Джонатану) не чужды верность и даже смелость. Тут стоит отметить, что несмотря на то, что главными героями все-таки являются Рик и Иви, все персонажи воплощены на экране просто блестяще. Они разные, их характеры и поступки отличаются, но все вместе они создают на экране то самое действие, в истинности которого не сомневаешься ни секунды. Даже юмор вплетен максимально филигранно – ни одной тупой или неуместной шутки вы не увидите.
Итак, главные персонажи отправляются на поиски Хамунапты – города мертвых, считающегося мифом. Кого-то влечет блеск сокровищ, кто-то рассчитывает сделать исторические открытия, а благородный Рик обязан своим спасением от казни Иви, поэтому сопровождает ее и Джонатана в этой экспедиции для их безопасности. Конечно же, роковой находкой становится саркофаг Имхотепа, и научный склад ума Иви заставляет ее не заметить все предостережения о проклятии. В результате Имхотеп возвращен в мир живых и его цель по-прежнему вернуть к жизни свою возлюбленную Анк Су Намун. Попутно он убивает каждого, кто разворовал его реликвии, а Иви ему нужна как жертва для ритуала оживления Анк Су Намун.
Повествование и события «Мумии» выдержаны в безупречном темпе. Баланс великолепный. Диалоги только по делу – ни добавить, ни убавить. Экшен и сюжетные эпизоды чередуются исключительно во время.
Бюджет «Мумии» составил 80 млн. долларов, что на 17 млн. больше, чем у «Матрицы» и на 5 млн. больше, чем у «Дня независимости». И к счастью, эти деньги были потрачены не на огромные гонорары актеров или бесконечную компьютерную графику, а на натуральные съемки, которые проходили в Марокко на натуре, а не напротив зеленого экрана. Сражения с меджаями были сняты вживую, а декорации были возведены в реальности. Помимо съемок сцен в подземельях – их уже снимали в павильонах Universal. В результате панорамные съемки исключительно радуют глаз – более современные «Битва титанов», «Конан-варвар» или «Геракл» даже не приблизились по зрелищности и натуральности картинки. Во многих трюках Брендан Фрейзер снялся сам, что, кстати, привело к инциденту в сцене, где его вешают – петля по неосторожности была затянута слишком туго, Брендан в действительности придушился и потерял сознание, после чего его приводили в чувство. Но и без этого инцидента видно, что все, кто работал над фильмом, выложились по максимуму. Никто не отработал «на отвали», все были заинтересованы в том, что бы создать уникальное приключение, собравшее в дальнейшем немало зрительских симпатий.
Но, к сожалению, время неумолимо бежит вперед, и с момента премьеры прошло больше 26 лет. Можно ли этот фильм безоговорочно рекомендовать, тем, кто его не смотрел? Будут ли новые зрители в таком же восторге, как та армия фанатов, которые смотрели это кино своевременно? Или все-таки найдется что-то, что заставит современного зрителя поморщиться? Как ни жаль, но устаревшие моменты есть. К счастью, время коснулось лишь одной составляющей «Мумии», а именно экшена. Я сейчас говорю не о компьютерной графике, даже она здесь хороша – Имхотеп в облике мумии выглядит очень хорошо, а 26 лет назад это просто срывало крышу. И это не полная мультипликация – даже в образе мумии Имхотеп сыгран Арнольдом Вослоу, уже тогда была применена технология захвата движения. Я говорю о наивности (а местами и абсурдности) экшена. Например, когда один из второстепенных персонажей находит стену, украшенную золотыми фигурками, и начинает складывать их в свою сумку, одна фигурка падает, ее оболочка разбивается, и из нее высвобождается живой жук-скарабей и тут же вгрызается в плоть этого персонажа. В этот момент герой погибает, но только подумайте, как это нелепо сегодня выглядит. Причиной смерти персонажа становится то, что из украшения, которому 3.000 лет выбрался живой скарабей. Кто-то, возможно, скажет, что это часть проклятия гробницы мумии, но ведь в этот момент мумия еще не оживлена и проклятие еще не легло на землю Египта. Поэтому, конечно, глупо.
Финальный экшен, где Имхотеп призывает к себе на помощь и оживляет своих жрецов и стражников, тоже выглядит сегодня довольно забавно. Он снят на манер «Индианы Джонса», который тогда был еще очень популярен. Поэтому создатели решили воспользоваться проверенной формулой экшена – где главный герой без сильных усилий расправляется с десятками врагов. Он делает это легко и непринужденно, будто бы завтрак готовит. Он во все стороны машет мечом и рубит неуклюжих оживших мертвецов. Сегодня такое выглядит, конечно, не правдоподобно. Приоритеты сместились и залихватский экшен в стиле «Индианы Джонса» сегодня не вызовет восторга и захваченного духа у зрителей. Скорее уж ухмылку.
Еще в глаза бросится то, что Имхотеп в образе мумии был проработан и прорисован в разы качественнее других мумий. Повторюсь, в 1999 году (ну или чуть позже – я, к примеру, посмотрел фильм впервые в 2003ем) от образа мумии отвисала челюсть. Но на оживших жрецов хорошей графики уже не хватило – это статисты, обмотанные тряпками о обрызганные серым аэрозолем для имитации древности. Движения Арнольда Вослоу были натуральны и естественны, его мумия внушала страх и трепет. А статисты, облаченные в мумий, просто корчатся, кривляются и вяло тянут руки к главным героям. Саспенса и чувства опасности уже нет, на сцену вышел тот самый экшен а-ля Индиана Джонс, где Рик О’Коннелл лихо рубит мертвяков, усеивая их телами свой путь к спасению Иви. В общем, есть налет наигранности.
Ну и перемещаемся к финальной сцене, где Имхотеп оживляет Анк Су Намун и вот-вот принесет в жертву Иви. Напоминаю – это его задача №1. Но в самый распоследний момент, когда ему и осталось-то вонзить кинжал в тело Иви (на что потребовалась бы пара секунд), он отвлекается на то, что в руках Джонатана Книга Мертвых. Имхотеп откладывает ритуальный кинжал (типа самая главная задача подождать может) и начинает не спеша преследовать Джонатана. Именно, что не спеша, ведь Джонатан даже не оглядывается на Имхотпепа, он внимательно читает заклинания из Книги Мертвых. Это дает время Рику спасти Иви. Я даже не против такой «хитрости» героев, просто выглядит со стороны действительно нелепо – пока Рик развязывает Иви, Импхотеп ходит прямо мимо них за Джонатаном, при этом особо не спешит. Поэтому ложка дегтя все же нашлась. Ну и под самый конец проносится призрачная колесница, которая забирает магические способности Имхотепа, вновь делая его смертным. Так вот спец эффект этой колесницы будто бы не из конца 90-ых, а начала 80-ых, ей-богу! Но это 3-секундный момент, даже рассмотреть тяжело, поэтому можно не акцентировать внимание.
Кстати, в тему того, что еще может показаться нереалистичным, однако это только кажется: когда я смотрел «Мумию» еще впервые, то в моменте, где библиотечные шкафы подают подобно доминошкам, мне подумалось, что это, мол, не реалистично, что у шкафов может быть разный вес или центр тяжести. Однако, это были лишь мои загоны – этот эпизод снят «вживую», причем с первого дубля. Также, когда герои на спор скачут к Хамунаптре, первыми приходят главные герои – Иви и Рик – верхом на верблюдах. В это я тоже не верил и считал чушью – не могли верблюды, на мой взгляд, опередить лошадей. Но выяснилось, что максимальная зафиксированная скорость скаковой лошади 70 км/ч, а верблюд может скакать около 65 км/ч, что в целом сопоставимо. Это я к тому, что не все из того, что нам порой в кино кажется нереалистичным, на самом деле не реалистично.
Подводя итог, я ставлю «Мумии» 9 баллов из 10. Это практически идеальное приключенческое фентези с прекрасным балансом, красивейшими съемками на натуре, волшебной музыкой Древнего Египта, прекрасной игрой актеров, выдающейся химией взаимоотношений героев и великолепной режиссурой. Из недостатков – немного режет глаз слишком залихватский экшен в конце. Побольше бы саспенса. И кстати, в сиквеле уже нет такой проблемы, т.е. Стивен Соммерс всего через пару лет уже избежал этого. Во всем остальном – браво. За такие фильмы я снимаю шляпу перед создателями.
На этом я заканчиваю, если вам было интересно, то подписывайтесь на канал и ставьте лайк. Смотрите любое кино, какое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. Такое, как «Мумия». Не прощаюсь…