Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Палаты бояр Романовых: Здесь чувствуется дыхание времени

Это яркое, нарядное здание в Зарядье, на Варварке, в двух шагах от Красной площади и Кремля - Палаты бояр Романовых. Музей, который знакомит нас с патриархальным бытом московского боярства 16 - 17 веков: Здание палат большое, 3-этажное, есть и подвалы. На протяжении веков из-за частых пожаров и перестроек его внешний вид неоднократно менялся. Свой нынешний облик оно приобрело в середине XIX века. Подвал и первый этаж - одна из самых древних гражданских построек столицы – относится к концу 15 - началу 16 века. Второй этаж надстроен в 17 веке. Третий - деревянный, и это реконструкция 19 века. Романовы - древний род. Его родоначальником считается Андрей Кобыла – боярин московского великого князя Симеона Гордого. Его сын Фёдор Кошка, талантливый дипломат, служил Дмитрию Донскому. Его потомки носили фамилию Кошкины. Фамилия Романовы утвердилась в 16 веке благодаря Роману Захарьину – отцу Анастасии Захарьиной-Юрьевой, ставшей в 1547 женой царя Ивана Васильевича (он тогда ещё не был Грозным,
Оглавление

Это яркое, нарядное здание в Зарядье, на Варварке, в двух шагах от Красной площади и Кремля - Палаты бояр Романовых. Музей, который знакомит нас с патриархальным бытом московского боярства 16 - 17 веков:

Здание палат большое, 3-этажное, есть и подвалы. На протяжении веков из-за частых пожаров и перестроек его внешний вид неоднократно менялся. Свой нынешний облик оно приобрело в середине XIX века. Подвал и первый этаж - одна из самых древних гражданских построек столицы – относится к концу 15 - началу 16 века. Второй этаж надстроен в 17 веке. Третий - деревянный, и это реконструкция 19 века.

Романовы - древний род. Его родоначальником считается Андрей Кобыла – боярин московского великого князя Симеона Гордого. Его сын Фёдор Кошка, талантливый дипломат, служил Дмитрию Донскому. Его потомки носили фамилию Кошкины. Фамилия Романовы утвердилась в 16 веке благодаря Роману Захарьину – отцу Анастасии Захарьиной-Юрьевой, ставшей в 1547 женой царя Ивана Васильевича (он тогда ещё не был Грозным, ему было всего 17).

Именно тогда Романовы получили во владение палаты на Варварке, которые станут их родовым гнездом. Обширную городскую усадьбу, занимавшую целый квартал. Первым их владельцем был брат царицы Анастасии, Никита Романович Захарьин-Юрьев, боярин, воевода.

Несмотря на родство, Иван Грозный не раз накладывал на Никиту Романовича опалу. Как вспоминает англичанин Джером Горсей, живший на Английском подворье на Варварке, рядом с палатами Романовых, однажды Иван Грозный...

...послал две сотни стрельцов грабить Никиту Романовича... забрал у него все вооружение, лошадей, утварь и товары ценой на 40 тысяч фунтов, захватил его земли, оставив его самого и его близких в таком плачевном и трудном положении, что на следующий день Никита Романович послал к нам на Английское подворье, чтобы ему дали низкосортной шерсти сшить одежду, чтобы прикрыть наготу свою и своих детей, а также просить у нас какую-нибудь помощь.

В конце правления Ивана Грозного опала с семьи была снята.

У Никиты Романовича было пять сыновей, и один из них – Фёдор Никитич, будущий патриарх Филарет. Его сын, Михаил Фёдорович, первый царь новой династии, родился именно здесь, в палатах на Варварке, в 1596:

М.Ф. Романов - первый русский царь из династии Романовых. Неизвестный художник 18 в., копия. Музей "Палаты бояр Романовых".
М.Ф. Романов - первый русский царь из династии Романовых. Неизвестный художник 18 в., копия. Музей "Палаты бояр Романовых".

Сейчас здесь музей: интерьеры - как жилые, так и хозяйственные, и подлинные памятники прикладного искусства: мебель, изразцовые печи, сундуки, предметы быта и личного обихода того времени, одежда и утварь, старинные книги, ткани...

-4

Самое сильное впечатление производят старинные подвалы со сводчатыми потолками, кирпичный и белокаменный. Это самая древняя часть здания, и здесь чувствуешь дыхание времени. Представляете, эти подвалы дошли до наших дней со времени Никиты Романовича Захарьина-Юрьева!

Кирпичный подвал

-5

Это было место хранения продуктовых запасов и орудий труда: вил, кос, серпов, кадок, корзин, кое-какой посуды. Справа внизу виден фрагмент кирпичной кладки пола 16 века:

-6

Белокаменный подвал

-7

Это древнейшая часть палат, конец 15 века. Здесь хранили боярскую казну. Дорогое имущество (одежду, ткани, посуду) держали в деревянных сундуках, окованных металлическими резными пластинами.

В левом углу подвала представлена научная реконструкция прапора Никиты Ивановича Романова 17 века:

-8

Прапор - небольшое знамя с длинными откосами, личный знак родовитого боярина, он использовался в военных походах. В прямоугольник вшита фигура грифона из жёлтого шёлка - грифон был родовым гербом Романовых.

Из подвала поднимаемся на второй этаж по красивой лестнице:

Трапезная (столовая) палата

-10

Трапезная - парадная палата на мужской половине дома. Она служила для приёма гостей, пиров и обедов. Центральное место здесь занимает стол. Места за столом занимались в соответствии с традицией "местничества": по признаку родовитости. Почётное место под иконами занимал хозяин дома. По правую руку от него - самый знатный гость.

Лавки покрыты турецкими бархатными тканями. Кресла, часы, столовые приборы - иностранного происхождения - это отличительная особенность богатого дома того времени.

Слева от стола - специальный поставец с позолоченной и серебряной посудой - чарками, стопами, братинами:

-11

Есть в поставце и серебряный жалованный ковш, чья-то награда за воинские заслуги. Представлена также вилка - диковинка, начинающая входить в обиход:

-12

Сводчатые потолки и стены украшены живописью на парчовой ткани - монограммами "МФР" (Михаил Фёдорович Романов) и родовым гербом семьи Романовых - грифоном, это очень красиво:

Пол в трапезной - дубовый паркет. В окна вставлены слюдяные "оконницы" - тонкие рамы с металлическими переплётами:

-14

Кабинет боярина

"Кабинет" - это условное название комнаты, в которой хозяин дома мог заниматься государственными и личными делами:

Стены обиты золочёными фламандскими кожами - никогда такого не видела, красота необыкновенная:

На рабочем столе - чернильный прибор, украшенный эмалями, гусиные перья, ларец для хранения ценных вещей, маленький сундучок, щипцы для съёма свечного нагара:

-17

Книга на столе - "Переписка Ивана Грозного с князем Курбским", принадлежала Никите Ивановичу Романову.

А какая здесь голландская печь!

Она выложена муравлеными изразцами на темы исторических сюжетов, сказок, бытовых сценок: осада крепости, Соловей Разбойник с огромными усами - рассматривать можно долго...

Библиотека

Эта комната рассказывает нам об интересах хозяина дома. А также - об уровне развития печатного дела и просвещения в России 17 века. Стены обиты сукном. На скамье - турецкий барханый полавочник. Книги - имущество ценное - хранились в сундуках и нишах. На переднем плане - стол, покрытый узорчатой скатертью, а на нём - открытая книга "Сказание о Мамаевом побоище". Рядом - небольшой ларчик, подсвечники, гребень и копоушка:

-20

И обратите внимание на потрясающе красивый резной стул около стола. Только удобно ли было на нём сидеть хозяину библиотеки, вот вопрос.

В библиотеке печь попроще, но тоже хороша, а изразцы на ней - с цветочными узорами:

Эти две печи - в библиотеке и кабинете - обогревают ещё и соседствующую с ними просторную Трапезную.

Терем

Терем - это деревянное помещение на третьем этаже, изолированная женская половина дома. Здесь теплее, светлее и просторнее, чем внизу. Уютнее. Но это полностью реконструкция 19 века, и это понятно: дерево не столь долговечно, как камень.

В терем ведут сени - обязательная принадлежность богатого дома. Это небольшое переходное помещение, в котором несколько витрин с украшениями и предметами женской одежды, туфельками из парчовой и шёлковой ткани и ножницами в виде птички:

с книгой "Домострой" - энциклопедией семейной жизни 16 - 17 веков:

Книга "Домострой".
Книга "Домострой".

Челобитная царям Иоанну и Петру Алексеевичам от А.М. Перфильевой с жалобами на пьянство мужа:

Челобитная царям Иоанну и Петру Алексеевичам от А.М. Перфильевой с жалобами на пьянство мужа. 17 век.
Челобитная царям Иоанну и Петру Алексеевичам от А.М. Перфильевой с жалобами на пьянство мужа. 17 век.

Комната боярыни, хозяйки дома

Терем - часть дома изолированная: образ жизни женщин высшего сословия был очень замкнутым. Жизнь в тереме была устроена по монастырскому образцу. Высшими добродетелями женщины считалось смирение, скромность и стремление во всём угодить мужу.

На стене - портрет первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

Потолки и стены обиты деревом и украшены резьбой. По периметру комнаты - лавки, покрытые суконными полавочниками. На столе - ключи от подвалов, погребов и сундуков - боярыня ведала всеми домашними делами и распоряжалась слугами. Но главной её заботой было воспитание детей.

Мальчики жили здесь с матерью до 5 - 6 лет, затем их переводили на мужскую половину дома и поручали воспитателям. Вот комната старших сыновей на мужской половине дома - с книгами, учебниками, картами. Справа от стола - глобус венецианского картографа Винченцо Коронелли (реконструкция):

Девочки до самого замужества жили с матерью на женской половине и готовили приданое: одежду, посуду, ткани, украшения - всё, что потребуется для семейной жизни. Собирали и складывали в специальные огромные сундуки:

-27

Вторая комната в Тереме - рабочая. Здесь женщины занимались рукоделием, ткали, шили, пряли:

-28

И ещё одна печь, с цветами и птичками:

Несмотря на то, что музей небольшой, рассказывать о нём можно бесконечно, но лучше прийти сюда, в этот шикарный музей, и увидеть всё своими глазами - здесь очень интересно. От души рекомендую его всем, кто интересуется историей нашего Отечества. Мы провели здесь примерно час - этого времени хватило, чтобы неспешно всё рассмотреть и прочитать.

Музей замечателен ещё и тем, что работает по понедельникам, когда закрыты почти все остальные музеи Москвы, выходной - вторник. И это его огромное преимущество!

Адрес: ул. Варварка, д. 10.