("Дракула", Dracula: A Love Tale, 2025, Франция и др.)
Вряд ли каждый современный режиссёр-классик мечтает снять своего "Дракулу". Однако нечто общее у Люка Бессона с Фрэнсисом Фордом Копполой теперь есть.
И бюджеты у их "Дракул" калорийные: 45 млн. € у первого и 40 млн. $ у второго; хотя, с учётом инфляции, копполовский бюджет 1992 года выглядит гораздо солиднее.
Имя основоположника Дракулиады в мировой культуре, ирландца Брэма Стокера, в титрах у Люка упомянуто. Однако Бессон не был бы собой, кабы экранизировал что-то прилежно: уткнувшись носом в первоисточник и водя пальцем по каждой строчке.
Вот ещё! А похулиганить?
Хотя эту книжку Люк наверняка читал и смотрел близкие к её сюжету фильмы. Но, как и в случае с историей Жанны Дарк, он снимал своего "Дракулу", "с блэкджеком и плюшками". А начал с того, что...
... Да, здесь бомбические форсунки у ярых адептов готики заполыхают сразу. И надолго.
Мыслимое ли дело: Бессон вдруг взял и перенёс основное действие "Дракулы" из Англии... во Францию того же конца 19 века! С её Парижем, Эйфелевой башней и хрустом тамошних булок. После чего нагородил ещё много-много отсебятины. Так, что имя Стокера в титрах побагровело от стыда и стало пытаться само себя промотать.
А вот 76-летний писатель Патрик Зюскинд, наоборот, побледнел и наверняка полез искать в телефоне номер своего адвоката...
...Что-что вы спрашиваете? А герр Зюскинд тут при чём?
При том, что Люк, не указав его в титрах, бесстыжим образом слямзил у него идею про парфюмера. Который объездил мир в поисках ингредиентов для огуречного лосьона супердухо́в и в итоге их изобрёл. После чего начал пшикаться ими в людных местах, и все дамы с девицами айда липнуть к нему, словно железные опилки к полюсам магнита. И не с целью "да мне просто спросить", как легко догадаться.
Парфюмером этим у Бессона был, ясен граф, Дракула на пике своей вурдалачьей карьеры. Но зачем ему нужен парфюм, да ещё такой термоядерной силы?
Не ему. Супердухи понадобились Люку в его сценарии.
Почему его персонажу не хватило для этого штатной "охмуряющей" магии вампиров? Не спрашивайте. Бессон художник, он так видит. И раз он сказал: "А подать сюда Зюскинда!", значит так тому и быть.
Кстати, о художнике...
Кстати, о художнике.
Несмотря на жуткую отсебятину и абсурдные сцены (например, в битве армия Дракулы сначала поджигает разлитое горючее, а потом прыгает сражаться с врагом... прямо в огонь), в художественном плане Бессон тряхнул-таки стариной. И мощно.
Не поленитесь, найдите "Дракулу" с максимально качественной картинкой - и она скрасит вам все его недостатки. Особенно, если вспомнить уныло-плаксивую серость недавнего "Носферату" Эггерса.
Люку серость и уныние откровенно претят.
Даже в сценах, где он глумится над здравым смыслом, - типа кусания в открытую людей на вечеринке, пленника в кандалах, посаженного рядом с кузнечными инструментами, или... французско-румынской границы, - всё поставлено эффектно. И с какой-нибудь искоркой-изюминкой-фишкой (операторской, монтажной, музыкальной и т. п.). Что красноречиво передаёт даже трейлер. А в самом фильме всё это роскошество сверкает более двух часов.
По той же причине анти-унылости в "Дракуле" нет затянутых сцен.
Даже когда Дракула (К. Л. Джонс) долго рассказывает пленнику Харкеру свою биографию, флэшбэки в это время несутся по экрану калейдоскопом - только успевай следить за полётом авторской фантазии.
Про развязку с военным и пушечным штурмом вампирского замка и не заикаюсь.
От такого попрания канонов фанаты готики вовсе впадут в ступор и больше из него не выпадут. Но через призму творческого хулиганства Люка всё это смотрится чётко по-бессоновски. Без отхода от его уже личных режиссёрских канонов.
Актёры...
Я не поклонник ни Калеба Лендри Джонса, ни его специфической манеры игры. Но в одном интервью Бессон заявил, что решил снимать "Дракулу" лишь потому, что хотел вновь поработать с Калебом. Ибо так крепко спелись они в "Догмене" (2023), что рванули "продолжать банкет", даже толком не отдохнув друг от друга.
Поэтому, что ж, Джонс так Джонс. Главное, не "Валериан" ДеХаан, и на том мерси боку.
Кристоф Вальц, как по мне, актёр гораздо интереснее. Только роль эксперта по вампирам у него второплановая, и места для "отжига" не подразумевала. Жаль. Но сцены с Вальцем всё равно замечательные, особенно первая.
Прочие актёры в целом тоже с задачами справились и неприязни не вызывают.
Сюжет...
Да, он выписывает "неуставные" кренделя, но от классической канвы не отступает.
Своё начало он берёт задолго до основных событий, в 1480 году. В ту пору граф Влад III Дракула ещё не отрастил клыки, кровь пил лишь фигурально, из подданных, а к шее своей жены Елизаветы присматривался лишь затем, чтобы её поцеловать.
Но так уж вышло, что вскоре она трагически погибла, пока Влад воевал с захватчиками-иноверцами.После чего он жестоко обиделся на Бога. А Бог в свою очередь на него. И наказал Дракулу проклятьем вечной жизни в личине вурдалака. Не по-божески, конечно, но уж коли Влад сам напросился...
Минуло 400 лет. И вот в румынский замок таинственного Дракулы приезжает юрист... из Франции. По вопросу покупки графом аббатства в Париже...
Что было дальше, вы себе уже представляете... И одновременно не представляете, ведь это же Бессон-версия готической классики, а, стало быть... (смотри всё написанное выше).
***
В общем, как всегда неожиданный Бессон с неожиданным прочтением заплесневе... культового готического романа 19 века. Вуаля, силь ву пле!
И тут, как говорится, выбора нет. Любое новое творение Люка по-прежнему вызывает интерес. И любой мало-мальски знающий его творчество зритель мимо этого кино не пройдёт. Железно! А понравится оно вам или нет - это уже другой вопрос.
Вот и весь вердикт.
Разве что, повторюсь, консервативные фанаты Брэма Стокера рискуют заработать на "Дракуле" Бессона инфаркт. Поэтому советую им быть здесь предельно осторожными и держать наготове реанимационный чемоданчик. Желательно заодно с медсестрой.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):