("Носферату", "Nosferatu", 2024, США)
Попробовал бы сегодня кто взять, например, роман Стивена Кинга, изменить в нём имена, место действия и финал, а потом снять по этому сценарию фильм. Что тут началось бы - врагу не пожелаешь. Фанаты втоптали бы плагиатора в грязь еще быстрее, чем ему выдвинули бы судебный иск.
Однако в 1920-е подобное "кручу - верчу - запутать хочу" было в кино в порядке вещей. Более того, имело шансы стать такой же классикой жанра, что и оригинальное произведение.
Так, как это случилось с германским "Носферату: Симфонией ужаса" Ф. В. Мурнау - самовольной переделкой "Дракулы" Б. Стокера. Этаким "финтом ушами", ведь наследники писателя не дали Мурнау добро на экранизацию книги.
Судебный процесс о плагиате стокерова родня, ясен Брэм, выиграла. И хоть большинство копий с "Носферату" было уничтожено, кое-что в закромах поклонников уцелело. Благодаря чему эта немая, но стильная трансформация "Дракулы" не только известна поныне, но и считается культовым раритетом у кинофилов и фанатов всего готичного-вампирского.
Почему американец Роберт Эггерс сбрил усы надумал снять ремейк этого "abibasa" из мира хоррор-классики, даже не спрашивайте.
Все его картины, начиная с режиссерского дебюта "Ведьма" (2015) (затем "Маяк" и "Варяг"), являли собой своеобразные, авторские работы. Непредсказуемые, в меру поэтичные, слегка артхаусные, но всё-таки адекватные. Благодаря чему они заинтересовали не только многомудрых критиков, но и обычного зрителя. Так что переделка Эггерсом творения Мурнау - очередной его экстравагантный заскок, не более. Вон и критики довольно мурлычут: аж 4 номинации на Оскар фильму отвесили.
Другой вопрос, найдется ли на что посмотреть сегодня у Роберта нам, простым эксплуататорам дивана и "телека"?
Сейчас задам вопрос, который за почти 7 лет существования этого канала я вам точно ни разу не задавал.
Так вот: как вы относитесь к экспрессионизму?
И это не шутка. Лишь от вашей любви к нему зависит, останетесь вы довольны "Носферату" Эггерса, или просидите эти 2 с лишним часа с кислой физиономией, как я. А такой экспрессионизм, как у него - то есть помноженный на готические страдания, заламывание рук и истерики, - лично мне осточертел минут через 20. И любование зловеще-мрачной "картинкой", что у Роберта традиционно великолепна, не сильно скрасило мне оставшееся время.
Но опять же, если он тщательно "ремейчил антиквариат", то и всю его знаменитую экспрессию обязан был передать.
Логично? Вроде да. Но есть нюанс: делать своего "Носферату" немым и чёрно-белым Эггерс не захотел (только бледнокрасочным). Однако, если в немом кино гиперэмоциональные мимика и жесты - важный инструмент для бессловесной передачи чувств, то в звуковом формате с таким "форсажем" легко переусердствовать. Что Роберт явно знал, и всё равно сделал это.
Не так выпукло сделал, как Мурнау, разумеется. Но если вы ощутите, что вскоре безостановочные крики, припадки и судороги героини Элен (Л-Р. Депп) начнут вас раздражать, знайте - это только начало. И чем дальше, тем этот... нет, не накал, а это белое каление страстей будет лишь усугубляться.
А кроме Элен тут хватает других персонажей, готовых на собственном примере объяснить вам смысловое значение слова "экспрессия".
Искренне жаль, но после всех их стараний я так ею и не проникся.
В сюжетном плане ремейк не далёк от классики. Вдобавок многие сцены оттуда Эггерс переснял пусть на современный манер, но узнаваемо.
Основное действие и тут происходит в выдуманном немецком городе Висборг в 1838 году. Только переименованный в графа Орлока, Дракула живет не в Трансильвании, а в горах гораздо ближе. Там, куда молодой торговец недвижимостью Томас (Н. Холт) легко доскачет на лошадке. А на пути к самому замку Орлока ещё немного "поприключается".
Есть у Томаса и молодая жена Элен, за которой в его отсутствие приглядывают его друг Фридрих со своей супругой (А. Тейлор-Джонсон и Э. Коррин).
А приглядывать за Элен надо. Ведь она страдает ночными кошмарами, бредом, сомнамбулизмом, припадками, и может, будучи в невменяемом состоянии, себе навредить.
Вот и после отъезда мужа решать дела с Орлоком - граф желает прикупить в Висбурге какие-то мрачные руины, - психическое здоровье Элен ухудшилось. Да так, что пришлось к ней доктора вызывать и привязывать бедняжку к кровати.
Впрочем, неприятности, что обрушатся на Томаса в гостях у Орлока, будут гораздо жутче. Ибо старичок окажется тем ещё злым проказником без чувства юмора, но с очень острыми зубами...
...И здесь, кстати, рискует возникнуть вторая причина, почему "Носферату" покажется вам скучным.
Заметное его отличие от "Дракулы" случится лишь в развязке/финале. А до него всё будет происходить, как в знакомой всем истории Брэма Стокера. А если вы ещё и поклонник "Носферату" Мурнау, Эггерсу подавно не удастся удивить вас чем бы то ни было. Разве только всё той же современной "говорящей картинкой", и то не факт.
***
В общем, воздержусь от выдачи каких-либо оценок "Носферату" Р. Эггерса. Моё неприятие его экспрессионизма - дело банального вкуса и не может считаться объективной претензией к фильму. Уверен, что вправду хорошему. Только надо очень уж любить готику, чтобы не морщиться ни от неврастеничных героев "Носферату", ни от его повторяющегося сюжета, - а это, увы, не про меня.
Тем не менее даже "субъективные грабли", на которые я наступил и вам указал, могут причинить "лобовой дискомфорт" кому-то из вас. Имейте это в виду. И если местные персонажи тоже начнут вас раздражать в первые 20 минут, лучше оставьте картину в покое и больше о ней не вспоминайте.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):