Этот интереснейший музей затерялся у самых стен Кремля, во дворах Романова переулка, между ул. Большой Никитской и Воздвиженкой. Когда-то на этом месте стоял опричный дом царя Ивана Грозного. Затем – обширный двор боярина И.Н. Романова, брата патриарха Филарета и дяди царя Михаила Фёдоровича.
В конце 17 века владельцем земель стал Лев Кириллович Нарышкин, брат царицы Натальи. При нём, в 1680-х, была воздвигнута необыкновенной красоты церковь Знамения Божией Матери:
Это, возможно, самый первый храм в стиле Нарышкинского барокко. И уж точно один из первых. С него вошёл в обиход сам термин «Нарышкинское барокко».
После Нарышкиных земля перешла сначала к Разумовским, а от них к Николаю Петровичу Шереметеву (он был зятем А.К. Разумовского, братом его жены Варвары). Кстати, до революции Романов переулок назывался Шереметевским.
При А.Д. Шереметеве в третьей четверти 19 века был построен огромный жилой доходный дом (Романов пер., д. 4, строение 1) и дворовый флигель при нём (строение 2) по проекту архитектора В.В. Белокрыльцева. Здесь проживали профессора и преподаватели Московского университета:
В конце 1990-х и дом, и флигель были приговорены к сносу. Сейчас здесь огромный бизнес-центр, который лишь отдалённо напоминает стоявшие здесь когда-то здания:
Но, оказавшись в эпицентре большой стройки, чудом сохранилась одна квартира этого дома, её удалось отстоять. В неё мы с Вами сегодня и отправимся: это Мемориальный музей-квартира великого русского естествоиспытателя К.А. Тимирязева.
Подлинный кусочек бывшего доходного дома, сохранившийся до наших дней.
Климент Аркадьевич Тимирязев...
...принадлежал к одному из старинных российских дворянских родов. Он родился в Санкт-Петербурге, закончил Петербургский университет. Но большую часть своей жизни прожил в Москве.
Первым местом его жительства в Москве стал коттедж в Петровско-Разумовском. До наших дней он не сохранился. Зато улица, на которой стоял коттедж, называется сегодня Тимирязевской.
Великий русский учёный-естествоиспытатель, физиолог растений, исследователь фотосинтеза, он первым изучил свойства хлорофилла, его состав и взаимодействие со световыми лучами.
Тимирязев 22 года проработал в Петровской академии, где возглавлял кафедру ботаники и анатомии растений. И также был профессором Московского университета, почти 40 лет: с 1872 по 1911.
Он был членом Лондонского королевского общества, почётным доктором университетов в Кембридже, Глазго и Женеве. Занимался также и музыкой, и изобразительным искусством, был увлечён пейзажной фотографией, читал лекции по технике фотографии. А в академии Тимирязев вместе с Л.Н. Толстым и М.К. Турским создали велосипедный клуб, который в те времена назывался клубом циклистов. Он обожал велосипедные прогулки и именно он приобщил к ним Толстого, с которым был очень дружен.
Семья Тимирязевых поселилась в этом доме в 1899: Климент Аркадьевич, его жена Александра Алексеевна и их 19-летний сын Аркадий. Сначала в доходном доме (на старом фото слева), в квартире №16 на четвёртом этаже. Но лифта в доме не было, и когда у Климента Аркадьевича появились проблемы со здоровьем, они переехали во флигель (на фото справа), на первый этаж, в освободившуюся квартиру №29.
Удивительно, что всю обстановку удалось сохранить в первозданном виде. Здесь всё подлинное: двери, рамы, паркет, обои, мебель, множество вещей домашнего обихода, книги, фотографии и даже шторы из лионского шёлка. Всё хранит память о живших здесь когда-то людях, любивших друг друга.
Квартира состоит из прихожей и пяти комнат.
В прихожей - телефон:
Это самый первый персональный телефон в Москве, он был установлен в квартире профессора К.А. Тимирязева в начале 1920. Это, безусловно, было признание заслуг Климента Аркадьевича. Он часто приговаривал: «Вот как хорошо слышно, но будет время, когда будешь не только слышать, но и видеть говорящего».
Гостиная
Она же столовая. Здесь обедали и принимали гостей:
Здесь часто звучала музыка, стоит рояль фирмы Беккер, изготовленный в Санкт-Петербурге в 1843. Клемент Аркадьевич и Александра Алексеевна любили играть на нём в четыре руки:
На этом рояле играл композитор Сергей Иванович Танеев, ректор Московской консерватории, он был близким другом К.А. Тимирязева и часто приходил в гости, благо, консерватория находится совсем рядом.
Два стула были специально заказаны в Англии – они из соломки, покрыты натуральной позолотой:
Здесь же – рабочий стол Александры Алексеевны, на котором стоят фотографии мужа, сына и других родственников:
Она окончила гимназию и Высшие женские курсы профессора В.И. Герье. Помогая мужу, занималась переводами статей и книг с французского и немецкого, а также конспектировала лекции Тимирязева.
В гостиной много раритетов, но об одном хочется сказать особо, это...
Чемодан фирмы «Louis Vuitton».
Чемодан попал к Клименту Аркадьевичу случайно, он его специально не покупал:
Дело в том, что в 1911 Тимирязев заказал в Англии 28-томное издание Британской энциклопедии (он был почётным доктором Кембриджского университета и в совершенстве владел английским). Заказ и был прислан в чемодане фирмы «Louis Vuitton», специально разработанном для пересылки энциклопедии: он был разделён на четыре отсека, чтобы упаковать все 28 томов.
Визитной карточкой бренда «Louis Vuitton» до сих пор являются чемоданы. Мастер, открыв свою мастерскую в 1854, совершил революцию в мире путешествий, ведь чемоданов в современном понимании тогда не было, вещи возили с собой в сундуках. Плоские чемоданы произвели настоящий фурор: они ставились один на другой и легко открывались сбоку.
Корпус чемодана делался из тополя (его срубали в возрасте 40 лет и хранили 8 лет до полного высыхания), африканского красного дерева окумея, растущего в Габоне, и бука. Всё это придавало изделиям особую лёгкость, водостойкость, гибкость и ароматизирующие свойства. Технология производства с тех пор не изменилась. Специальная защита углов и уникальные замки – неотъемлемая часть всех чемоданов «Louis Vuitton».
Но вернёмся в музей.
Кабинет Климента Аркадьевича
Главное здесь – это письменный стол с рукописью последней книги Тимирязева «Солнце, жизнь и хлорофилл»:
И, конечно, книги, книги, книги. Тимирязев собрал уникальную библиотеку: более четырёх тысяч томов, среди них есть очень редкие и ценные издания, которых нет в российских библиотеках, потому что многие книги куплены у букинистов за границей. Книги не только научные, но и художественные, на нескольких языках, многие с автографами. Самые старые относятся 17 веку.
Переживая о сохранности своей библиотеки, Тимирязев обратился в Совнарком с просьбой взять её под охрану, и 10 октября 1918 получил охранную грамоту №761 - документ, защищающий его библиотеку от реквизиции и уплотнения.
Но швондеры приходили и к профессору Тимирязеву, несмотря на охранную грамоту. Проблемы, конечно, были. После смерти Клемента Аркадьевича квартиру всё же сделали коммунальной и Александра Алексеевна прописала в ней своих знакомых.
На столе – фотографии самых близких людей – жены и сына:
Кабинет сына, Аркадия Климентьевича
Семьянин он был идеальный. Большая семейная радость была рождение сына... Любил он сына с первого дня рождения и когда я шутя говорила, а помнишь ты раньше говорил, что дети только с известного возраста становятся привлекательными; он постоянно с улыбкой отвечал мне: это необыкновенный ребёнок.
Из воспоминаний А.А. Тимирязевой, жены Климента Аркадьевича.
Аркадий Климентьевич Тимирязев был физиком. Он окончил физико-математический факультет Московского университета и до конца жизни проработал там. В книжных шкафах – часть его библиотеки:
В кабинете находится также постоянно действует выставка, посвящённая встрече К.А. Тимирязева с Дарвиным. К.А. был знаком с Чарльзом Дарвином, считал его своим учителем. Их встреча произошла в июле 1877 в имении Дарвина в графстве Кент. На картине запечатлена беседа двух учёных в оранжерее Чарлза Дарвина:
Здесь же – мантия Кембриджского университета, врученная Тимирязеву в 1909 за выдающийся вклад в науку:
24 июня 1909 в Кембридже отмечали 100-летие Дарвина и в честь этого события ведущие учёные мира (21 человек) были удостоены почётного звания доктора наук Кембриджского университета. Русскую науку представлял К.А. Тимирязев. Тогда и была вручена мантия.
Спальня А.К. Тимирязева
Спальня Аркадия Климентьевича одновременно была и семейной фотолабораторией.
Климент Аркадьевич очень серьёзно относился к фотографии, считал её искусством, причём самым демократичным из всех видов искусства.
В 1896 на 16-й Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде отец и сын получили серебряную медаль за представленную коллекцию пейзажей Европы. Очень высоко ценил мастерство учёного художник И.И. Левитан.
Спальня родителей
Одна из дверей спальни сына ведёт в спальню родителей, совсем небольшую и довольно аскетичную:
В этой комнате К.А. Тимирязев скончался 28 апреля 1920 от воспаления лёгких. Ему было 76 лет.
В этот день в Москве, в Доме печати на Никитском бульваре, должно было состояться торжественное заседание, посвящённое 50-летию В.И. Ленина. Климент Аркадьевич получил приглашение, но заболел. И послал юбиляру в подарок свою новую книгу «Наука и демократия», сопроводив её письмом с тёплыми словами.
К.А. Тимирязев всегда придерживался демократических убеждений и свои идеи отстаивал горячо и открыто. В годы революции он поддержал большевиков, так как видел в них благо для России. Был депутатом Моссовета от вагоностроительного депо Московско-Курской железной дороги.
27 апреля Ленин прислал ответное письмо:
«Дорогой Климентий Аркадьевич! Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был в восторге, читая ваши замечания... Крепко, крепко жму вашу руку и от всей души желаю Вам здоровья, здоровья и здоровья! Ваш Ульянов (Ленин)».
____________________________
После смерти К.А. Тимирязева в квартире проживали его вдова и сын. Александра Алексеевна скончалась 10 февраля 1943. После смерти Аркадия Климентьевича 15 ноября 1955 в квартире был создан музей.
Прекрасно, что сохранена эта квартира, что её удалось отстоять. И каждый человек при желании может навестить великого учёного. Переступая порог этой квартиры, Вы чувствуете себя так, как будто пришли в гости к доброму и умному человеку. Который вот-вот, улыбаясь, войдёт в комнату. Все вещи хранят тепло его рук.
Память
В ноябре 1923 в Москве, на Тверском бульваре, был открыт памятник К.А. Тимирязеву:
В декабре 1923 Петровская сельскохозяйственная академия была переименована в Сельскохозяйственную академию имени К. А. Тимирязева.
В 1936 был снят фильм о Клименте Аркадьевиче «Депутат Балтики» (режиссёры Александр Зархи и Иосиф Хейфиц, в главной роли Николай Черкасов). Фильм великолепный, он повествует о трудных для России временах (1917 год) и об интеллигенции, которая понимает, что её задача – служить народу, потому что именно народ её выкормил и выучил. Только ради игры Черкасова стоит посмотреть этот фильм: 35-летний актёр играет 75-летнего учёного.
22 мая 1913, в день 70-летия Тимирязева, другой великий русский учёный, Иван Петрович Павлов, сказал о нём такие слова, что лучше и не скажешь:
«Климент Аркадьевич сам, как и горячо любимые им растения, всю жизнь стремился к свету, запасая в себе сокровища ума и высшей правды, и сам был источником света для многих поколений, стремившихся к свету и знанию и искавших тепла и правды в суровых условиях жизни».
Этими словами и закончим статью. Спасибо, что дочитали её до конца!
Адрес: Романов переулок, д. 4, стр. 2, кв. 29.