Найти в Дзене
Токсичный зритель

"Мумия возвращается": фильм 2001 г. спустя 24 года

Привет киноманам! Сегодня в рубрике «Устарел ли?» «Мумия возвращается» 2001 года, с момента премьеры которой прошло 24 года (время, остановись!). Это прямой сиквел «Мумии» 1999 года, если вдруг кто-то этого не знает и все еще не смотрел выдающуюся дилогию о египетских проклятиях Стивена Соммерса. Это обзор сквозь призму времени и вопросы традиционные – как кино смотрится сегодня, можно ли его рекомендовать не смотревшим его, прошло ли проверку временем или безнадежно устарело? Камера, мотор, начали! Сразу стоит отметить, что сиквел повторяет оригинал в одной-единственной части – оживлении мумии Имхотепа, жреца фараона Сети 1-го, жившего 3000 лет назад. Во всем остальном «Мумия возвращается» довольно сильно отличается от 1-ой части. Основной сюжет закручивается здесь не вокруг любви Имхотепа и Анк Су Намун. Вступительная сцена, рассказывающая завязку основного сюжета, не столь локальна. Нам представляют нового персонажа – Царя скорпионов в исполнении Дуэйна Джонсона (это, кстати, его де

Привет киноманам! Сегодня в рубрике «Устарел ли?» «Мумия возвращается» 2001 года, с момента премьеры которой прошло 24 года (время, остановись!). Это прямой сиквел «Мумии» 1999 года, если вдруг кто-то этого не знает и все еще не смотрел выдающуюся дилогию о египетских проклятиях Стивена Соммерса. Это обзор сквозь призму времени и вопросы традиционные – как кино смотрится сегодня, можно ли его рекомендовать не смотревшим его, прошло ли проверку временем или безнадежно устарело? Камера, мотор, начали!

Сразу стоит отметить, что сиквел повторяет оригинал в одной-единственной части – оживлении мумии Имхотепа, жреца фараона Сети 1-го, жившего 3000 лет назад. Во всем остальном «Мумия возвращается» довольно сильно отличается от 1-ой части. Основной сюжет закручивается здесь не вокруг любви Имхотепа и Анк Су Намун. Вступительная сцена, рассказывающая завязку основного сюжета, не столь локальна. Нам представляют нового персонажа – Царя скорпионов в исполнении Дуэйна Джонсона (это, кстати, его дебют на большом экране). Царь скорпионов был жестоким воином и предводителем целой армии, стремившимся завоевать все соседние народы. Сцена впечатляет размахом и батальностью. Есть у меня подозрение, что этот прием Стивен Соммерс подсмотрел у Ридли Скотта в его «Гладиаторе» вышедшем годом раньше. После продолжительной войны амбиции и армия Царя скорпионов были разбиты, ввиду чего жестокий воин предложил богу войны Анубису свою душу, если тот даст ему уцелеть после поражения. Анубис принял предложение Царя скорпионов и поставил его предводителем своей армии волкоподобных воинов. Снят и смонтирован этот эпизод с невероятным размахом. Сегодня тем, кто все еще не смотрел этот фильм, может не понравиться только компьютерная графика 2001 года, в остальном – все прекрасно и невероятно захватывающе. Таким образом, открывающая сцена в «Мумия возвращается» сильно повышает планку эпичности и темпа относительно оригинальной картины. Но я подчеркиваю – это не лучше, чем в «Мумии», это просто иначе, Стивен Соммерс не стал прибегать к самоповторам, и это ооочень хорошо.

Бывалому рестлеру Дуэйну Джонсону не привыкать бежать так на противника...
Бывалому рестлеру Дуэйну Джонсону не привыкать бежать так на противника...

Так же из новых персонажей, оказывающих влияние на сюжет, в фильме имеются 8-летней Алекс, сын Рика и Эвилен, и Анк Су Намун, которой в сиквеле досталась одна из ключевых ролей. Алекса сыграл Фредди Боат, о котором можно сказать, что это очень талантливый мальчуган, сыгравший харизматичного ребенка подобно игре маленьких актеров во всеми любимом «Гарри Потере». Однако, Фредди Боат по какой-то причине не стал тесно связывать свою жизнь с карьерой актера и «Мумия возвращается» так и осталась его минутой славы. Как бы там ни было, в фильме ему отведена важная роль, с которой он прекрасно справился. У него много экранного времени, и смотреть на его персонажа – одно удовольствие, поскольку он не просто изображает заурядного ребенка, он отыгрывает личность с характером и темпераментом не хуже взрослых актеров. Его арка состоит в том, что он надевает на свою руку, найденный его родителями, браслет Анубиса. Тот самый браслет, который носил Царь скорпионов, ныне покоившийся в своей гробнице, местоположение которой никому не известно. Это место зовется оазисом Амшир. Суть в том, что у надевшего этот браслет есть возможность пробудить Царя скорпионов, чтобы сразить его и стать вместо него повелителем армии Анубиса. Но на это отпускается всего 7 дней. Если не успеть отыскать нужное место, то браслет убьет того, на чьей он руке.

Эвилин снова находит древне-египетский артефакт, браслет Анубиса, способный воскрешать стихийное зло - Царя скорпионов на службе у самого Анубиса
Эвилин снова находит древне-египетский артефакт, браслет Анубиса, способный воскрешать стихийное зло - Царя скорпионов на службе у самого Анубиса

За два абзаца я пересказал несколько сюжетных завязок – так и «Мумия возвращается» содержит в себе гораздо больше сюжетных линий, событий, мест действия и экшена, чем «Мумия» 1999 года. Тепм фильма совсем другой – здесь нет долгих сюжетных диалогов, тут все объясняется на ходу. При этом Стивену Соммерсу удалось сохранить идеальный баланс, фильм не воспринимается солянкой, в которую напихали всего подряд. Но контента здесь на самом деле гораздо больше. Видно, что у Стивена Соммерса, который является не только режиссером, но и сценаристом, было очень много идей для фильма, от которых он не хотел отказываться. Если бы темп повествования был, как у оригинальной «Мумии», то хронометраж сиквела составил не менее 3 часов. Но Стивен Соммерс вновь уложился в 2 часа. И стоит его поздравить с тем, что ему далось все собрать, скомпоновать и показать филигранно и правильно. Фильм ощущается динамичным и богатым на экшен-сцены, но не перегруженным ими.

Есть еще одна сюжетная линия, которою я не хочу спойлерить для тех, кто все еще не смотрел это кино. Но не могу не отметить экшен сцену, связанную с ней. Эта арка возвращает зрителя в город Фивы на 3000 лет назад. В этом эпизоде нам демонстрируют показательный поединок Нефертири, дочери фараона, и Анк Су Намун. Так вот эпизод с этим поединком заслуживает отдельных аплодисментов. Это воистину эстетическое удовольствие – наблюдать сражение двух женщин-воительниц всевозможным оружием в древне-египетском гриме. Да и в целом, весь древне-египетский антураж воплощен в фильмах Стивена Соммерса просто блестяще. Ни капли фальши. Зрителю гораздо легче удается погрузиться в мир кино, когда в него безоговорочно веришь. И здесь эффект погружения на высоте.

Находка браслета приводит в дом О'Коннелов беду. Но старый друг Ардет Бэй приходит к ним напомощь
Находка браслета приводит в дом О'Коннелов беду. Но старый друг Ардет Бэй приходит к ним напомощь

Следующий эпизод, заслуживающий внимания, это момент, когда все персонажи, и главные герои, и антагонисты, прибывают в одно место – оазис Амшир. Во-первых, такое место действия вносит приятный контраст в песочно-желтую картинку обеих частей «Мумии». Но главное – это племя мертвых пигмеев, охраняющих это место от чужаков. В общем, снова экшен-эпизод. Но его нельзя не отметить, ведь он снова прекрасен и изобретателен. В этом эпизоде практически всем персонажам отведена своя роль: пока Рик пытается вызволить из плена Алекса, Эвилин и Джонатан прикрывают его огнем с возвышенности. Темп экшена просто ураганный, зритель невольно сжимает кулаки, волнуясь за героев. Тем временем Ардет Бэй встает на пути своего старого неприятеля Лок-На и дерется с ним насмерть. Нападение пигмеев происходит внезапно из высокой травы, и, если вступление фильма мне напомнило вступление «Гладитора», то появление из травы этих пигмеев мне напоминает «Парк Юрского периода 2: затерянный мир» с его моментом, в котором на группу людей нападают рапторы из высокой травы. Но все эти ассоциации не ведут ни к чем плохому, поскольку эти эпизоды в «Мумия возвращается» исключительно качественны, нет и намека на вторичность. Не смотря на напряженность, обеспеченную отличным экшеном, этот момент временами способен и развлечь хорошим юмором. Меня всегда забавляет, когда под конец погони Рик бросает пигмеям зажженную динамитную шашку, один из них ее ловит и бежит с ней, как с трофеем=).

Великолепный поединок Нефертири и Анк Су Намун
Великолепный поединок Нефертири и Анк Су Намун

Ну и пора перейти к финалу фильма. В обзоре 1-ой «Мумии» я ругал нелепый и наигранный экшен в финале фильма, где Рик О’Коннелл играючи расправляется с толпами мумий. А пока он спасает Эвилин и рушит планы Имхотепа, последний лениво ходит за Джонатаном в попытке отобрать у того Книгу Мертвых. Между этими фильмами промежуток времени всего 2 года, но за это время Стивен Соммерс, словно, тогда уже понял, что подобный залихватский экшен выглядит слишком нереалистично, что мешает зрителю переживать за героев. Поэтому в сиквеле этим уже не грешат, никто не раскидывает толпы мумий. Напротив – в этот раз нам показывают великолепный поединок Рика с Имхотепом, который поставлен и снят просто бесподобно. Накал эмоций зашкаливает. Постановка боя с замедлениями просто великолепна (по сути именно такой метод с внезапными замедлениями боя в будущем использует Зак Снайдер в своих «300 спартанцах»). Причем в этот момент у зрителя нет уверенности, что победит именно главный герой, ведь режиссер очень хитро и уместно аккурат перед этим эпизодом включил другой эпизод, в котором показал, что сценарий не всегда щадит главных героев. После того момента (кстати, очень эмоционального) еще не успеваешь оправиться и вполне допускаешь, что не все истории заканчиваются хэппи-эндом. Стивен Соммерс умело играет ожиданиями зрителей.

Тем временем финальный экшен не перестает набирать обороты, и пока Рик сражается с Имхотепом, Царь скорпионов возрождается огромным чудовищем с телом человека-скорпиона (подобно кентавру) и клешнями вместо рук. После чего оба, и Рик, и Имхотеп, начинают противостоять новому врагу, каждый – в своих целях. Я все пытаюсь подобрать нужное слово к описанию финального эпизода и уже много раз написал «великолепно», «бесподобно» и бла-бла-бла. Но единственно верное слово – «ураганный». Это просто ураганная экшен-сцена с жанре фентези, которую вполне можно сравнить по эпичности с битвой с пещерным троллем и бегством от Балрога в «Братстве кольца». Просто супер.

Финальный поединок Рика и Имхотепа - образец битв один на один в кино
Финальный поединок Рика и Имхотепа - образец битв один на один в кино

Однако, спустя какое-то время нашлись те, кто раскритиковал финальный образ Царя скорпионов за нереалистичную графику. Причина в том, что сам Дуэйн Джонсон не принимал участия в съемках этого эпизода, и его лицо и тело полностью анимированы. Проблема в том, что в 2001 году технологии компьютерных спецэффектов еще не были столь совершенны, чтобы пытаться с их помощью воплотить облик человека. В результате, не смотря на ураганный экшен, многие назвали Царя скорпионов в облике чудовища не реалистичным. Но я вполне понимаю создателей фильма и в частности художников. Дело в том, что в оригинальной «Мумии» 1999 года они уже воплотили лучшего экранного монстра своего времени – Имхотеп в образе мумии поражал воображение. И в случае с «Мумия возвращается» они не хотели понижать планку, ведь, по сути, в фильме не было ни одного монстра, от которого могла отвиснуть челюсть. В итоге в попытке повторить свой успех художники нарисовали такого монстра, с которым в 2001 году еще не могла справиться компьютерная анимация. Они воспользовались технологиями своего времени. Но планка была задрана так высоко, что не все приняли просадку в качестве, пусть и в реализации столь сложного чудовища. Ситуация напоминает видео-игру Crysis 2007 года – разработчики реализовали такую невероятную компьютерную графику, что в 2007-ом эта игра не шла без тормозов ни на одном компьютере. Многие тогда обрагули разработчков за такой подход. В связи с этим, у меня есть предложение к Стивену Соммерсу и продюсерам фильма: вам стоит поступить так же, как сделали с 1-ым эпизодом «Звездных войн» - они отремастировали фильм, заменив некоторых кукол на CGI-модели. В частности Йода, представленный в оригинале куклой с вяло моргающими глазами, был перерисован с помощью более современной графики. В результате у фанатов появилась возможность посмотреть свое любимое кино с обновленной картинкой и новой графикой. Я представлю, какой был бы праздник для фанатов, если бы в прокат вышла «Мумия возвращается» с обновленной графикой. Но кто в Голливуде станет слушать диванного эксперта из Тамбова?=)

Тот самый графический Царь скорпионов, вызвавший в дальнейшем споры
Тот самый графический Царь скорпионов, вызвавший в дальнейшем споры

Пора уже и сказать несколько слов о недостатках фильма. Я так долго его хвалил, что могло возникнуть впечатление, будто фильм идеален. Но объективно недостатки есть, как и у любого другого фильма, ведь, как известно, идеала не существует, и нет предела совершенству. Возможно, кто-то назовет это придирками, но я напоминаю – это обзор фильма сквозь призму времени, который должен прояснить, актуален ли фильм или устарел. Ответ прост – фильм актуален и вы от него точно получите удовольствие (как я), но некоторые моменты откровенно «режут глаз». Например, вся арка с Алексом завязана на том, что на его руке замкнулся браслет Анубиса. Но черт возьми! Этот браслет носил Царь скорпионов в исполнении Дуэйна Джонсона. Сдается мне, что запястье рестлера раз в 5 толще запястья 8-летнего пацаненка. Этот браслет можно легко снять через руку. Да что там снять! Он просто падал бы. Но не будь этого сюжетного ляпа, могло не быть и всего фильма.

Следующее, что хочется поругать, это то, что Стивен Соммерс не сумел-таки полностью обойтись без нереалистичных моментов. Один, да оставил. А именно, когда волна воды сбивает дирижабль с героями. Это натуральное крушение. Но эпичность картинки взяла верх над логикой. После крушения, которое должно было унести жизни всех присутствующих на борту, следует сцена, в которой герои просто отряхиваются и отправляются дальше пешком. Стивен-Стивен, напортачил! Ведь и в оригинальной «Мумии» было падение самолета, но это повлекло гибель старого капитана. Выходит, что где-то сиквел исправляет ошибки оригинала, а где-то делает новые, которые не допускал даже предшественник. Стыдно!

Вместе с Царем скорпионов возрадилась армия Анубиса
Вместе с Царем скорпионов возрадилась армия Анубиса

Это не все, в самом финале тоже начудили. Рик и Имхотеп свисают на краю трещины в царство мертвых. Свисают они подобно тому, как Фродо висел над лавой в Роковой горе. Ну так и с какой стати они так висят? Буквально в предыдущем кадре Рик нависал над этой трещиной спиной вниз. Он что, сальто сделал, чтобы удержаться? Ну вот никак он не мог так повиснуть. Почему висит Имхотеп – вообще загадка, в предыдущем кадре он никуда не падал. Создается устойчивое впечатление, что в финальный монтаж не включили какие-то кадры, которые помогли бы нам понять как это вышло. Ну и последнее (возможно, реально придирка от меня) – в этом же эпизоде я не согласен с поступком Анк Су Намун. Ведь в начале истории она сама лишила себя жизни ради любви к Имхотепу. Поэтому не вполне понятно, что с ней случилось в финале.

Прежняя Анк Су Намун была наложнице фараона и умело сражалась на кинжалах, нынешняя Анк Су Намун во всю палит из пулемета
Прежняя Анк Су Намун была наложнице фараона и умело сражалась на кинжалах, нынешняя Анк Су Намун во всю палит из пулемета

Подытожим. «Мумия возвращается» без сомнений стала классикой фентези-приключений, как и оригинальная «Мумия» 1999 года. Рекомендую ли я фильм тем, кто его почему-то не смотрел? Однозначно, да! Это кино из высшей лиги, а в таких фильмах не все решает графика. К тому же она тут не плохая. Она такая, какая она была в 2001 году. И если вы с удовольствием смотрите «Властелин колец», «Парк Юрского периода» или «Гарри Поттер», то не пропустите «Мумию» и «Мумия возвращается». Ценители качественного кино точно оценят. Есть и примеры – за последнюю пару лет я рекомендовал «Матрицу» и «Кинг-Конга» Питера Джексона своим знакомым, не смотревшим эти фильмы. Они были в восторге, не смотря на прошедшие 20-25 лет с момента релизов этих фильмов. По поводу устаревших моментов – да, они есть, но, как я уже говорил, они есть у каждого фильма, пожалуй. Помните тот мем «почему Фродо и Сэм не отправились к Роковой горе на орлах? Управились бы за пару дней. Не было бы ни войны, ни кровопролитий». Суть в том, что некоторых ляпов можно было бы легко избежать. Но с другой стороны, и сегодня выходят фильмы, богатые на ляпы и нелогичности. Возможно, сейчас таких фильмов даже больше, чем раньше. Лично от меня 9 баллов из 10. Присоединяйтесь к обсуждению фильма в комментариях и смотрите любое кино, какое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. Такое, как «Мумия возвращается». Не прощаюсь, тоже вернусь…=)

-10