Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Парфюмер: История одного убийцы

Оглавление

(2006, Германия)

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак...

Жаль, что автор этих строк Джанни Родари не дожил до тех лет, когда немецкий писатель Патрик Зюскинд опубликовал свой супербестселлер "Парфюмер". А иначе Родари, наверное, было бы любопытно узнать о редком исключении из отмеченного им правила: никак не пахнущем человеке, которого бездельником явно не назовешь. Правда, и честным работягой тоже, поскольку, изобретая сутками напролет духи повышенного вштыривания, герой "Парфюмера" не гнушался использовать во имя своей цели весьма незаконное и экзотическое сырье - симпатичных молоденьких барышень. Которых, увы, приходилось ради этого умертвлять, поскольку наш творец был слишком беден, грязен и ненормален для того, чтобы барышни, крича ура и бросая в воздух чепчики, добровольно отдавали бы ему свои пот и волосы (большего от них не требовалось). А тем более делали бы это регулярно. И потому, чувствуя, что за столь экстравагантную просьбу его в лучшем случае пошлют dans le cul, а в худшем насадят на шпагу, герой предпочитал избегать недопонимания с дамами единственным известным ему способом. К сожалению, экономически невыгодным. Зато избавляющим его от лишних хлопот вроде ухаживания, дарения цветов, чтения стихов и уламывания дамы подстричься и попотеть в простынку.
Короче говоря, знакомьтесь: Жан-Батист Гренуй, человек без запаха, но гений обоняния, выдумщик ароматов, мастер парфюмерных дел и по совместительству "производственный" маньяк. В смысле, маньяк, убивающий своих жертв не ради похоти, а сугубо по профессиональной необходимости. Иными словами, ничего личного, мадемуазель, это только бизнес...
Увы, но подобная мотивация его поступков все равно не могла оправдать его ни в суде, ни перед честны́м народом. Отчего жизнь Гренуя была полна страданий, лишений, беготни с места на место и компромата в виде трупов, от которых приходилось избавляться. Но тут уж, как говорится, парень сам выбрал себе такую участь, хотя мог бы найти работенку попроще, вдали от лосьонов и одеколонов, каким-нибудь скорняком, рыбаком или конюхом. Тогда и попахивал бы он пусть не собой, но, как у Джанни Родари, своей работой, и привычные к таким ароматам крестьянские девки от него бы носы не воротили.

-2

Короче говоря, финал истории был предсказуем. И все-таки фантазер Зюскинд придумал для нее чертовски неожиданную и эпическую развязку, которая идеально вписалась и в фильм. Да и весь сюжет книги в целом оказался киногеничным. Сам я ее, правда, не читал, но судя по малому числу возмущенных отзывов (причем ругают картину в основном профессиональные критики, а не любители вроде меня), режиссер Том Тыквер не стал грубо насиловать первоисточник, а обошелся с ним по-джентльменски. Также радует глаз зрителя весьма художественная картинка. Не знаю, насколько исторически достоверная, я не эксперт, но прорисовано всё у Тыквера с воистину немецкой педантичностью. Причем неважно, что мы видим на экране - или откровенные мерзости вроде горы тухлой рыбы или же целую гору срезанных розовых бутонов в мастерской парфюмера.

***

В общем, еще одно достойное германское кино, которое снискало мировую популярность несмотря на показанную в нём, непопулярную историческую эпоху и далеко не самого обаятельного героя. Соглашусь, что местами картина затянута, и что актеры в ней не особо блещут - кроме, естественно, многоопытных Дастина Хоффмана и Алана Рикмана. И все же есть у фильма, как и у маньяка Гренуя, некая внутренняя магия, которая заставит вас рано или поздно его пересмотреть. Разве что Гренуй околдовывал толпу запахами, а вот какую технологию привлекательности использовал для "Парфюмера" Тыквер, я сказать затрудняюсь. Но как бы то ни было, она тоже работает и неплохо.

-3