Привет киноманам! Сегодня в рубрике «Устарел ли?» «Мумия возвращается» 2001 года, с момента премьеры которой прошло 24 года (время, остановись!). Это прямой сиквел «Мумии» 1999 года, если вдруг кто-то этого не знает и все еще не смотрел выдающуюся дилогию о египетских проклятиях Стивена Соммерса. Это обзор сквозь призму времени и вопросы традиционные – как кино смотрится сегодня, можно ли его рекомендовать не смотревшим его, прошло ли проверку временем или безнадежно устарело? Камера, мотор, начали!
Сразу стоит отметить, что сиквел повторяет оригинал в одной-единственной части – оживлении мумии Имхотепа, жреца фараона Сети 1-го, жившего 3000 лет назад. Во всем остальном «Мумия возвращается» довольно сильно отличается от 1-ой части. Основной сюжет закручивается здесь не вокруг любви Имхотепа и Анк Су Намун. Вступительная сцена, рассказывающая завязку основного сюжета, не столь локальна. Нам представляют нового персонажа – Царя скорпионов в исполнении Дуэйна Джонсона (это, кстати, его дебют на большом экране). Царь скорпионов был жестоким воином и предводителем целой армии, стремившимся завоевать все соседние народы. Сцена впечатляет размахом и батальностью. Есть у меня подозрение, что этот прием Стивен Соммерс подсмотрел у Ридли Скотта в его «Гладиаторе» вышедшем годом раньше. После продолжительной войны амбиции и армия Царя скорпионов были разбиты, ввиду чего жестокий воин предложил богу войны Анубису свою душу, если тот даст ему уцелеть после поражения. Анубис принял предложение Царя скорпионов и поставил его предводителем своей армии волкоподобных воинов. Снят и смонтирован этот эпизод с невероятным размахом. Сегодня тем, кто все еще не смотрел этот фильм, может не понравиться только компьютерная графика 2001 года, в остальном – все прекрасно и невероятно захватывающе. Таким образом, открывающая сцена в «Мумия возвращается» сильно повышает планку эпичности и темпа относительно оригинальной картины. Но я подчеркиваю – это не лучше, чем в «Мумии», это просто иначе, Стивен Соммерс не стал прибегать к самоповторам, и это ооочень хорошо.
Так же из новых персонажей, оказывающих влияние на сюжет, в фильме имеются 8-летней Алекс, сын Рика и Эвилен, и Анк Су Намун, которой в сиквеле досталась одна из ключевых ролей. Алекса сыграл Фредди Боат, о котором можно сказать, что это очень талантливый мальчуган, сыгравший харизматичного ребенка подобно игре маленьких актеров во всеми любимом «Гарри Потере». Однако, Фредди Боат по какой-то причине не стал тесно связывать свою жизнь с карьерой актера и «Мумия возвращается» так и осталась его минутой славы. Как бы там ни было, в фильме ему отведена важная роль, с которой он прекрасно справился. У него много экранного времени, и смотреть на его персонажа – одно удовольствие, поскольку он не просто изображает заурядного ребенка, он отыгрывает личность с характером и темпераментом не хуже взрослых актеров. Его арка состоит в том, что он надевает на свою руку, найденный его родителями, браслет Анубиса. Тот самый браслет, который носил Царь скорпионов, ныне покоившийся в своей гробнице, местоположение которой никому не известно. Это место зовется оазисом Амшир. Суть в том, что у надевшего этот браслет есть возможность пробудить Царя скорпионов, чтобы сразить его и стать вместо него повелителем армии Анубиса. Но на это отпускается всего 7 дней. Если не успеть отыскать нужное место, то браслет убьет того, на чьей он руке.
За два абзаца я пересказал несколько сюжетных завязок – так и «Мумия возвращается» содержит в себе гораздо больше сюжетных линий, событий, мест действия и экшена, чем «Мумия» 1999 года. Тепм фильма совсем другой – здесь нет долгих сюжетных диалогов, тут все объясняется на ходу. При этом Стивену Соммерсу удалось сохранить идеальный баланс, фильм не воспринимается солянкой, в которую напихали всего подряд. Но контента здесь на самом деле гораздо больше. Видно, что у Стивена Соммерса, который является не только режиссером, но и сценаристом, было очень много идей для фильма, от которых он не хотел отказываться. Если бы темп повествования был, как у оригинальной «Мумии», то хронометраж сиквела составил не менее 3 часов. Но Стивен Соммерс вновь уложился в 2 часа. И стоит его поздравить с тем, что ему далось все собрать, скомпоновать и показать филигранно и правильно. Фильм ощущается динамичным и богатым на экшен-сцены, но не перегруженным ими.
Есть еще одна сюжетная линия, которою я не хочу спойлерить для тех, кто все еще не смотрел это кино. Но не могу не отметить экшен сцену, связанную с ней. Эта арка возвращает зрителя в город Фивы на 3000 лет назад. В этом эпизоде нам демонстрируют показательный поединок Нефертири, дочери фараона, и Анк Су Намун. Так вот эпизод с этим поединком заслуживает отдельных аплодисментов. Это воистину эстетическое удовольствие – наблюдать сражение двух женщин-воительниц всевозможным оружием в древне-египетском гриме. Да и в целом, весь древне-египетский антураж воплощен в фильмах Стивена Соммерса просто блестяще. Ни капли фальши. Зрителю гораздо легче удается погрузиться в мир кино, когда в него безоговорочно веришь. И здесь эффект погружения на высоте.
Следующий эпизод, заслуживающий внимания, это момент, когда все персонажи, и главные герои, и антагонисты, прибывают в одно место – оазис Амшир. Во-первых, такое место действия вносит приятный контраст в песочно-желтую картинку обеих частей «Мумии». Но главное – это племя мертвых пигмеев, охраняющих это место от чужаков. В общем, снова экшен-эпизод. Но его нельзя не отметить, ведь он снова прекрасен и изобретателен. В этом эпизоде практически всем персонажам отведена своя роль: пока Рик пытается вызволить из плена Алекса, Эвилин и Джонатан прикрывают его огнем с возвышенности. Темп экшена просто ураганный, зритель невольно сжимает кулаки, волнуясь за героев. Тем временем Ардет Бэй встает на пути своего старого неприятеля Лок-На и дерется с ним насмерть. Нападение пигмеев происходит внезапно из высокой травы, и, если вступление фильма мне напомнило вступление «Гладитора», то появление из травы этих пигмеев мне напоминает «Парк Юрского периода 2: затерянный мир» с его моментом, в котором на группу людей нападают рапторы из высокой травы. Но все эти ассоциации не ведут ни к чем плохому, поскольку эти эпизоды в «Мумия возвращается» исключительно качественны, нет и намека на вторичность. Не смотря на напряженность, обеспеченную отличным экшеном, этот момент временами способен и развлечь хорошим юмором. Меня всегда забавляет, когда под конец погони Рик бросает пигмеям зажженную динамитную шашку, один из них ее ловит и бежит с ней, как с трофеем=).
Ну и пора перейти к финалу фильма. В обзоре 1-ой «Мумии» я ругал нелепый и наигранный экшен в финале фильма, где Рик О’Коннелл играючи расправляется с толпами мумий. А пока он спасает Эвилин и рушит планы Имхотепа, последний лениво ходит за Джонатаном в попытке отобрать у того Книгу Мертвых. Между этими фильмами промежуток времени всего 2 года, но за это время Стивен Соммерс, словно, тогда уже понял, что подобный залихватский экшен выглядит слишком нереалистично, что мешает зрителю переживать за героев. Поэтому в сиквеле этим уже не грешат, никто не раскидывает толпы мумий. Напротив – в этот раз нам показывают великолепный поединок Рика с Имхотепом, который поставлен и снят просто бесподобно. Накал эмоций зашкаливает. Постановка боя с замедлениями просто великолепна (по сути именно такой метод с внезапными замедлениями боя в будущем использует Зак Снайдер в своих «300 спартанцах»). Причем в этот момент у зрителя нет уверенности, что победит именно главный герой, ведь режиссер очень хитро и уместно аккурат перед этим эпизодом включил другой эпизод, в котором показал, что сценарий не всегда щадит главных героев. После того момента (кстати, очень эмоционального) еще не успеваешь оправиться и вполне допускаешь, что не все истории заканчиваются хэппи-эндом. Стивен Соммерс умело играет ожиданиями зрителей.
Тем временем финальный экшен не перестает набирать обороты, и пока Рик сражается с Имхотепом, Царь скорпионов возрождается огромным чудовищем с телом человека-скорпиона (подобно кентавру) и клешнями вместо рук. После чего оба, и Рик, и Имхотеп, начинают противостоять новому врагу, каждый – в своих целях. Я все пытаюсь подобрать нужное слово к описанию финального эпизода и уже много раз написал «великолепно», «бесподобно» и бла-бла-бла. Но единственно верное слово – «ураганный». Это просто ураганная экшен-сцена с жанре фентези, которую вполне можно сравнить по эпичности с битвой с пещерным троллем и бегством от Балрога в «Братстве кольца». Просто супер.
Однако, спустя какое-то время нашлись те, кто раскритиковал финальный образ Царя скорпионов за нереалистичную графику. Причина в том, что сам Дуэйн Джонсон не принимал участия в съемках этого эпизода, и его лицо и тело полностью анимированы. Проблема в том, что в 2001 году технологии компьютерных спецэффектов еще не были столь совершенны, чтобы пытаться с их помощью воплотить облик человека. В результате, не смотря на ураганный экшен, многие назвали Царя скорпионов в облике чудовища не реалистичным. Но я вполне понимаю создателей фильма и в частности художников. Дело в том, что в оригинальной «Мумии» 1999 года они уже воплотили лучшего экранного монстра своего времени – Имхотеп в образе мумии поражал воображение. И в случае с «Мумия возвращается» они не хотели понижать планку, ведь, по сути, в фильме не было ни одного монстра, от которого могла отвиснуть челюсть. В итоге в попытке повторить свой успех художники нарисовали такого монстра, с которым в 2001 году еще не могла справиться компьютерная анимация. Они воспользовались технологиями своего времени. Но планка была задрана так высоко, что не все приняли просадку в качестве, пусть и в реализации столь сложного чудовища. Ситуация напоминает видео-игру Crysis 2007 года – разработчики реализовали такую невероятную компьютерную графику, что в 2007-ом эта игра не шла без тормозов ни на одном компьютере. Многие тогда обрагули разработчков за такой подход. В связи с этим, у меня есть предложение к Стивену Соммерсу и продюсерам фильма: вам стоит поступить так же, как сделали с 1-ым эпизодом «Звездных войн» - они отремастировали фильм, заменив некоторых кукол на CGI-модели. В частности Йода, представленный в оригинале куклой с вяло моргающими глазами, был перерисован с помощью более современной графики. В результате у фанатов появилась возможность посмотреть свое любимое кино с обновленной картинкой и новой графикой. Я представлю, какой был бы праздник для фанатов, если бы в прокат вышла «Мумия возвращается» с обновленной графикой. Но кто в Голливуде станет слушать диванного эксперта из Тамбова?=)
Пора уже и сказать несколько слов о недостатках фильма. Я так долго его хвалил, что могло возникнуть впечатление, будто фильм идеален. Но объективно недостатки есть, как и у любого другого фильма, ведь, как известно, идеала не существует, и нет предела совершенству. Возможно, кто-то назовет это придирками, но я напоминаю – это обзор фильма сквозь призму времени, который должен прояснить, актуален ли фильм или устарел. Ответ прост – фильм актуален и вы от него точно получите удовольствие (как я), но некоторые моменты откровенно «режут глаз». Например, вся арка с Алексом завязана на том, что на его руке замкнулся браслет Анубиса. Но черт возьми! Этот браслет носил Царь скорпионов в исполнении Дуэйна Джонсона. Сдается мне, что запястье рестлера раз в 5 толще запястья 8-летнего пацаненка. Этот браслет можно легко снять через руку. Да что там снять! Он просто падал бы. Но не будь этого сюжетного ляпа, могло не быть и всего фильма.
Следующее, что хочется поругать, это то, что Стивен Соммерс не сумел-таки полностью обойтись без нереалистичных моментов. Один, да оставил. А именно, когда волна воды сбивает дирижабль с героями. Это натуральное крушение. Но эпичность картинки взяла верх над логикой. После крушения, которое должно было унести жизни всех присутствующих на борту, следует сцена, в которой герои просто отряхиваются и отправляются дальше пешком. Стивен-Стивен, напортачил! Ведь и в оригинальной «Мумии» было падение самолета, но это повлекло гибель старого капитана. Выходит, что где-то сиквел исправляет ошибки оригинала, а где-то делает новые, которые не допускал даже предшественник. Стыдно!
Это не все, в самом финале тоже начудили. Рик и Имхотеп свисают на краю трещины в царство мертвых. Свисают они подобно тому, как Фродо висел над лавой в Роковой горе. Ну так и с какой стати они так висят? Буквально в предыдущем кадре Рик нависал над этой трещиной спиной вниз. Он что, сальто сделал, чтобы удержаться? Ну вот никак он не мог так повиснуть. Почему висит Имхотеп – вообще загадка, в предыдущем кадре он никуда не падал. Создается устойчивое впечатление, что в финальный монтаж не включили какие-то кадры, которые помогли бы нам понять как это вышло. Ну и последнее (возможно, реально придирка от меня) – в этом же эпизоде я не согласен с поступком Анк Су Намун. Ведь в начале истории она сама лишила себя жизни ради любви к Имхотепу. Поэтому не вполне понятно, что с ней случилось в финале.
Подытожим. «Мумия возвращается» без сомнений стала классикой фентези-приключений, как и оригинальная «Мумия» 1999 года. Рекомендую ли я фильм тем, кто его почему-то не смотрел? Однозначно, да! Это кино из высшей лиги, а в таких фильмах не все решает графика. К тому же она тут не плохая. Она такая, какая она была в 2001 году. И если вы с удовольствием смотрите «Властелин колец», «Парк Юрского периода» или «Гарри Поттер», то не пропустите «Мумию» и «Мумия возвращается». Ценители качественного кино точно оценят. Есть и примеры – за последнюю пару лет я рекомендовал «Матрицу» и «Кинг-Конга» Питера Джексона своим знакомым, не смотревшим эти фильмы. Они были в восторге, не смотря на прошедшие 20-25 лет с момента релизов этих фильмов. По поводу устаревших моментов – да, они есть, но, как я уже говорил, они есть у каждого фильма, пожалуй. Помните тот мем «почему Фродо и Сэм не отправились к Роковой горе на орлах? Управились бы за пару дней. Не было бы ни войны, ни кровопролитий». Суть в том, что некоторых ляпов можно было бы легко избежать. Но с другой стороны, и сегодня выходят фильмы, богатые на ляпы и нелогичности. Возможно, сейчас таких фильмов даже больше, чем раньше. Лично от меня 9 баллов из 10. Присоединяйтесь к обсуждению фильма в комментариях и смотрите любое кино, какое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. Такое, как «Мумия возвращается». Не прощаюсь, тоже вернусь…=)