Найти в Дзене
Православная Жизнь

Всенощное бдение: когда совершается и зачем оно нужно

Оглавление

Всенощное бдение – это особое православное богослужение, которое совершается вечером накануне Литургии в особо значимые дни церковного календаря. Свое название оно получило потому, что изначально начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Со временем, из заботы о немощах верующих, длительность бдения сократили – теперь служба заканчивается еще в тот же вечер, обычно занимая около двух часов. По сути, всенощная объединяет последования вечерни, утрени и первого часа в одну торжественную службу.

Когда совершается всенощное бдение?

В современной практике Русской Православной Церкви всенощное бдение служится не каждый день, а преимущественно перед наиболее важными праздниками и воскресными днями. Как правило, бдение совершается накануне следующих дней:

  • Воскресенье. Каждый субботний вечер в храме служится всенощная к предстоящему воскресному дню – ведь по библейской традиции новый день начинается с вечера.
  • Двунадесятые праздники. Накануне двенадцати главных православных праздников года (Рождества Христова, Пасхи, Троицы и др.) обязательно совершается праздничное бдение.
  • Особо чтимые дни святых. В Типиконе указаны дни памяти некоторых святых, отмеченные как великие (например, апостола Иоанна Богослова или святителя Николая Чудотворца) – в их канун также полагается полное бдение.
  • Храмовый праздник. В день престольного праздника храма (то есть память святого или события, в честь которого освящен данный храм) накануне вечером, как правило, служится всенощная.
  • По усмотрению настоятеля. Кроме указанных случаев, настоятель храма может решить совершить бдение и перед другим праздником – в соответствии с местной традицией или по просьбе общины.

Таким образом, всенощное бдение всегда предшествует важному событию: будь то воскресная Литургия или праздничный день церковного года. В обычные будни, когда великого праздника нет, вместо всенощной могут совершаться более краткие службы (например, одна вечерня или вседневное бдение в сокращенной форме).

Как проходит всенощное бдение?

Богослужение начинается вечером, обычно около 17-18 часов, когда в храме зажигаются все свечи и лампады, создавая торжественную атмосферу.

Всенощная служба более продолжительная и величественная по своему строю, чем будничные службы: звучит многоголосое пение церковного хора, священнослужители совершают каждение всего храма, наполняя пространство благоухающим дымом фимиама – символом молитв, возносящихся к Богу. Вечернее богослужение сопровождается обилием светильников (отсюда выражение "всенощная при большем освещении"), что подчеркивает духовную радость грядущего праздника.

Последование всенощного бдения включает две основных части – великую вечерню и утреню (за которыми кратко следует первый час). Каждая из этих частей наполнена глубоким символизмом.

Первая часть – вечерня – по своему содержанию напоминает времена Ветхого Завета: при сотворении мира и в истории падшего человечества наступает ночь, люди ожидают пришествия Спасителя. На вечерне звучит 103-й псалом «Благослови, душе моя, Господа», прославляющий Бога Творца, читаются ветхозаветные пророчества (паремии) о грядущем Избавителе. Закрытие Царских врат во время вечерни символически напоминает об изгнании прародителей из рая, а последующее каждение и выход священника из алтаря – о надежде на пришествие Христово.

Утреня, следующая за вечерней, означает наступление Нового Завета – явление в мир Иисуса Христа и Его славное Воскресение. Уже первые ангельские слова утрени «Слава в вышних Богу, и на земли мир…» отсылают нас к воспеванию Богомладенца в ночь Рождества. На утрене особенно торжественно исполняется полиелей – радостное славословие милости Божией, после которого в великие праздники читается отрывок из Евангелия, относящийся к событию праздника.

Завершается бдение пением Великого славословия – одного из самых древних гимнов Церкви, которым прославляется Пресвятая Троица и которое в древности совпадало с рассветом нового дня.

В течение всей всенощной чередуются разнообразные молитвословия и песнопения, посвященные празднику. Хор поет особые гимны – стихиры (вечерние песнопения) и утренний канон (состоящий из библейских песен и тропарей), тексты которых раскрывают сущность празднуемого события или прославляют святого. Также читаются фрагменты Священного Писания: например, на великих праздниках на вечерне положены паремии – отрывки из Ветхого Завета, связанные с прообразами праздника, а на утрене часто провозглашается праздничное Евангелие. Все эти переменные части службы помогают нам услышать историю и смысл праздника в богослужебной форме.

По словам священника Алексея Власова, «все тексты, все молитвы, все гимны, псалмы – это рассказ о Боге... соборное действие, когда люди друг другу рассказывают, какой замечательный и прекрасный наш Бог». Благодаря такому обилию духовно насыщенных текстов каждая всенощная превращается в настоящий пир славословия, где верующие единым сердцем и устами восхваляют Господа. После окончания утрени и первого часа служба завершается отпустом – священник провозглашает заключительную молитву и благословляет всех расходиться с миром до утра, когда состоится Божественная литургия.

Отметим, что в приходской практике всенощное бдение обычно завершается около 20-ти часов вечера, то есть продолжается далеко не "всю ночь". Тем не менее, в некоторых монастырях и поныне сохраняется традиция служить бдение полностью по уставу – от заката до рассвета. Например, на Афоне ночная служба действительно длится всю ночь напролет, а под утро сразу совершается Литургия. В обычных же храмах верующие после всенощной расходятся по домам, чтобы утром вновь собраться на литургическое празднование уже отдохнувшими телесно и просветленными духовно.

Зачем нужно всенощное бдение?

Изначально цель всенощного бдения заключалась в том, чтобы посвятить грядущую ночь молитве, и в радости встретить наступающий праздник вместе с Богом. В наши дни бдение по-прежнему занимает особое место в духовной жизни православных христиан. Вот несколько причин, почему эта служба так важна и нужна всем верующим:

  • Полнота участия в богослужении. Всенощная служба фактически является первой половиной единого богослужения, венчающегося следующей утром Литургией. Если приходить только на утреннюю Литургию, то получается, что человек "входит в духовный фильм с середины, пропустив начало" – подобно зрителю, опоздавшему к первой половине кинофильма. На всенощной же верующий присутствует с самого начала, переживая всю глубину и красоту богослужения целиком.
  • Раскрытие смысла праздника и назидание в вере. Основное содержательное наполнение церковного праздника происходит именно на всенощной. Литургия на 90% состоит из неизменяемых молитвословий, тогда как на вечерне и утрене звучат уникальные тексты дня. Стихиры, каноны, псалмы, библейские чтения – все это донесено до нас святыми отцами и гимнографами специально для данного праздника или дня памяти. На всенощном бдении мы слышим повествование о событии или святом, прославляемом Церковью, и через эти песнопения лучше понимаем его духовное значение. Иными словами, всенощная учит всех нас вере: в песнопениях излагаются основы православного учения, события Священной истории и примеры христианской святости. Тот, кто регулярно посещает бдения, постепенно усваивает богатейшее святоотеческое наследие, заключенное в церковных гимнах и молитвах.
  • Совместная молитва и духовная польза. Всенощное бдение – это еще и время соборной молитвы, когда община вместе возносит хвалу и прошения Господу. Такое молитвенное стояние вечером помогает человеку отвлечься от суеты прошедшего дня и обрести душевный мир. Неспешные псалмопения, покаянные молитвы и величественные славословия настраивают сердце на благоговение. Православное богослужение – отблеск ангельского славословия Богу, и если мы привыкаем молиться здесь, на земле, то уже сейчас приобщаемся Небесной жизни. Сама церковная молитва питает душу особой благодатной пищей, которую не может дать никакая земная радость: это глубокий мир и утешение во Господе. Многие верующие отмечают, что после всенощной выходишь из храма внутренне обновленным, с просветленной душой, готовой принять Христовы Дары на следующий день.
  • Подготовка к причастию – «наша жертва Богу». Наконец, посещение всенощного бдения традиционно рассматривается как важная часть подготовки к Таинству Евхаристии. Протоиерей Игорь Фомин отмечает, что всенощная – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем и силами, тогда как Литургия есть жертва Бога нам. Принять дар Божий – Святое Причастие – бывает гораздо легче, если накануне мы сами постарались принести Богу посильную жертву своего внимания и молитвы. С точки зрения церковного устава, всенощное бдение считается обязательным богослужением перед причастием: оно очищает наши чувства, «настраивает нас на жертву, которую Христос уготовляет нам при Святом Причащении». Поэтому, готовясь приступить к Святому Причастию, христианину крайне желательно накануне вечером побывать в храме на всенощной – чтобы встретить Господа молитвой, покаянием и благодарением.

Подводя итог, отметим, что всенощное бдение нужно верующим, чтобы полноценно участвовать в церковной жизни и глубже переживать свою веру. Эта древняя богослужебная традиция – не формальность и не "дополнительная" служба, а неотъемлемая часть православного богопочтения. Через всенощную Церковь вводит нас в тайну праздника, готовит наши души к встрече с Богом и наполняет сердца светлой радостью о Христе. Посещая всенощные бдения, человек укореняется в духовной жизни, черпает вдохновение для борьбы с грехом и учится возносить Богу искреннюю молитву. Поэтому важно не пренебрегать этой возможностью, которую дает нам Церковь: как можно чаще приходить в субботний или праздничный вечер в храм, чтобы вместе со всеми вознести Господу молитвенное «Благослови, душе моя, Господа!» – и выйти обновленным, преисполненным благодати предстояния Богу в кругу церковной общины.

🌿🕊🌿