Найти в Дзене
Токсичный зритель

"Мумия: гробница Императора Драконов": фильм 2008 г. спустя 17 лет

Привет киноманам! Сегодня предлагаю вам взглянуть через призму времени на горячо ожидаемый фильм 2008 года – продолжение «Мумии» с подзаголовком «Гробница Императора Драконов». Насколько горячо этот фильм ждали фанаты, настолько же ожесточенно его ругали после премьеры, и ругают по сей день. Я пересмотрел дилогию Стивена Соммерса, спин-офф «Царь скорпионов», и выложил соответствующие обзоры. Настал черед Императора Драконов. Давайте разбираться, какие проблемы были у этого фильма, почему его многие раскритиковали, и как этот фильм смотрится спустя 17 лет. Камера, мотор, начали!

Если, кто-то не в курсе, то спешу вас сразу обрадовать, что сейчас ведется работа над 4-ым фильмом, в котором задействованы Брендан Фрейзер и Рейчел Вайс. Брендан Фрейзер называет разрабатываемый фильм продолжением своей мечты в отличии от «Гробницы Императора Драконов». По моему убеждению, его нелестный отзыв о 3-ем фильме не напрасен, потому что «Мумию» с Джетом Ли, кажется, можно ругать бесконечно. Фильм традиционно начинается с предыстории персонажа, которого в дальнейшем будут «пробуждать». В отличии от «Мумии» Стивена Соммерса вступление 3-го фильма не имеет никаких отсылок к историчности. Тут даже не называют для видимости каких-либо дат, закадровый голос просто вещает «Давным-давно…». Эта фраза также навевает предчувствие, что перед нами не мистическое приключение, как было у Стивена Соммерса, а сказка сказочная. В течении последующих 3-4 минут это предчувствие подтверждается.

Давным-давно жил-был китайский император фривольно. Пока не встретил женщину... т.е. ведьму
Давным-давно жил-был китайский император фривольно. Пока не встретил женщину... т.е. ведьму

Режиссер Роб Коэн и группа сценаристов пошли самым ленивым путем и пересказали вступление, которое мы уже видели в 2002 году в этой же франшизе. А именно история китайского военачальника – копия истории Мемнона из «Царя скорпионов». Только там был древне-египетский антураж, а тут древне-китайский. Словно двоечник переписал сочинение у хорошиста, заменив лишь некоторые речевые обороты. Ладно, что там с этим военачальником, жаждущим захватить все народы Китая? Он научился управлять 5 стихиями – огнем, водой, землей, деревом и металлом. Да, вот так запросто. Каким образом и с помощью чего – нам не говорят. Просто взял и научился. Надо тоже попробовать научиться, вдруг получится?

Обладания силами стихий ему было мало, и он решил познать секрет бессмертия. Для этого он послал человека на поиски ведьмы, способной наложить на него заклятие бессмертия, которая в свою очередь будет использовать волшебные гадальные кости. И вот, пересматривая этот фильм, я невольно загибал пальцы: от начала прошло всего несколько минут, а тут уже и сила стихий, и ведьмы, и заклятие бессмертия, и волшебные гадальные кости. В результате все заканчивается взаимным предательством, и ведьма накладывает на Императора и всю его армию проклятие. Из всех отверстий Императора начинает струиться… шоколад, по всей видимости. Он возгорается, словно фитиль и гаснет, застывший в окаменелой позе. Ну, знаете, как обожженная глина превращается в кирпич, керамику или терракоту. Только вот глина сама по себе не течет, поэтому, скорее всего, это был шоколад.

Невольно понимаешь – стиль фильма сильно изменился, тут на каждом шагу будет разное «волшебство», словно в «Гарри Поттере». Подкрепляется все это боевыми навыками Джета Ли. Ведь для Голливуда Китай = кунг-фу. Смотришь на это и недоумеваешь: перед тобой либо сказка, либо кунг-фу боевик, но никак не новая «Мумия».

Шок-коладом п-поп-перхнулся...
Шок-коладом п-поп-перхнулся...

После не самого каноничного вступления на лице зрителя все-таки появляется удовлетворенная и одобряющая улыбка, ведь в кадре появляется наш любимый герой – лихой сорвиголова Рик О’Коннелл. Ноооо… улыбка быстро сменяется недоумением и разочарованием, потому что нам представляют Рика уже не лихим сорвиголовой, а неуклюжим и криворуким клоуном. Он живет теперь жизнью аристократа, не связанной с экспедициями и опасностями. Он, видите ли, теперь рыбачит, но даже удочку забросить не в состоянии по своей неловкости. Он залазит на дерево, но сваливается с него… За что вы так с моим любимым героем? Кто-то решил, что поклонники «Мумии» именно этого теперь хотят? Этот сиквел имеет много схожего с 5-й частью «Пиратов Карибского моря», где фантастика была на каждом шагу, а любимый герой превращался в клоуна, который только и делал, что кривлялся на экране. Но если в «Пиратах» были и светлые моменты, то в «Гробнице Императора Драконов» вы рискуете их так и не увидеть…

Далее нам представляют новую Эвилин, жену Рика. К сожалению для зрителей, но к счастью для Рейчел Вайс, она решила не сниматься в этом фильме, чем избежала дальнейшего позорища. Ее место заняла Мария Белло. Я отношусь к этой актрисе нормально, хотя, конечно, смену лица было неприятно видеть. Но в данном случае неважно, кто играет персонажей, ведь ни одному актеру тут не позволяют сыграть что-то толковое. Напротив – всех персонажей будут высмеивать и выставлять в глупом свете путем идиотских диалогов. Наверное, каждый из нас бывал в ситуациях, когда на нашей работе кто-то из руководства придумывал откровенную глупость, и эту глупость выполнял не сам, а поручал вам. Так, пожалуй, и тут. Прежняя Эвилин была авантюристкой и египтологом. Подчеркиваю – египтологом. Потому что новая Эвилин невзначай станет экспертом по всему, что только можно, а не только лишь в области Древнего Египта. Но поскольку они с Риком сейчас живут обычной жизнью без приключений и опасностей, ну, то есть не интересной жизнью, авторы фильма и зрителю показывают максимально неинтересные события и эпизоды. Наверное, для того, чтобы зритель в полной мере прочувствовал, как СКУЧНО живется семье О’Коннеллов. Эвилин ходит на книгочтения, где вслух читает свои любовные романы для других аристократок-бездельниц, которым больше нечем убивать время. Так же как зритель убивает свое время при просмотре этого «зрелища».

О'Коннеллы изменились не в лучшую сторону. Алекс теперь - своенравная капризная детина, Рик постоянно предпринимает неуклюжие попытки примириться с сыном, а Эвилин в совершенстве овладела навыками "постоянно недовольной жены" - что бы ни сделал Рик, она манерно закатывает глаза. Спасибо за это "приображение"...
О'Коннеллы изменились не в лучшую сторону. Алекс теперь - своенравная капризная детина, Рик постоянно предпринимает неуклюжие попытки примириться с сыном, а Эвилин в совершенстве овладела навыками "постоянно недовольной жены" - что бы ни сделал Рик, она манерно закатывает глаза. Спасибо за это "приображение"...

Далее следует эпизод ужина Рика и Эвилин. Эпизод сопровождается невероятно нудным диалогом о писательстве Эвилин. Диалог не интересен, не остроумен, не смешон. Он ужасен. Забавно, что фильм-то вышел значительно короче фильмов Стивена Соммерса – финальные титры тут начинаются на 102-й минуте, но даже в этом непродолжительном хронометраже авторам было нечего показать, и они, как могли, растягивали фильм филлерами. Диалог заканчивается так же, как и начался – ничем. Но этого мало, черт побери! Далее Эвилин садится за печатную машинку, но не может написать и строчки, поскольку у нее авторский кризис. Прямо, как у сценаристов этого фильма. Она с ненормальной мимикой пытается придумать подходящее название и перечисляет вслух абсурдные варианты: «Плохая мумия» (опять-таки, как этот фильм), «Мерзкая мумия» или ее лучший вариант – «Зловредная мумия». Вы только вдумайтесь – «зловредная»… Рука/лицо/ярко-красный отпечаток!

Пока О’Коннелы, авторы фильма и зрители тратят свое время ни на что, их повзрослевший сын, Алекс, ведет раскопки в Китае в поисках захоронения того самого правителя, так и не заполучившего бессмертие. В первом фильме была целая экспедиция с интересными событиями, а тут магия монтажа: хоп! И найдено. Зато авторы не знали, что показать, и набили свой фильм глупыми филлерами. Алекс со своим компаньоном и китайскими помощниками спускаются в гробницу, в которой и пошевелиться невозможно, чтобы не активировать тем самым какую-нибудь смертельную ловушку. Тут у авторов, наоборот, разыгралось воображение, и они явно переборщили с количеством ловушек. Герои делают шаг за шагом, из-под ног вырывается столб кислотного пара, убивая одного из помощников; следующий шаг – и выдвигаются десятки автоматических арбалетов, обстреливающих буквально всю залу; следом (авторы даже не потрудились показать, как это было активировано) из стены вылетает подобие диска циркулярки и убивает еще одного помощника; герои почти у цели, но пол под ногами буквально разъезжается, и Алекс падает вниз прямиком к своему китайскому императору. Прямо не гробница, а камера пыток. У авторов в самом деле не было чувства меры: где нужно – у них пусто, где не нужно – слишком густо. При этом смертям помощников не придается ни малейшего значения. Погибли и черт с ними, главное – нашли что искали. Такие себе герои, не особо располагают к себе.

Вот этот вот справа... должно быть, он нам не очень друг, раз целится в нас
Вот этот вот справа... должно быть, он нам не очень друг, раз целится в нас

Но ловушек, как показалось сценаристам, слишком мало. Откуда не возьмись, появляется неизвестный кунг-фуист в маске (мы же в Китае) и явно пытается остановить Алекса, оставив Императора в его гробнице. Этот кунг-фуист явно нацелен всех убить. К примеру, запрыгнув на Алекса верхом, он пытается удержать его под опускающимся противовесом одного из механизмов и таким образом оторвать ему голову. Алекс никак не может высвободиться, но в какой-то момент срывает с кунг-фуиста маску. Кунг-фуист оказывается кунг-фуисткой, молоденькой такой… весом килограмм 45… вот её-то Алекс и не мог с себя сбросить. Но компаньон Алекса выхватывает револьвер и стреляет, после чего кунг-фуистка убегает, как ошпаренная. В чем был ее план? Она рассчитывала всех перебить в расчете на то, что ни у кого не окажется оружия? А если окажется, то делать ноги во всю прыть? При этом она, испуганная револьвером, в дальнейшем окажется бессмертной. Рука/лицо/ярко-красный отпечаток с другой стороны…

Тем временем родители Алекса все же решают немного отойти от скучной жизни и берутся-таки за плёвое на первый взгляд задание – отвезти в Китай некий артефакт – Око Шангри-Ла. Все совпадения (китайская находка Алекса / китайский артефакт Эвилин и Рика) для зрителя должны быть случайными, никаких подозрений. Задание по сути почтовое, просто отвезти. Но! Вот так сюрприз! Компаньон Алекса оказался предателем, у него в свою очередь был свой злодейский компаньон (какой-то ноунем китайский офицер, мотивы которого так и не прояснятся), и это именно они в сговоре организовали поездку Рика и Эвилин из Англии в Китай. Прямиком к найденному Императору. Потому что… (друзья, это гениально) … китайским заговорщикам для оживления Императора нужно, чтобы египтолог Эвилин О’Коннелл прочитала надпись на артефакте, написанную на древне-китайском языке. Т.е. китайцы, сидя в Китае и имея в компаньонах (пусть и путем обмана) Алекса О’Коннелла, который в теме древне-китайской истории, организовывают приезд египтолога. Но египтолог невзначай превращается в китайского историка и переводчика с древне-китайского. Вот так с помощью белых ниток авторы вписали старых персонажей в новую историю, не имеющую никакого отношения к Египту.

А ну читай! Читай, говорю! Кому говорят, читай!
А ну читай! Читай, говорю! Кому говорят, читай!

Моразм крепчает. Эвилин читает на артефакте «лишь кровь чистого сердцем откроет око». Тут нужно пояснение: поскольку фантастическая составляющая тут на невероятной высоте, авторы придумывают на ходу. Внутри Ока Шангри-Ла, представляющего собой большой алмаз, содержится толика воды из того самого озера Шангри-Ла, воды которого делают человека бессмертным. Короче – сейчас эта вода оживит Императора, а в дальнейшем сам алмаз нужно поместить на вершину золотой башни в Гималайских горах, и он укажет путь в Шангри-Ла. Туда нужно добраться, погрузиться в воды озера, и станешь бессмертным. В общем, Эвилин читает надпись, китайские злодеи благодарят и собираются застрелить Рика. Эвилин, не колеблясь и мгновения, встает перед пистолетом злоумышленника. Типа «убей меня, но его пощади». Довольно глупо, ведь поведение злодеев ясно – Рик им будет мешать, а Эвелин, как эксперт (лицо, мгновенно превращающееся из эксперта по Древнему Египту в эксперта по древнему Китаю), еще пригодится. А она полагает, что злодеям нужно просто кого-то убить, неважно – кого, поэтому она закрывает собой мужа. Черт с ним, ведь без этой белиберды сюжет не двинется дальше. Китайский злодей моментально приходит к выводу: «лишь чистый сердцем предложит свою жизнь взамен чужой, ее кровь сгодится». Другими словами, артефакт принимает кровь любого семьянина. Дело в шляпе – выходишь на улицу, ловишь любого семейного и все готово. Если сомневаешься, бери того, у кого есть дети, он точно сгодится.

Использую инструмент авторов 3-й «Мумии» - магию монтажа. Император возвращен к жизни / главным героям удается выжить / 45-килограммовая кунг-фуистка становится союзницей / сценарию удобно, чтобы у Джонатана, брата Эвилин, в Китае был свой клуб / в этом клубе Рик встречает своего старого и очень полезного знакомого / у этого знакомого есть свой самолет. Не задаваясь вопросами, все герои летят в Гималайские горы, взяв с собой в салон самолета… корову? Т.е. яка. Зачем? А ради сногсшибательной шутки, которая втаптывает в грязь Джонатана, как персонажа, да и всю франшизу в целом. Самолет трясет, посадка жесткая, и корова заблёвывает самолет, в особенности – Джонатана. Смешно? Живот надорвешь. Но нет, внимательный зритель заметит 2-секундный кадр, в котором корова будет навьючена поклажей героев в их походе. И в дальнейшем нам покажут буквально чемоданы и ящики с оружием и боеприпасами, которые не унесла бы ни одна корова. Все бы ничего, но при первом же диалоге в ближайшей экшен-сцене Эвилин прокричит самую приевшуюся фразу всех боевиков «у меня патроны на исходе!!!». НА КАКОМ, ТВОЮ МАТЬ, ИСХОДЕ, ЭВИЛИН??!! У ВАС ТАМ С СОБОЙ ЦЕЛЫЙ ВОЕННЫЙ СКЛАД БЫЛ ЕЩЕ МИНУТУ НАЗАД!!! СЦЕНАРИСТЫ, АЛЛО!!! ВЫ ТАМ ВООБЩЕ В СВОЕМ УМЕ?!! ИЛИ ЭТО АТТРАКЦИОН ДИБИЛИЗМА?!! Итак, патронов нет, но ведь можно призвать на помощь… снежных людей, йети. А как это сделать? Ну что-то там прописклявить на китайском языке 45-килограммовой кунг-фуистке в сторону бескрайних гор, и йети незамедлительно выбегут из-за ближайшего сугроба. Рука/лицо/красные отметины превращаются в синяки. Что дальше? У меня есть парочка вариантов: марсиане, годзилла, темная сторона силы. Ну а почему бы и нет? Сомнений больше нет: это аттракцион дибилизма.

Кому-нибудь этот йети напоминает Салли из "Корпорации монстров"? Разве что не синий
Кому-нибудь этот йети напоминает Салли из "Корпорации монстров"? Разве что не синий

Последнее слово ключевое. Практически все, что произносят персонажи либо глупо, либо тупо, либо дебильно. Другого не дано. Между 45-килограммовой кунг-фуисткой, пытавшейся ранее оторвать голову Алексу, и, собственно, самим Алексом, оказывается, безмолвная любовь, и они решаются объясниться, добравшись до Шингри-Ла и стоя неподалеку от озера вечной молодости. Но кунг-фуистка говорит Алексу «Нет», она, дескать, бессмертна и живет уже несколько тысяч лет, она не сможет справиться со смертной жизнью Алекса, ведь когда-нибудь он умрет. Происходит этот диалог практически на берегу озера вечной молодости. В котором, судя по всему, можно купаться только китайским кунг-фуисткам, но никому другому нельзя. Иначе как объяснить ее душевные терзания?

Все, что происходит дальше, исключительно плохо, и не оставляет фильму никаких шансов. Император добирается-таки до озера вечной молодости и погружается в его воды. Выныривая, он превращается в 3-голового дракона. Бессмертная ведьма «достает кролика из шляпы» – теперь, по ее словам, император может превращаться в любое чудовище. Обладания силами стихий, очевидно, фильму было мало. При этом компьютерная графика ужасна – дракон нарисован на уровне Дракоши из «Шрека» 2001 года. В фильме 2002 г. «Власть огня» с Кристианом Бэйлом и Мэтью МакКонахи драконы были в разы достовернее. При этом бюджет «Власти огня» был 60 млн. долларов против 145 миллионов 3-й «Мумии». Наверное, это потому, что авторы «Власти огня» не пытались завалить зрителя компьютерной графикой, а использовали ее там, где необходимо. Это помогло создать непродолжительные но «живые» эпизоды с драконами.

Мультипликация продолжается...
Мультипликация продолжается...

Император в виде 3-голового ящера летит в стан своих соратников – аванпост военизированной группировки, что уже смешно, ведь нам так и не скажут, зачем эти армейцы вернули к жизни их «местного Гитлера». Там нам покажут военные самолеты, внедорожники и артиллерийские орудия, типа зениток. Но почему-то АБСОЛЮТНО НИКОГО в этом лагере не беспокоит 3-головый дракон, подлетающий и приземляющийся прямо посреди лагеря. Кажется, я знаю почему. Просто потому, что сперва киношники сняли этот лагерь со стороны, а потом, не захотев заморачиваться, просто пририсовали приземляющегося дракона. Вот поэтому никто и не реагирует. «К» - «качество». Ну, или «Китай», там ведь к драконам привыкли…

Финальный экшен… абсурд не сбавляет оборотов. Ведьма сходится с Императором в кунг-фу поединке. Помним: Китай = кунг-фу. Тут и император, и ведьма, и каждый встречный-поперечный по-любому кунг-фуист. Ведьма идет на хитрость (или тупость) – даёт Императору убить себя, и в этот момент незаметно крадет у него кинжал, которым можно его убить. В чем, собственно, план? В надежде, что союзники найдут твой труп, а вместе с ним и кинжал? Почему бы нет?

Кому тут не хватало кунг-фу? Щас сделаем...
Кому тут не хватало кунг-фу? Щас сделаем...

Одолев ведьму, Имератор зачем-то спешит в свое убежище, чтобы что-то там наколдовать со стихиями. Зрителю так и не скажут, что он собирался сделать. Для ускорения он превращается… не в мышонка, не в лягушку, а в неведому зверушку. В прямом смысле. В какую-то рогатую скотину, рассмотреть которую нам не дают. В кульминации сего утомительного действа на пути Императора встает Рик О’Коннелл, призывающий того драться как мужчина, то бишь без магии. При этом «мужской» поединок подразумевает нападение на Императора со спины Алексом О’Коннелом. Вновь начинается кунг-фу, которое ну никак не вяжется с франшизой «Мумия». При этом авторы решили, что дешевле и легче будет сделать поединок не динамичным и захватывающим, а в замедленной съемке Slo-mo. Но не в таком эффектном Slo-mo, который за год до этого мы наблюдали в «300 спартанцев», а в размазанном и искажающем изображение. Супер! Ничего не скажешь, просто супер! Как же не хотелось авторам тратить время на постановку качественного поединка, который мог бы хоть под конец фильма зацепить зрителя. А ведь финальный поединок с Имхотепом в «Мумия возвращается» был невероятно хорош.

Терракотовая армия Имератора тоже восстала из мертвых, но это лишь массовка
Терракотовая армия Имератора тоже восстала из мертвых, но это лишь массовка

Черт, как я устал от самого фильма, так и устал описывать весь этот кошмар. Как фильм? Между ним и дилогией Стивена Соммерса качественная пропасть. Они далеки друг от друга словно Каир и Шанхай. Эти фильмы не связывает ничего, кроме лиц Брендана Фрейзера и Джона Ханны. Обычно, в подобном кино я подмечаю хотя бы редкие достоинства и ставлю средний балл. Но в «Гробнице Императора Драконов» нет ничего хорошего. Ничего, что могло бы хоть как-то зацепить зрителя (я уже молчу про фанатов старых фильмов). Я почитал зрительские отзывы на КиноПоиске и обратил внимание, что некоторые пытаются натянуть баллы за принадлежность к культовой франшизе. Для меня же это, наоборот, усугубляет ситуацию. Авторы не имели абсолютно никакой компетентности в этой франшизе. Это не «Мумия». В нулевые была популярна серия фильмов-пародйи «Очень страшное кино». Эти фильмы по большей части пародировали другие фильмы ужасов типа «Крик» или «Звонок». «Гробница Императора Драконов» выглядит именно смехотворной пародией, которую решили окрестить сиквелом и дать название «Мумия», ведь это название приносит деньги. Сейчас остается лишь скрестить пальцы в надежде, что «Мумия 4» удастся такой, какой она заслуживает быть. Ведь есть и хорошие примеры возвращенных франшиз – «Хоббит», «Бегущий по лезвию 2049» или «Топ Ган: Мэверик». Ну а «Гробнице Императора Драконов» я ставлю 4 балла из 10. Фильм неважно смотрелся в 2008 году, а в 2025-ом на него просто жалко тратить время и портить настроение после просмотра оригинальной дилогии Стивена Соммерса. Результат – рука/лицо словно после боксерского поединка.

Смотрите любое кино, какое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. Такое, как «Мумия» и «Мумия возвращается». Присоединяйтесь к обсуждению фильма в комментариях, буду рад услышать ваше мнение. Не прощаюсь…