Мы заглянем с вами в Сандуны во вторник - потому что только по вторникам, в санитарный день, там проводят экскурсии и съёмки (экскурсии - днём, съёмки - только ночью). Заглянем только в мужское отделение, потому что исторические интерьеры сохранены только там.
Начало истории
История Сандуновских бань началась не в Москве, а в Петербурге. И построили их не предприниматели, а чета актёров. При Екатерине II, которая была страстной поклонницей театра и сама писала пьесы, на сцене Эрмитажного театра блистала талантливая певица Елизавета Уранова. В этом же театре служил выдающийся комический актёр Сила Сандунов.
Их брак благословила сама Екатерина. Она подобрала невесте платье из своего гардероба, одарила молодых бриллиантами и лично присутствовала на венчании, которое состоялось 14 февраля 1791 в домовой церкви Зимнего дворца.
Перебравшись со временем в Москву, в Петровский театр Медокса, супруги продали камни и на эти деньги приобрели участок земли для строительства доходных домов. Но вскоре изменили свои планы и решили построить на этом участке бани.
Решено - сделано. В 1808 строительство было завершено. Таким образом, Сандунам уже исполнилось 215 лет.
Бани получились на славу. Они сразу стали пользоваться популярностью в Москве. Благополучно пережили большой московский пожар 1812 года. Говорят, что сам Наполеон успел попариться в Сандунах. Они были даже не баней, а скорее клубом, где можно было заключить контракт, пообщаться, вкусно поесть. И, конечно, попариться) Название бани получили по имени своего первого владельца и основателя С.Н. Сандунова.
Сила Николаевич происходил из знатного грузинского рода Зандукели, представители которой переселились в Россию вместе с грузинским царём Вахтангом VI в 1724. Первых банщиков С.Н. выписал из Тифлиса, который был знаменит своими серными банями.
После смерти Силы Николаевича Сандунова бани не раз меняли своих хозяев, но сохраняли своё историческое название. В 1869 их выкупил купец первой гильдии Иван Григорьевич Фирсанов. Он не занимался банями, а сдавал их в аренду Петру Ивановичу Бирюкову. Бани к этому времени уже были довольно устаревшими и обветшавшими.
В 1890 Иван Григорьевич скоропостижно скончался и его единственная дочь Вера стала наследницей огромного состояния, в том числе и Сандунов. Первое, что она сделала - развелась с нелюбимым мужем и вернула себе фамилию Фирсанова (от этого брака у неё была дочь Зоя), а второе - возглавила семейное дело и стала сама вести дела своего отца.
Женщина редкой красоты, она, по словам очарованного ею писателя А.В. Амфитеатрова, представляла собой "смесь старомосковского, даже замоскворецкого, закала с парижским выпеком".
Она управляет предприятиями, разбросанными по всей стране, превращает имение Середниково в подмосковный культурный центр, где выступали Шаляпин и Рахманинов, а многие художники жили на всём готовом.
Художнику Юону настолько там понравилось, что он выкупил у Фирсановой кусок земли (не в Середникове, а в Лигачёве, деревне неподалёку) и построил себе там небольшой домик.
Фирсанова строит рядом с имением полустанок Николаевской железной дороги (сейчас это платформа "Фирсановская"). И активно занимается благотворительностью.
А Сандуновские бани?
Их ждёт небывалый расцвет!
Вера Ивановна отказывает в аренде Бирюкову, за бесценок продаёт Сандуны вышедшему в отставку гвардейскому поручику Алексею Ганецкому, сделав его таким образом богатым женихом, - и в 1892 выходит за него замуж.
Новый хозяин решил вернуть Сандунам былую славу и сделать их лучшими банями в Москве. Он задумал грандиозную перестройку и пригласил из Вены знаменитого архитектора Бориса Викторовича Фрейденберга, который и создал этот шедевр архитектуры и инженерной мысли.
Техническое оснащение Сандунов было по тем временам фантастическое. Соорудили новый водопровод. По нему вода в банные резервуары поступала прямо из Москва-реки, в Сандунах проходила через систему очистки новейшими фильтрами и её можно было пить. Но для питьевой воды пробурили ещё и артезианскую скважину (расход воды был очень большой). Перестроили вентиляционную систему. Провели электричество - для этого была построена собственная электростанция. Торжественное открытие Сандунов состоялось 14 февраля 1896.
Такого Москва ещё не видела!
Трёхэтажный дворец в стиле эклектики, с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики и классицизма. При строительстве использовали самые лучшие материалы: норвежский и итальянский мрамор, плитку из Англии и Швейцарии. В интерьерах - ценные породы дерева, дорогие ткани. Стены и карнизы украшены позолоченной лепниной, настенной живописью и восточными орнаментами, а лестничные ограждения и светильники отлиты из чугуна и бронзы.
В общем, убранство было самое роскошное. Многое сохранилось до сих пор. Автор этих потрясающих интерьеров - архитектор С.М. Калугин.
Сандуны распахнули свои двери для всех, банные отделения были разной ценовой категории: и по 5 копеек, и по 10, и по 50 копеек. Были и совсем дорогие - по 5 рублей. Помимо традиционной русской парной – сухая "ирландская", а также турецкая баня.
Прекрасные интерьеры самого дорогого мужского (50 копеек) отделения (сейчас – "Высший разряд") - почти полностью сохранились.
Вестибюль в стиле рококо, утопающий в зелени и зеркалах:
Всюду - морская, водная тематика: волны, раковины, цвет морской волны...
Великолепная кованая лестница - чугунная, кружевная - зовёт нас пдняться наверх:
Читальня в стиле ренессанс:
Которая, однако, не пользовалась популярностью у посетителей, поэтому вскоре вместо библиотеки здесь устроили парикмахерскую, а затем буфет.
Готическая раздевальня - это огромный зал с кожаными диванами:
Тяжелый массивный деревянный потолок, кованые светильники - как будто попадаешь в средневековый замок.
По периметру расположены 13 кабинетов со столиками, зеркалами. Они похожи на купе в поездах и отделены от общего зала шторками, здесь можно сидеть небольшими компаниями:
Под высокими готическими сводами - мозаичное панно художника В.А. Фролова:
Оно изображает дымящийся Везувий и находящуюся неподалёку от него гору Монте-Сомма:
За раздевальней следовал Мавританский зал. В нём три просторных кабинета.
Вход в зал украшают арабские скакуны. Здесь также располагались сейфы.
Из раздевальни переходим в помывочную:
И святая святых - парные, сердце Сандунов. Дело ведь не в богатых интерьерах, Сандуны знамениты своим отменным паром:
Расписание: когда какой пар будут подавать:
Здешние печи считаются идеальными. Они топятся всю ночь. Как ни пытались их повторить в других местах, такого пара нигде не получается. Именно "на пар" прилетают в Сандуновские бани люди со всей России.
После парной желающие могут окунуться в бочку с холодной водой (5-7 градусов). Воду после каждого клиента сливают и бочки автоматически заполняются чистой водой:
Из помывочной - в великолепный бассейн, гордость Сандунов:
Он огромный, в помпейском, как тогда говорили, стиле. Стены облицованы норвежским мрамором, который отличается от итальянского особым блеском. Водоём облицован английским фарфором. Свет падает сверху через стеклянный витражный потолок.
Трудно поверить, но именно в этом бассейне С.Эйзенштейн снимал фильм "Броненосец "Потёмкин"...
Архитектор Фрейденберг в поисках вдохновения объездил многие известные бани мира и ему очень понравились термы Будапешта. Помпейский бассейн Сандуновских бань сделан по их образцу, только в Будапеште они устроены под открытым небом, а в Москве над бассейном был сооружён великолепный стеклянный купол. Солнце проникает в зал и создаёт ощущение открытых терм. Солнечные блики отражаются от воды и играют на стенах.
Интерьеры "женского разряда" (30 копеек) были ещё более нарядными. Особенно красивыми были раздевальня, выполненная в стиле Людовика XIV, и гостиная в стиле Людовика XVI, обставленная мягкой мебелью, коврами, зеркалами и украшенная расписными плафонами - здесь дамы отдыхали после бани. К сожалению, эти интерьеры полностью утрачены и сейчас в женском отделении - обычный евроремонт.
В Сандуны...
...так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское "дворянское" отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами.
Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, - каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.
Владимир Алексеевич Гиляровский "Москва и москвичи".
Очень любил Сандуны Фёдор Иванович Шаляпин: он был здесь частым гостем, но приходил только по вторникам - в санитарный день, когда не было посетителей и он мог спокойно отдохнуть. Шаляпин подружился с Верой Ивановной, часто приезжал к ней в Середниково, она была крёстной его дочери Ирины. Шаляпин называл Сандуны "царь-банями" и говорил, что их пар благотворно влияет на его голос и связки.
Уехав в Париж, он мечтал увезти с собой и Сандуны, что, конечно, было невозможно)
После революции
После революции Сандуны не закрылись, а продолжали работать и по-прежнему считались лучшими банями в Москве. Они и сегодня являются эталоном русской бани. За свою долгую историю закрывались всего несколько раз - в начале Великой Отечественной войны и в 1990-х, во время забастовки банщиков. В 1944 их реконструировали и оснастили новым по тем временам оборудованием. Деревянные конструкции были заменены каменными и металлическими. Исторические интерьеры были восстановлены архитектором В.И. Чагиным.
А вот с хозяйкой Сандуновских бань Верой Ивановной Фирсановой, так много сделавшей для города и людей, новая власть обошлась жестоко. Лишила её не только всего имущества, но и прав: на свободное передвижение, на участие в выборах, на получение продовольствия. Десять лет Вера Ивановна прожила в коммуналке на Арбате, в доме, который когда-то был её собственностью.
Её третьим мужем был юрист Виктор Николаевич Лебедев, который не претендовал ни на ее миллионы, ни на имущество, а просто любил её. У дочери Зои было двое сыновей - Сергей и Борис, они жили с бабушкой - Верой Ивановной. В 1919 году мальчиков удалось отправить во Францию к отцу.
В Париже внук Веры Ивановны Борис Конюс стал адвокатом и женился на младшей дочери Сергея Рахманинова Татьяне.
Спасибо Фёдору Шаляпину, который помог Фирсановой устроиться на работу гримёршей в один из московских театров. В 1928 вместе с труппой она выехала на гастроли в Париж и больше в Россию не вернулась. Ей было 66 лет. К счастью, ей удалось вернуть часть своего капитала. И последние годы жизни Вера Фирсанова вела обеспеченную и достойную жизнь во Франции. Правда, без мужа: его выезд в Париж не удалось организовать - он скончался в Москве, при странных обстоятельствах, когда уже были оформлены все документы и куплены билеты.