Эта необыкновенной красоты усадьба, похожая на русский терем, когда-то принадлежала Петру Ивановичу Щукину. И её до сих пор охраняет крылатый единорог!
Щукины – династия московских купцов, русские «текстильные короли». В Писцовых книгах за 1625 Пётр Иванович нашёл упоминание о том, что его род происходит от «Ивашки сына Щукина» из Боровска.
У купца 1-й гильдии, банкира и мануфактурщика Ивана Васильевича Щукина и его жены Екатерины Петровны, дочери богатейшего чаеторговца Петра Кононовича Боткина, было одиннадцать детей. Заботливый отец большого семейства, Иван Васильевич позаботился дать детям хорошее образование, поэтому в доме был целый штат гувернёров и преподавателей. Прежде всего их готовили к традиционной в семье коммерческой деятельности, но и интерес к искусству прививали. В результате четверо из братьев Щукиных стали коллекционерами.
- В первую очередь, это, конечно, Сергей Иванович, автор уникального собрания французских импрессионистов и постимпрессионистов.
- Дмитрий Иванович коллекционировал картины старых европейских мастеров, а также фарфор.
- Иван Иванович собрал большую библиотеку и коллекцию полотен испанских художников.
- А вот Пётр Иванович, в отличие от братьев, собиравших картины, что только не собирал...
Пётр Иванович Щукин
Получив прекрасное образование в России, 19-летний Пётр Щукин отправился на стажировку сначала в Берлин, затем в Лион, где изучал тонкости производства шёлковых тканей и обучался торговому делу. Именно во Франции Щукин увлёкся коллекционированием.
Вернувшись в Россию в 1878, Пётр Иванович стал работать в конторе отца, в правлении торгового дома «И. В. Щукин с сыновьями» на Ильинке, которое он называл «амбаром» и в котором проработал до конца своих дней.
Он поселился в доме на углу Пречистенки и Лопухинского переулка, где и разместил сначала свою уникальную коллекцию, которая, по определению И.Э. Грабаря, содержала «настоящие жемчужины». Пётр Иванович коллекционировал ткани, ковры, старинное оружие, медали и ордена, рукописи и иконы, архивы дворянских семей, гравюры и рисунки, посуду, церковная утварь, фарфор, – много всего... Позже возникло ещё и восточное собрание персидских ковров, оружия, текстиля и фарфора.
Сначала он хаотично собирал всё подряд, но со временем определился и стал собирать предметы русской старины. Дотошно изучал каждый предмет. Алексей Петрович Бахрушин говорил о нём:
Он не собирает ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучивши его по книгам. Обо всём он может прочесть целую лекцию с места в карьер!
Вскоре для обширного собрания дом на Пречистенке стал тесноват. И в 1891, получив наследство, Пётр Иванович приобрёл участок с большим садом на окраине Москвы, в Малых Грузинах. И приступил к строительству целого комплекса зданий в стиле старинных русских палат, с изразцами и кокошниками, высокими шатровыми крышами, башенками, флюгерами в виде флажков и орлов.
Петру Ивановичу хотелось, чтобы его усадьба передавала сам дух старомосковской допетровской эпохи и чтобы её облик был созвучен хранящейся в ней коллекции.
И ему это удалось!
Вы входите в эти ворота, украшенные поясом кокошников и килевидной кровлей:
И сразу стихает шум большого города. И вы оказываетесь в тихом уголке старой Москвы, в окружении великолепных сказочных зданий, и перед вами предстаёт русское узорочье во всей своей красе!
Старое здание музея
Первое – или Старое – здание музея (ул. Малая Грузинская, д. 15, строение 1) было возведено в 1892 – 1893 в глубине усадьбы:
Пётр Иванович пригласил для строительства известного архитектора Бориса Викторовича Фрейденберга, который строил здания банков и доходных домов на Ильинке и Кузнецком мосту. Но самые известные его работы – это Сандуновские бани:
... и городская усадьба Петра Ивановича Щукина.
Вдвоём они ездили в Ярославль изучать для своего музея-терема исторические здания и зарисовывать декоративные элементы фасадов: изразцы, подвески и кокошники, башенки и шатровые крыши, пузатые колонны-дыньки... И вскоре выросло на участке нарядное двухэтажное сооружение из красного кирпича.
Полюбуйтесь на эту крышу, выполненнную «в шахматы»:
Верхний этаж отделан красной кирпичной кладкой с белым нарядным декором:
И майоликовыми изразцами, изготовленными на заводе М.С. Кузнецова:
Нижний этаж украшен «бриллиантовым» четырёхгранным рустом, напоминающим о Грановитой палате в Кремле:
Фасады здания щедро украшены яркими майоликовыми фризами:
А какое крыльцо!
Его украсила копия подвески над крыльцом у церкви Иоанна Предтечи в Ярославле:
Невысокие массивные колоны соединены арками, в которых свисают каменные «гирьки».
Миниатюрный балкон одного из фасадов – выход на него из кабинета Петра Ивановича – венчает кокошник, украшенный медальоном с изображением птицы Сирин:
Этот балкон – копия балкона Палат бояр Романовых на Варварке, сравните:
Сейчас в этом небольшом светлом здании близ Кремля находится великолепный музей, который знакомит нас с патриархальным бытом московского боярства 16 – 17 веков:
Но вернёмся к нашей усадьбе.
Помимо прямых заимствований есть в этом здании и много своего, уникального. Например, медальон с роскошным крылатым единорогом в окружении разноцветных майоликовых лучей, вставленный в кокошник главного фасада:
Интерьеры Старого здания также были решены в русском стиле, экспонаты хранились в красивых витринах:
В 1895 Музей российских древностей Петра Ивановича Щукина принял своих первых посетителей. Вход был свободным каждый день с 10 до 12. Щукин сам водил посетителей по залам.
В музей приходили и художники, чтобы зарисовывать старинные вещи. Предметы быта и интерьера были настолько интересными и редкими, что многие знаменитые художники (Суриков, Серов, Васнецов, Верещагин и другие) приходили и писали с натуры прямо в музее.
Шли годы, музейная коллекция росла, места для её хранения не хватало. И Щукин решил построить ещё одно здание.
Новое здание
Новое здание музея (ул. Малая Грузинская, д. 15), более просторное, Щукин заказал архитектору Адольфу Эрихсону. Оно построено в 1896 – 1898 вдоль красной линии улицы:
И также напоминает русский терем:
Архитектор Адольф Эрнестович Эрихсон специализировался на стиле модерн, но для Петра Ивановича выстроил особняк в русском стиле:
Оба здания, старое и новое, были соединены 27-метровым подземным тоннелем:
Тоннель освещался световыми окнами. Вдоль его стен тоже располагались экспонаты - образцы старорусской резьбы: киоты, царские врата, дуги, коромысла, наличники...
Ворота и ограда спроектированы также Адольфом Эрихсоном:
Завершил ансамбль одноэтажный терем (ул. Малая Грузинская, д. 15, строение 2) для музейного склада и архива, построенный в 1905 архитектором Ф.Н. Кольбе:
Все три здания созданы в едином стиле и прекрасно гармонируют друг с другом, несмотря на то, что были построены в разное время разными архитекторами.
Судьба музея
В 1905 Пётр Иванович подарил свою коллекцию вместе со зданиями Историческому музею. Это был щедрый подарок. Министерство народного просвещения в ответ пожаловало бескорыстному меценату чин действительного статского советника: теперь к нему надлежало обращаться «Ваше превосходительство». Купец Петр Иванович Щукин очень гордился своим форменным генеральским пальто на голубой подкладке (чин действительного статского советника соответствовал званию генерала).
Он оставался хранителем своего музея, проводил в нём экскурсии, продолжал пополнять коллекции, каталогизировать, издавать описи. И до конца жизни содержал и музей, и сотрудников, которые там работали. Вот на это самое крыльцо лакей выносил по утрам генеральское пальто Петра Ивановича:
И чистил его там, чтобы это видели все:
Что в итоге?
П.И. Щукин завещал хранить единую коллекцию, не разъединять её экспонаты. Однако после смерти Петра Ивановича в 1912 (он скончался 12 октября от гнойного аппендицита) коллекцию вывезли из усадьбы. Бесценные экспонаты распределили по разным музеям Москвы: в Исторический, Музей Востока, Третьяковку, Оружейную палату. А в стенах усадьбы Петра Ивановича Щукина с 1934 и по сей день располагаются коллекции Биологического музея им. Тимирязева.
В 1950 между двумя зданиями музея была выстроена оранжерея, как раз над соединяющим здания подземным туннелем:
Кому в здравом уме могло прийти в голову развернуть в стильных интерьерах экспозиции «Происхождение и эволюция человека», «Физиология и анатомия животных», «Мир грибов», «Природа и человек»?
Не спорю, ландшафтные диорамы «Смешанный лес», «Птичий базар», «Песчаная пустыня» сами по себе и интересны, и красивы.
Но они никак не соответствуют ни облику, ни самому духу усадьбы Щукина, ни его идеям и замыслам.
Что бы сказал Пётр Иванович Щукин, увидев в стеклянных витринах своего дома чучела животных и подобные экспонаты? Ведь он строил этот музей специально под свою коллекцию. Для него было очень важно, чтобы облик его усадьбы был созвучен хранящимся в ней вещам. Ему-то это удалось. Но после него всё это было забыто.
Интерьеры сегодня, прямо скажем, убогие, убитые. От былого великолепия не осталось почти ничего. Из исторических интерьеров сохранилась лестница из белого итальянского мрамора, ведущая на второй этаж:
...мраморные полы и кессонные потолки некоторых комнат:
... и вот эта красивая колонна, поддерживающая арки в парадном вестибюле:
На втором этаже располагалась гостиная в рокайльном стиле, и здесь сохранилась великолепная лепнина потолка:
Сохранились огромные металлические двери:
Щукин очень боялся пожаров, и потому заказал в «Новый музей» металлические двери, расписав их цветными красками. Сейчас двери белого цвета.
Это в Новом здании. В Старом размещается администрация музея, посторонних туда не пускают. Подземный коридор, соединяющий два здания, по-прежнему существует, но доступа туда сейчас нет.
Адрес: улица Малая Грузинская, д. 15.
Совсем недалеко от бывшей усадьбы П.И. Щукина находится католический собор необыкновенной красоты (ул. Малая Грузинская, д. 25), в котором можно послушать органную музыку:
А в Музее-квартире К.А. Тимирязева увидим много книг, кембриджскую мантию, позолоченные стулья из соломки и чемодан фирмы «Louis Vuitton»